О Звездочёте, Безымянной Комете и планете Земля

Привет, Оль.
А в чём на твой взгляд истоки жгучей ревности мадемуазель Куку? В любви к незыблемости «земного» миропорядка, который разрушают эти двое своей «космичностью», или же в тайной любви к Мирою?

Алексей Орехов-Старший  http://stihi.ru/avtor/betweenmark

___________________________________



 Там не ревность, там обида.
Ещё никакой Моны и в поитне не было, а она рвалась требовать отчёт: "Покажите мне её! " — "Кого?" — "Книгу!" — "Этого нельзя!!" — "Ах, нельзя?!"

Это противостояние двух полярных парадигм, двух начал: рационального (в его абсолютном воплощении") — и иррационального (выраженного столь же хрестоматийно).

Куку —
здравый смысл, категорический императив, ханжество, демагогия, ограниченность, упёртость, напор бульдозера, навешивание ярлыков, скороспелые вердикты, карательные методы, воинствующая узколобость и авторитарность, штампы и лозунги, солдафонство, неуёмное властолюбие, подчинение всех одним и тем же унифицированным правилам и строгим нормам одной и той же модели поведения, всех под одну гребёнку, запугивание, категорическое неприятие инакомыслия; все ходят строем; шаг вправо, шаг влево — расстрел.

Она устанавливает регламенты и строго следит за их неукоснительным исполнением.

Здравый смысл, доведённый до абсурда.

Мирою
воплощает всё то, что она категорически не приемлет, боится, считает разрушительным и враждебным её примитивному плоскому мирку, где всё линейно и предсказуемо, и исключены любые отклонения.

Он абсолютно свободен.

Он живёт в разомкнутом мире, в разомкнутом хронотопе космоса.

Он свободно генерирует идеи, мыслит независимо, самостоятельно, без оглядки на кого-либо; самодостаточен и, что самое невыносимое для Куку — НИ В КОМ НЕ НУЖДАЕТСЯ и никого не боится.

И не руководствуется чужими установками.
Ничьими; от кого бы они ни исходили.

Он НЕ ПРИЗНАЁТ АВТОРИТЕТОВ.

Он_ и р р а ц и о н а л е н_ до мозга костей.

Куку для него пустое место, как, впрочем, и кто угодно другой в в маленьком пошлом мирке провинциальных обывателей. Каждый из которых рвётся применить ВЛАСТЬ на вверенном ему крошечном участке мироздания.

Мирою абсолютно равнодушен как к власти, так и к материальным благам.

Он ЧУЖАК.

Им нельзя управлять, манипулировать, его невозможно отформатировать, перекроить по чужим меркам; он НЕ В ФОРМАТЕ.

Естественно, Куку должна на дух его не переносить.

Но самая огромная, кровная обида, обида, которую невозможно простить — это то, что он не видит, не замечает в ней ВНУТРЕННЮЮ ЖЕНЩИНУ: слабую, несчастную, чудовищно одинокую, нуждающуюся в любви.

Поэтому она безнадёжно влюблена в него, влюблена наперекор всему, самой себе; влюблена ИРРАЦИОНАЛЬНО, ОТ ОБИДЫ.

Влюблена непоправимо, безнадёжно, трагически, с м е р т е л ь н о.

___________________________________
___________________________________


Это,Ольга, само по себе - великолепное эссе о столкновении рационального и иррационального, даже без героев, хотя без них могут не понять весь трагизм этого вечного конфликта
Опубликуйте, Ольга. Люблю читать Ваши комментарии!!! Грешен.

Михаил Волк   04.12.2025 01:44
 
___________________________________

 
А если влюблена, то и женская ревность таится в бульдозере) И Крючкова это гениально играет, выжигая всё напалмом вокруг Мирою.

Алексей Орехов-Старший   04.12.2025 13:32
___________________________________
 ___________________________________

 
Безусловно. Она даже не слишком таится, она бурлит, вырываясь наружу и осыпая маленькие Помпеи заштатного городка, а заодно и космическую Вселенную Мирою радиоактивным пеплом.

Ревность к Космосу, к книге ценой в 10 учительских окладов, к музыканту Удре.

Но ревность ВТОРИЧНА. Она лишь побочный продукт.

Куку _о р т о д о к с.

Она мечтает спалить Мирою на костре инквизиции, на аутодафе.

В качестве возмездия за свою МУКУ.

Потому что сама горит в этом аутодафе уже давно, горит в адском пламени своей л.бви, никому не нужной, позорной в её собственных глазах, унизительной.

И её оголтелость по отношению к школьницам —это её месть Мерою.

И не потому, что любая из них имеет равные с ней нулевые шансы (при том что еЁ ноль — это абсолютный ноль, а их нули всё же под вопросом).

