Осеннее Многоголосие - 2025 в Фестивале хоров

ОСЕННЕЕ МНОГОГОЛОСИЕ - 2025 В ФЕСТИВАЛЕ ХОРОВ - репортаж



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

29 ноября 2025 г. состоялся яркий праздник хорового искусства в рамках XIV Всероссийского благотворительного фестиваля «Осеннее многоголосие». Праздник проходил в Конференц зале Российской государственной библиотеки имени Ленина по адресу: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, подъезд 3. На сцене выступали лучшие хоровые коллективы России: четыре хора, три из них – детские. Концерт был приурочен к 100-летнему юбилею Российской Государственной Библиотеки и к Году защитника Отечества. В программе: духовные произведения, народные песни, шедевры мировой и советской классики.

Фестиваль проходил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия. Художественный руководитель — Екатерина Заборонок, президент «Федерации хорового и вокального искусства», композитор и дирижёр. Сайт фестиваля: osenneemnogogolosie.ru. . В текущем году выступления уже прошли в Московской Консерватории (зал Архиповой), Донском монастыре, храме вкмц. Ирины в Покровском, с которого начиналась история этого фестиваля.

В прошлом году на подобном фестивале соревновались 35 коллективов, в этом году – 60 коллективов. Концертные мероприятия фестиваля подразделили на концерты с участием не более, чем по четыре-пять коллективов. Так было и на этот раз. Концерт получается быстрый, яркий, запоминающийся, не утомляющий. Чередование коллективов с тремя-четырьмя песнями создает приятный калейдоскоп событий перед глазами зрителя. У каждого коллектива – свои цвета в театральном платье. У детей – это яркие, сочные цвета. Возрастной состав участников хоров – от самых маленьких (младшие хоры московских Школ Искусств) до взрослых девушек-дам – бывших выпускниц Московского Физико-Технического Института (МИФИ).

Мои видеосъемки выступлений участников можно посмотреть в комментариях к публикации по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12396. Там же находится афиша данного мероприятия фестиваля, афиша на Гала-Концерт фестиваля, аудиозаписи выступлений и объявлений ведущей концерта Екатерины Заборонок.

Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий (к которому обращались: «Владыка») сидел в первом почетном ряду для гостей перед сценой. Сопровождающая его в поездке братия сидела в задних рядах. Зал был полон зрителями. Между мной и Владыкой сидела волонтер фестиваля Ирина Гагарова, которая отвечала на вопросы Духовного Лица и помогала ему адаптироваться в окружающей обстановке (такова роль волонтёра). Когда Ирина отлучалась, то на вопрос Владыки «Который сейчас час?» отвечала ему я.

Владыка начинал концерт своей речью, так как он именовался председателем встречи. Владыка является настоятелем Патриаршего подворья храма великомученицы Ирины, представительства белорусского экзархата в Москве. На этом Подворье в этом храме принято всем прихожанам петь вместе с певчими на службе, что прихожанам очень нравится. Ведущая концерта предлагала присутствующим зрителям посетить этот храм и попробовать себя в качестве певчего: «Вдруг получится? Пути Господни неисповедимы… Возможно, вы станете замечательной солисткой церковного хора, или солистом».

Владыка и настоятель храма добавил, что такое совместное пропевание верующих с профессиональными певчими практикуется и в некоторых других храмах Москвы. Песнопения универсальные: если вы учили их в одном храме – то тоже самое пропевается и в другом храме. Это Московский Распев. Выступление Владыки можно увидеть на видео в комментариях к публикации по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12396. Почетный консул России в республике Беларусь Юрий Геннадьевич Суманеев выступал на сцене после Владыки, рассказывая о проекте фестиваля «Осеннее Многоголосие».



ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Так как в Конференц-холе Российской Государственной библиотеки прозвучали в рамках фестиваля и духовные произведения, то ведущая говорила об этом так: «Голос старинного храма обрел новую жизнь в камне и металле, став частью архитектурного облика библиотеки. Этот факт – особый символ Духовного Наследия Прошлого и Настоящего». Мне так понравились эти слова! Они наполнили меня чувством значимости момента. Внутренний интерьер старейшей по своей важности центральной государственной библиотеки поражал воображение основательностью, высоченными потолками (наверно, в пять этажей), отчего помещения воспринимались глубокими, с обилием спокойного воздуха, без сквозняков и современных кондиционеров.

