К чёрту!
Не можете служить Богу и маммоне
Мф.6:24, Лук.16:13
Мальчику с луком я свернул шею,
Аки цыплёнку.
Ощипал его перья
И бросил в канаву.
Он стрелы свои отказался извлечь...
Волноваться не нужно -
Эта падла бессмертна.
Воскреснет.
Бог христианского мира не слышит.
К чёрту Его!
Голоса Пиерид мне теперь безразличны.
Ведь от песен моих,
Воспевающих самую лучшую деву,
Проку нет никакого.
«Ступайте прочь, Камены, прочь, хоть мне милы
Всегда вы были прежде»*.
В отличие от Марона, я не имею сомнений*.
Но что с того, что никто не сравнится
С Татьяной ни мудростью, ни красотою?
«Да что толку мне в этом известье?»*
К чёрту Любовь!
«Прощай, моих всех дум дума».
К чёрту Искусство и Красоту.
Буду Узуре* служить!
(Ибо пространство кончается счётчиком).
Или, как Мильтон сказал бы -
Маммону.
Someone might say:
- For whom the bell tolls?
- It tolls for me today*.
Моритуро 07.12.2025
На картинке: Поклонение Мамоне - Эвелин де Морган (англ. Evelyn De Morgan; 30 августа 1855 — 2 мая 1919) — британская художница, последовательница прерафаэлитов.
Мамона (также маммона; лат. mammona) — слово, используемое в Евангелиях (личностно — Мф. 6:24, Лк. 16:13, безлично — Лк. 16:9, Лк. 16:11) и в раввинистической литературе (Мишна Авот 2,12) в значении «имение, богатство, блага земные». В Новом Завете «мамона» служит олицетворением богатства, от служения которому предостерегаются верующие: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24, Лук. 16:13). Также демон, олицетворяющий богатство, алчность и стяжательство.
* Из Вергилия:
«Лидия»
… С нею сравниться
Может ли кто красотой и мудростью?
* в кавычках - вставки из "Смеси стихов" Вергилия (или не его?)
* Узура — центральное мировоззренческое понятие и ключевой поэтический образ Эзры Паунда. Это определение, данное Паундом всему материальному, стяжательскому, конформистскому, обывательскому миру — тому, что прикрывается «логикой» рынка, прогресса, цивилизации и славит успех и моду.
Узура для Паунда стала воплощением всего низменного и материального, а его поэма «Кантос» построена как последовательная критика этого господствующего мирового порядка.
* - По ком звонит колокол? - ты можешь всё-таки сказать.
- Сегодня он звонит по мне.
Из проповеди Джона Донна: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе»
Для любознательных и ленивых:
* Пиериды бросили вызов Музам в песенном состязании. Соревнование проходило на Парнасе, куда судить были приглашены лучшие знатоки музыки. Когда пели Пиериды, всё вокруг погружалось во мрак, и никто не слушал их хора.
Когда запели Музы, замерло небо, звёзды, море и реки. Победили Музы.
За то, что Пиериды, будучи смертными, вступили в спор с богинями, Музы изменили их внешность и превратили в девять птиц. Смертные называют их чомгой, вертишейкой, кенхридой, зеленушкой, щеглом, уткой, зелёным дятлом и драконтидой.
Миф о состязании Пиеридов с Музами описан в «Метаморфозах» Овидия. Этот Миф объясняет происхождение распространённого эпитета Муз — Пиериды. Сами музы иногда также называют их этим именем.
Камены (Camenae, древняя форма casmenae) — древнеиталийские божества, обитавшие в источниках, родниках и ручьях у храма Весты. Богини источников и покровительницы рожениц, а также искусств.
В роли божеств колодцев и фонтанов аналогичны древнегреческим кренаям.
Каменам была посвящена роща у Рима. Там находился источник, доступ к которому (на одном из этапов существования культа) имели только весталки.
В число камен входят:
Кармента — в честь её проводился праздник Карменталии (Carmentalia), в котором главным образом участвовали женщины. О связи камен с источниками говорит то, что в этот праздник проводился особый ритуал наполнения сосудов весталками, водой из почитаемого источника.
