Двоеперстное крестное знамение
Исторический контекст
Происхождение двоеперстия: Считается, что двоеперстие возникло в раннехристианскую эпоху как противопоставление монофизитству — ереси, отрицавшей две природы Христа. В IV веке христиане начали осенять крестом всё тело, а к IX веку двоеперстие стало распространённым в Византии, подчёркивая православное учение о двух природах Христа.
Крещение Руси: В конце X века князь Владимир принял христианство из Византии, и вместе с ним на Русь пришло двоеперстие, которое тогда было общепринятым в греческом мире.
Закрепление в русской традиции: В 1551 году Стоглавый собор Русской церкви подтвердил двоеперстие как единственно правильное перстосложение, осудив троеперстие как нововведение. Формула анафемы повторяла более ранние греческие тексты из богослужебных сборников X–XII веков.
Символика двоеперстия
При совершении двоеперстия:
Два пальца (указательный и средний) символизируют две природы Христа — Божественную и человеческую. При этом средний палец слегка пригнут, что означает Божественное снисхождение и вочеловечение.
Три оставшихся пальца (большой, безымянный и мизинец) соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу.
Движение руки при крестном знамении имеет своё значение:
Лоб — освящение ума.
Живот — освящение внутренних чувств.
Правое плечо — Вознесение Господне.
Левое плечо — воссоединение Христа с Богом-Отцом.
Переход к троеперстию
В XIII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Это изменение было связано с тем, что к XII веку борьба с монофизитами закончилась, и двоеперстие утратило свой полемический характер. Однако оно роднило православных с несторианами, которые также использовали двоеперстие. Поэтому греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, подчёркивая почитание Пресвятой Троицы.
На Руси троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона. Решением поместного Московского собора 1656 года всех, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме, что стало одной из причин Раскола Русской церкви.
В 1971 году Поместный собор Русской православной церкви признал все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, «равночестными и равноспасительными».
Таким образом, двоеперстие на Руси было связано с византийским наследием и символикой двуприродности Христа, но со временем уступило место троеперстию в рамках церковных реформ.
Свидетельство о публикации №125120503950