Окна от пола до потолка – мощные - казалось, выдержат и ураган. Сквозь такое окно в центральном фойе на первом этаже виден был внутренний дворик: справа и слева располагались единым комплексам соседние два крыла библиотеки. Проход впереди шел под переходом из здания в здание и вел на ступени в уже открытый внешнему пространству «двор», который был открыт улицам вокруг, с массивными и солидными ступенями к дверям «Храма Науки». Все здание «Ленинки» (название библиотеки из прошлого, когда она носила имя В.И. Ленина) смотрелось как большущая античная постройка, свободно и вольно раскинувшаяся напротив Кремля и созерцающая мыслями высшие научные сферы. Вокруг не чувствовалось никакой суеты, только Дыхание Истории, а то и – неторопливое дыхание Вечности в ее развитии.

Внутри помещения перила, стойка гардероба, скамьи для сидения, высокий столик (положить портфель или шляпу, кашне) – вся мебель была сделана из натурального качественного прочного дерева. Так оно и служило, «на века». Солидно, скромно. Возле гардероба - никакой суеты или толчеи, всем хватало места, все вежливы и слегка полны своего достоинства, полны учтивости и культуры (как лучшие профессора прошлого, которые здесь ранее и проходили), хотя вокруг было много детей (художественные коллективы, выступавшие на сцене) и их мамы и организаторы. Но эти дети не были здесь шумными и капризными потребителями благ, они были сотворцами высокого искусства; и радостно, но негромко гомонили в своих сборах. Никто никому в фойе возле гардероба не мешал. Все было степенно и чуть созерцательно-раздумчиво. По крайней мере, в таком состоянии была я - под впечатлением концерта и всех моих размышлений над увиденным.

Здесь был совсем маленький буфет. Но, переполненные искусством и впечатлениями от здания, и собственными разговорами о выступлениях детских коллективов, мы даже не проявили к буфету никакого плотского интереса. Рядом с ним в шкафу 1950-х годов стояли книги – как предмет интерьера. Скорее всего, не муляжи, а реально древние собрания сочинений: строгие одноцветные, в плотных кожистых переплетах. Я вспомнила такие же и похожие - в нижнем этаже непосещаемой библиотеки санатория "Воробъево" – книги прошлого, «на выкид», никому там не нужные. Я их полистала. Мне всё это показалось таким раритетным и ценным! Как ушедшая от нас значимая история нашей страны ХХ века, история ее достижений, зафиксированная на бумаге и обёрнутая в книжный переплет. Здесь, в бывшей "Ленинке", подобные тома стояли с почётом, солидно и падали под взоры гостей, которые приходили на экскурсию в это здание.



ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Мраморные темновато-красные колонны по сторонам сцены, по периметру большого зала в пять этажей; высоко наверху огромнейшие (вероятно, бронзовые) люстры простого дизайна в виде полувыпуклого блюда-тарелки, из-за которого струился неяркий свет. Свет нигде не бил в глаза. Как так раньше умели создавать невредное для здоровья освещение? Кресла-сиденья, обитые красно-бардовым бархатом – как они были удобны и скромны! Ступени на третий этаж, где располагается конференц-зал, сделаны из белого мрамора и до сих пор не истерлись. Лестницы широки, перила – с резной балюстрадой. Основательность и простота во всем. Без помпезности, без шика, без хвастовства и «очковтирательства». Так мною это воспринималось, ощущалось: «Думай, советский человек, советский ученый! Впитывай науку из множества предоставленных книг, созидай нужное и полезное своей огромной стране – Советскому Союзу! А все окружающее здесь – создано специально для этого".

Где-то в помещениях Ленинской библиотеки хранится и моя диссертация. Мне захотелось поискать ее, найти, подержать в руках, убедиться, что она здесь. Сейчас в библиотеку пускают «посторонних», то есть не научных сотрудников. Раньше аспирантов, еще не получивших научную степень, сюда не пускали. Потому я была в разных библиотеках, пока училась в аспирантуре и писала диссертацию, но внутри "Ленинки" не была. Сейчас изменились времена, по помещениям проводят организованные платные экскурсии. Соединили здания библиотеки с культурой, духовной и патриотической музыкой. И это достижение!!! И я впервые была внутри её здания, в конференц-холле, это вход из третьего подъезда.

«Это место, где оживает наследие великих мастеров, где хранятся артефакты. Здесь литература, музыка и изобразительное искусство переплетаются, образуя единый культурный код,» - говорила со сцены ведущая концерта в его начале. «Миссия нашего фестиваля созвучна Духу Библиотеки», - вторил ей соведущий. «Главная задача фестиваля – сохранение русской хоровой музыки, преумножение культурного наследия России, и укрепление национального единства и идентичности».