Антеворта (ведающая о будущем) — спутница (иногда сестра) Карменты. Отвечала за предсказания будущего. Известна также, как Поррима. В астрономии эти имена иногда носит звезда Гамма Девы.
Постворта (ведающая о прошлом) отвечала за прошлое. Известна также под именем Прорса. У древних римлян существовало поверье, что при обычном рождении ребенка (головой вперед) присутствовала Поррима, а если ребенок рождался ногами вперёд, то Прорса.
Эгерия — нимфа воды, прорицательница. Роща, где с ней встречался её супруг Нума Помпилий, была позже посвящена каменам. В роще находился источник, в который согласно мифу превратилась Эгерия (или сама, растаяв в слезах, или волею Дианы). Когда этот источник облагородили и обложили разноцветным мрамором и мозаикой, об этом с сожалением сообщает Ювенал, считая природный облик источника («когда мрамор не осквернил родной камень») более естественным.
Антеворта и Постворта иногда рассматриваются как аспекты Карменты (смотрящей в прошлое и будущее, наподобие двуликого Януса), но в более позднее время они в любом случае приобретают характер самостоятельных существ, к которым могли обращаться за помощью. Изображались как спутницы Карменты.
Камены как музы
Название, которое допускает связь лишь со словом carmen — песня, заговор, изречение, — как и имя богини Карменты, указывает на веру в прорицательную силу источников. К каменам принадлежала Эгерия, по преданию, дававшая мудрые советы Нуме Помпилию. Покровительницы искусств. Ливий Андроник, переводя на латынь «Одиссею», перенёс название камены и на греческих муз (те тоже первоначально были божествами источников).
Гораций в своих «Одах» называет поэтическое вдохновение «мягким дыханием греческой Камены» (spiritum Graiae tenuem Camenae).
Восприятие камен меняется от олицетворений источников и сугубо женских божеств к приравниванию их к древнегреческим музам одновременно с ростом популярности древнегреческой культуры и мифологии в Древнем Риме.
Иосиф Бродский
Не выходи из комнаты…
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
Публий Вергилий Марон
Лидия
Как я завидую вам, о поля и прекрасные долы,
Тем вы прекрасней вдвойне, что с моею красавицей вместе
Вам и молчать, и вздыхать дано о нашей любови!
Ныне взирает на вас моя Лидия, с вами играет,
С вами беседует, к вам обращает веселые взоры,
Вам потихоньку она мои напевает напевы,
Коими некогда мне, влюбленному, слух услаждала.
Как я завидую вам, о поля, — любовь вас наставит!
Благословен и удел вертоградов, премного счастливых!
Там попирает она стопами лилейными травы,
Зелень незрелых кистей розоперстой дланью срывая,
Ибо еще лоза не набухла сладостным Вакхом;
Иль среди пестрых цветов, благовонной дани Венеры,
Склонит колена она, ковер зеленый сминая,
И о любви моей поведает лугу украдкой.
Снежные горы и нежные долы радость наполнит,
Радость наполнит леса; умолкнут хоры пернатых,
Бег замедлит ручей — утишьте журчание, воды,
Дайте подруге моей излиться в жалобах сладких!
Как я завидую вам, поля, — у вас моя радость,
Ныне утехой для вас моя услада былая!
Ах, в неизбывной тоске мои истаяли члены,
Бедное тело мое застыло в холоде смертном,
Ибо рассталась со мной ненаглядная. С нею сравниться
Может ли кто красотой и мудростью? Если преданья
Истину нам говорят — и быка, и дождя золотого
(Слух поскорей, отврати, Юпитер!) она лишь достойна.
Бык, счастливый отец и слава могучего стада!
Не приведется тебе, коль твоя затаилась телица,
Скорбным мычаньем леса оглашать в блужданиях тщетных.
Ты, о родитель козлят, счастливый и трижды блаженный,
Топчешь ли кручу скалы, попирая копытами камни,
Или бредешь наугад, пресытившись пастбищем прежним —
Милая всюду вослед поспешает радостным шагом.
Горе разлуки познать не придется такому супругу,
Ибо всегда и везде супруга с ним нераздельна.
Ах, почему не была и к нам благосклонной Природа?