А потому, что его она достать не может, а их — достать и покарать
— это в её власти.

Вот и отрывается на них. Сублимирует.
Перенос.)
С одного объекта — на другой, ненадлежащий.
Вот она и компенсирует свою неудовлетворённость и бессилие по отношению к объекту своей любви.


Но гораздо интереснее другое.

Каким образом и почему этот монстр с напалмом
при встрече с Моной вдруг обнаруживает невероятную чуткость, нежность, тонкость восприятия и недюжинную эмпатию, а кроме того — феноменальную интуицию?

Почему счастливая соперница не вызывает в ней ни гнева, ни агрессии, ни вспышек ярости, вообще ни малейшего негатива?

Да потому что она чутьём женским, нутром, что называется "печёнкой" чувствует, что Мона никакая не "счастливая соперница", что Мона ей не враг, а СЕСТРА ПО НЕСЧАСТЬЮ.

Более того, Эсмеральда-Куку с содроганием понимает, что несчастье Моны тысячекратно огромнее и катастрофичнее, чем её собственное, казавшееся ей доселе самым тяжким, самым невыносимым, самым горьким из возможных.
Потому что она , Куку, никогда не теряла приобретённое, ей терять было нечего и некого.
А Мона, едва соприкоснувшись с самым огромным счастьем в своей жизни, вынуждена в этот же самый момент лишиться его, лишиться навсегда, без малейшей надежды когда-нибудь его вернуть.
Ей даже не дали отхлебнуть его вдоволь из своей чаши жизни.

И отнимает у неё это счастье не бездушный любовник, не Куку, не счастливая соперница, а сама ЖИЗНЬ, сама реальность, сама логика ЗЕМНОЙ жизни, само изначальное распределение земных и космических ролей: Звездочёт с его обожаемой вечностью и Комета, стремительно несущаяся сквозь скучное пространство и нудное тягомотное время.

Это понимание обезоруживает Куку, обескураживает, вызывает щемящее, возможно впервые возникшее чувство глубокого сострадания, сведя на нет её несокрушимый эгоизм и развеяв как дым глубоко укоренившуюся ненависть к Мирою.

Она словно избавляется от аберрации ближнего зрения, чудовищно искажавшей аутентичную картину мира, мешавшей объективному восприятию.
Она отодвигает себя куда-то далеко-далеко, и оттуда, из этого околоземного далека смотрит на своего мучителя, видит его судьбу, прозревает их с Моной невозможное гипотетическое будущее, крах и дымящиеся обломки, ужас разрушения их невозможной общей вселенной,
и осознаёт наконец свою несокрушимость, мощь, свою силу и огромный потенциал СОБСТВЕННОЙ ДОБРОТЫ и безграничного милосердия.

Она бы выжила.

Моне — не выжить.

Мона — фарфоровая комета, бабочка-однодневка, статуэтка, слепок мгновения.
Она вдребезги разрушится сама и сожжёт своего Звездочёта, случайно, по капризной иронии судеб оказавшегося на её пути.
Что же почувствовала в себе наша непотопляемая "Эсмеральда", какие силы обнаружила в своей вдруг проснувшейся душе, как идентифицировала себя, неожиданно прозревшую?

И что понял зритель*

Эсмеральда-Куку, с её широкими бёдрами, с её мощной грудью, с её властностью и безграничной силой и уверенностью в своём праве повелевать; она, так твёрдо стоящая на этой земле и в общем-то абсолютно, как и Мирою, самодостаточная —
она и есть ЗЕМЛЯ.

Я не знаю, закладывал ли автор первоисточника это в свою пьесу, но Светлана Крючкова вне всякого сомнения играет именно это.

И Михаил Козаков, гениальный режиссёр и гениальный эмпат, сумел увидеть в ней, в любовном треугольнике своих героев именно это.
Треугольнике, поскольку из четверых любят только трое.

Вселенски несчастны все трое.

Счастлив здесь лишь один персонаж — Удря, получивший наконец свой вожделенный английский рожок.
Вечный младенец, блаженный Лель, ничего не замечающий вокруг, навек оглушённый своей внутренней музыкой Удря, добрейщий малый, для которого драма лучшего друга так и осталась незамеченной.
___________________________________
___________________________________


1-ая часть заметок о Звездочёте: http://stihi.ru/2025/11/27/7343

Весификация данной темы: http://stihi.ru/2025/11/14/7518

___________________________________
___________________________________


Рецензии
Обожаю твои эссе! Браво, Ольга!

Доктор Нэля   05.12.2025 18:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Нэльчик, родное сердце!!

А если б ты знала, каких неимоверных трудов мне теперь стоит набирать тексты!...
Даже стишки, а не то что эссе, где многабукафф ((((:

Забирова Ольга   05.12.2025 21:00   Заявить о нарушении