Из артистов начинал выступление детский хор «Сириус» из детской школы искусств им. Н. Рубинштейна. Выступление этих детишек я и поставлю первым среди приводимых мною видео, в комментариях к данной публикации. Титулы артистов и хоров, и наименования произведений я не успевала записывать, иначе: как бы я снимала? Программки нам не дали. Потому самое лучшее – интересующимся просто посмотреть эти видео по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12396.

Завершили выступление пропеванием духовного произведения «Многая Лета» - пропевали все присутствующие, стоя. Пропевали все участники концерта, собравшиеся по его завершении перед сценой. Фото этой композиции всех участников при пропевании финального произведения «Многая Лета» (всем присутствующим и самому фестивалю) является иллюстрацией к данному репортажу. Звук исполнения записан в аудио и находится по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12396. Видео – как участники концерта выходят на это построение – там же. Коллективы – в разных по цвету костюмах, их правильно расставили для сводного хора, композиция смотрится колоритно. При этом выходе ведущая концерта делает объявление о последующих концертах в рамках действующего фестиваля.




Отклики на публикацию:

Поленова Светлана - волонтер фестиваля:
Спасибо Вам огромное!!! Какую большую работу Вы сделали   Размещу в чате нашего хора. Ждем Вас на Гала концерте в Храме Христа Спасителя.  Спасибо, что посетили и разделили с нами радость Хорового пения! Спасибо Вам Огромное, Ирина, за интересно представленную информацию о фестивале "Осеннее многоголосие".


Ирина Мирдар – Поленовой Светлане:
Подпевала на распевке со всеми, так как всех присутствующих к этому и пригласили. Пела со всеми завершающую "Многая Лета" - с большой радостью! Для большого прекрасного дела не надо жалеть ни сил, ни времени! Я и не пожалела. Делу - процветать и продолжаться!!!


Воловик Елена: Большое спасибо


Ирина – волонтер фестиваля:
Ирина, доброго дня! Очень рада была тебя увидеть. Ты такая Светлая и Позитивная девочка. 3-го идем волонтерить в Храм Христа Спасителя. Внести тебя в список?





Ольга Попова:
Ирочка, благодарю за аудио экскурсию на концерт в Ленинку. Послушаем ещё сегодня на встрече клуба. Замечательно ты рассказываешь. Дикторское мастерство у тебя на высоте!

Ирина Мирдар - Ольге Поповой:
Очень стараюсь, много тружусь над этим. Переписываю, бывает, кратно. Это не совсем уж просто.     Меня в мои лет тридцать приглашали диктором на частное радио. Но так как эфиры были - для меня как диктора - ночные, то я отказалась. Но на Шаболовке пробный эфир вела. Был такой опыт.   



Тамара Сурикова:
Отзыв на репортаж Ирины Мирдар по выступлению коллективов хорового пения в Государственной библиотеке им. Ленина ("Ленинке") 29.11.2025

Ирина, Вы в своём репортаже очень подробно описываете как сам светлейший храм науки, с одной стороны - скромный, без помпезности, без излишеств, без каких либо убранств; а с другой стороны - это величие его в скромно-благородной манере, где ничто не отвлекает посетителей библиотеки, но вводит их в состояние спокойствия и уважения к этому благородному месту!

И сам концерт был пропитан благородством и культурно-духовной подачей репертуара как выступающих детей, так и взрослых.
Очень отрадно отметить, что наша русская духовная культура жива и имеет тенденцию к развитию и расширению как у взрослых, так и у детей.

Поскольку я присутствовала на этом концерте, мне вспомнились времена советского времени, когда было огромное количество таких коллективов, было задействовано огромное множество участников - как местного населения, так и приезжих, гостей со всех уголков нашей Родины и даже зарубежья ближнего и дальнего.

Такие мероприятия сближали, делали людей разных стран друзьями, наполненными миролюбием, созидательной энергией, где встречи проходили в рамках взаимообмена культурным наследием каждого народа, каждого культурного центра со своими особенностями, своим неповторимым звучанием и колоритом.

Это, безусловно, формировало и раскрывало в людях не просто их таланты, способности, но и способствовало формированию духовной составляющей, внутренней культуры людей. Раскрывало их сердца к прекрасному и высокому.

Дай Бог, чтобы это сегодняшнее движение приобретало масштабность не только в нашей стране, но и за рубежом, и привносило Мир, Гармонию, Любовь, Радость и Созидание на всём нашем Пространстве многострадальной Земли - Матушки!

Благодарю за подробнейший репортаж! Это звучит эстетично, благородно, созидательно!