Ах, почему я терплю столь часто страдания злые?
Ясных звезд хоровод покидает небо ночное,
Свой черед уступив сиянию Феба — и снова
Друг твой с тобою, Луна: так зачем разлучен я с подругой?
Горе познала и ты — над моим смилосердствуйся горем!
Лавром венчаясь, о Феб, ты свою любовь знаменуешь —
Память о Дафне твоей осеняется славой лесною.
Держат утеху свою при себе вездесущие боги
И в небесах ее свет созерцают — да сказ этот долог.
Иль в счастливые дни Златого Сатурнова века
Не был людской удел подобен божественной доле?
Но и об этом смолчу: всяк видит меж звезд Ариадну,
Что за возлюбленным шла, в полон захвачена страстью.
Ах, ужели наш век обидел насельников неба?
Ах, ужель суждено нам жить средь мучений жестоких?
Разве я первый посмел одолеть стыдливости стены
И у подруги своей коснуться священной повязки?
Разве за это платить я должен безвременной смертью?
Будь я первый, чей ум смущает прелюбодейный
Помысел — стала бы мне кончина отраднее жизни!
Не обо мне молва сохранит бессмертную повесть,
Будто бы первым из всех я вкусил от услады запретной,
Род человечий прельстив соблазном тайной Венеры.
Зависть судьбы не даст мне стяжать подобную славу,
Ибо не был наш грех предтечей утех беззаконных.
Облик обманный приняв, Юпитер древле с Юноной,
Прежде чем стала она ему венценосной супругой,
Нежных изведал услад, воровской насладившись любовью,
А среди трав луговых Киприда в веселье глядела,
Как сминает цветы пурпурные страстный Адонис,
Стройную выю его объемля ласковой дланью.
Был в это время Марс упоен забавою ратной,
Был усердный Вулкан за работой, обезобразив
Копотью черной лицо и бороду выпачкав сажей.
Разве слез не лила о возлюбленном новом Аврора,
Вспыхнувший лик заслонив плащом зари розоцветной?
Вот обычай богов и героев блаженных обычай —
Нынешний век, увы! живет по иному закону!
Ах, себе на беду не рожден я Природой благою
В те золотые дни! О, мой удел горемычный!
О,печальная страсть, угасшая в сумерках века!
Так истерзала Судьба мое истомленное тело,
Что не узнаешь меня ты ныне в страдальце недужном!
I
— Делия ходит сюда для тебя, только видеть красотку,
Тукка, нельзя: за порог муж не пускает ее.
— Делия ходит сюда для тебя, для меня — так не ходит:
Видеть и трогать нельзя — значит, она далеко.
Слышал я часто: придет, да что толку мне в этом известье?
Скажешь тому, для кого в дом воротилась она.
V
Прочь, риторы! Напыщенные прочь речи,
Что не росой ахейской, а водой полны!
Стилон, Варрон, Тарквитий — все вы прочь, племя
Грамматиков, заплывшее давно жиром!
Младенческие погремушки, прочь все вы!
Прощай и ты, о Секст, моих всех дум дума,
Сабин и все красавцы: паруса лодки
В блаженную направил я теперь гавань,
Ищу великого Сирона слов мудрых
И жизнь от всех забот освободить жажду.
Ступайте прочь, Камены, прочь, хоть мне милы
Всегда вы были прежде, признаюсь прямо,
Камены милые, и впредь в мои свитки
Заглядывайте лишь исподтишка, редко.
Свидетельство о публикации №125120707972
Так что... ждут нас там... )
и не проси рекомендательных писем *))
Гарунова Святлана 08.12.2025 00:41 Заявить о нарушении
я просто материться не хотел и пришлось использовать такое устойчивое словосочетание)))
конечно, обсценная лексика более экспрессивная и наглядная, но не в стишках)))
Александр Черемисинов 08.12.2025 01:22 Заявить о нарушении
хахаххаха
Александр Черемисинов 08.12.2025 01:24 Заявить о нарушении
жить скучно станет )) потому,
"эй, ямщик, поворачивай"..
*)
Гарунова Святлана 08.12.2025 08:45 Заявить о нарушении