Ирина Мирдар
Ответное слово на отзыв Тамары Суриковой по репортажу о проходящем ныне в Москве фестивале хоровых коллективов:

Тамара, мне интересен Ваш рассказ - и в тех его деталях, где Вы рассказываете о вокальных и танцевальных фестивалях в успешном прошлом нашей страны,
поскольку Вы были непосредственнейшим участником и местным руководителем того культурно-общественного движения.

Меня изумил Ваш рассказ, поведанный мне на текущем фестивале, о том, как Вы готовили постановки хореографических коллективов на большой арене в Лужниках во время московской Олимпиады-1980. Непосредственный очевидец и участник, и организатор, и художественный руководитель - конечно, Ваш опыт позволяет Вам правильно судить о культуре и оценивать происходящее.

Мне нравится Ваш отзыв в оценке современного фестиваля. Особенно согревают душу высказанные Вами слова с надеждой на возрождение культурно-духовной жизни в России. И этот фестиваль - как один из малых источников, наполняющих большую реку будущего - Культурной Славы нашей большой родины и нашего народа.

Ввиду Вашей высокой оценки проходящего мероприятия я пригласила бы и других людей, читающих эти строки, посещать подобные мероприятия и как зрители в зале, силой своей моральной поддержки и восторга питать возрождающейся фестивальное движение.

А литераторам - освещать это в прессе - от малой до крупной - и питать торжеством этих успехов нашу страну!



Ирина Мирдар – пост для Литклубовцев «Целительных Строк»:
РЕПОРТАЖ

Дорогие Ликлубовцы! Мы, прежде всего, Авторский Клуб,  и прочтение на очной встрече (или в онлайнчате клуба) своих произведений – основная наша стезя. Но мы не ограничиваемся узким и малым. Поэтому мы делимся друг с другом знаниями о знаменитых поэтах-предшественниках. Включена в число принимаемых авторских произведений малая проза. Конечно, авторские песни. Одним из вариантов малой прозы является РЕПОРТАЖ. 

Репортаж всегда пишется «по живым событиям» - так, чтобы его прочитавшие могли описываемое мероприятие посетить, или заинтересоваться таким событием и посетить подобное. В репортаже важна актуальность описываемого общественного мероприятия. (Это не воспоминание посещения когда-то какого-то музея. Это уже будет рассказ-воспоминание). В репортаже обязательно присутствуют фотоснимки (как минимум), видеосъемки (как максимум). Все иллюстрации имеют объясняющие подписи. Словом, это информационное изложение, но не реклама, не отчет. У текста репортажа должна быть художественная ценность, в тексте должен присутствовать автор с его мыслями и эмоциями, да и другие люди тоже.  Приветствуются художественно описанные «отходы от прямого описания места событий»: воспоминания в сравнение.

Я присылала недавно мой авторский репортаж, написанный с соблюдением этих требований – литклубовцам в личку ("Культурный досуг в Центральном Доме Ученых" http://stihi.ru/2025/11/24/74). Сейчас я расположу последующий репортаж в чате клуба: и с целью информационной (мы коллективно можем посещать подобные мероприятия), и с целью обучающей: пример, как писать репортаж. Члены Литературного Клуба должны это, в идеале, уметь. Потому изучаем не как «потребители чтива», а как вырастающие над своим прежним опытом литераторы.

В отзывах не репортажи не надо писать: «Я там был» или «я там не был», уподобляясь малограмотным обывателям, пишущим такую одну фразу на историческом объекте или куске скалы. А если и упоминаем факт личного присутствия-отсутствия, то расширяем эту фразу, поясняя, для чего ее сказали. В отзыве на репортаж надо говорить по сути текста, а не реагировать только на картинки: «Как красиво!» Опишите ваши впечатления от места, которое описал автор. Отметьте удачные особенности его изложения. Выскажите свое мнение: чем хороши или нехороши подобные мероприятия, обязательно обосновав высказанный тезис. Учимся писать отзывы и на репортажи тоже. А для этого их пишем!
Располагаю здесь новый репортаж. (Речь идет о данном репортаже по Фестивалю хоров).




Послушать авторское чтение текста репортажа автором (в трех частях) можно по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12396  Там же находится афиша последующего концерта в рамках фестиваля.


Рецензии
Спасибо Вам Огромное,Ирина!За интересно представленную информацию о фестивале"Осеннее многоголосие"

Светлана Поленова   01.12.2025 18:11     Заявить о нарушении
Для большого прекрасного дела не надо жалеть ни сил, ни времени! Я и не пожалела. Делу - процветать и продолжаться!!!

Ирина Мирдар   01.12.2025 22:29   Заявить о нарушении