Культурный досуг в Центральном Доме Ученых

Ирина Мирдар
КУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ УЧЕНЫХ
Репортаж. Первая часть


Как я оказалась в этом месте 21 ноября 2025 года? - Ольга Попова (Леля Сокол) - руководитель коллегиального Литклуба «Диалог» - в качестве поздравления к моему Дню Рождения - предложила сходить с ее клубовцами на концерт певца Александра Бичева (исполнителя песен Вадима Козина и Петра Лещенко, эстрадных певцов 1930-1940-х гг.) в Дом Ученых (Москва, ул. Пречистенка). На концерте с ними я с удовольствием побывала: несколько человек от их клуба (для них часты и характерны такие совместные культурные «выходы  в свет») и два человека от моего клуба.
 
P.S.     В предыдущей публикации по ссылке http://stihi.ru/2025/11/23/6227 находится первая часть репортажа (в виде поздравительных стихов и ответов к ним - от Литклуба "Целительные Строки" и от друзей) по празднованию моего Дня Рождения - 2025, проведенного в стенах Литклуба 17.11.2025. Там много поэтической праздничной переписки.

Афиша мероприятия в Центральном Доме Ученых 21.11.2025 – как и остальные фотоснимки и пара видео, происходящего на сцене – расположена в комментариях к публикации по ссылке:  https://vk.com/wall193595056_12285



Там же можно посмотреть шикарные интерьеры помещения Центрального Дома Ученых – наподобие дворца в миниатюре. В особняке много не очень крупных залов, идущих анфиладой, и коридоры-проходы вдоль отдельных комнат полны реставрированным великолепием и красотой. Но залы и комнаты не особенно велики размером. Впрочем, они пригодны для проведения семинаров человек на двадцать-тридцать, или для отдыха на старинных креслах и диванах отдельных посетителей ЦДУ, пока остальные прогуливаются, созерцая красоты, и запечатлевают себя на фотоснимках на фоне этих интерьерных красот.


Есть буфет полуресторанного типа в этих интерьерах. Основное фойе перед входом в концертный зал на втором этаже, и огибающий зал широкий коридор имеют на стенах постоянную экспозицию преимущественно масляных картин. Ими обеспечивает Центральный Дом Ученых руководитель местной изостудии и его подопечные. Картины мастера – крупные и в шикарных сложных рамах. Его ученики имеют возможность выставляться здесь периодически в полотнах малого формата и более простых рамах. Наиболее мне понравившиеся картины я привожу на фото в репортаже.


Рассматривать местную экспозицию картин – всегда радость и удовольствие. Мы с моей подругой и Литклубовцем Тамарой Суриковой прогуливались здесь, фотографировали, беседовали, сравнивали впечатления. Мы обе любим рисовать, увлекаемся живописью, имели локальные выставки. (Ирина Мирдар – «КРАСКИ И ЗВУКИ» – репортаж с авторской выставки картин и стихов. В двух частях – по ссылкам: http://stihi.ru/2023/08/16/4586; с фотографиями картин и звуком: https://vk.com/wall193595056_7270 и https://vk.com/wall193595056_7223). 


Тамара, похоже, нашла здесь, в Доме Ученых, себе возможность заниматься парными бальными танцами. Она – хореограф и преподаватель танца всю жизнь, профессиональный. Мы прошли длинным красивым коридором в большой зал с паркетом и высоким потолком в два этажа, зеркалами на обе стены и станком для разминки в хореографии. Здесь ожидали начало занятия два гибких господина в профессиональной танцевальной обуви, и уже репетировали. Я познакомила Тамару – как руководителя танцевальной студии – с одним из них. И, похоже, он очень заинтересовался возможной партнершей для танца, так как искал таковую.


  *   *   *


В Дом Ученых жизнь меня приводила несколько раз. Первый раз – в мои студенческие годы – я занималась на первых в Москве Курсах Разговорного английского языка. Преподавателем была супруга российского дипломата, проживавшего подолгу с женой за рубежом. Курсы были пробные и полугодовые. Преподавала нам очень милая молодая женщина, профессионал. Группа была небольшая и разновозрастная. Пожилой господин пригласил меня в тот же вечер, по окончании занятий, посетить Московский Дом Ученых, потому что там состоятся танцы, а ему нужна партнерша. Я была в бархатном платье, потому на паркете в круглом зале мы с этим господином вальсировали в окружении других вальсировавших пар. Такова была историческая культура этого места.


Второй раз я была приглашена в этот Дворец для проведения мероприятия – Астрологического доклада (в рамках научного семинара) по Астрологии Женственности, так как меня с таким Астрологическим Шоу дамы с этого научного семинара увидели в Центральном Доме Литераторов и пригласили выступить «у себя». В Доме Ученых я выступала без артистов, и весь текст мне пришлось читать самой, за более короткий срок, без перерыва. Помню, за те два часа непрерывной речи голос мой сел, и мне было сложно уже вдумчиво читать и отвечать на умные вопросы. Когда срок встречи в два часа длиною подошел к завершению, я этому просто очень обрадовалась. И три дня еще лечила охрипшее горло полосканием.


Третий раз мой визит в Московский Дом Ученых было намного спокойнее и вальяжнее: меня пригласила на отмечание ее Дня Рождения в местный ресторан-буфет моя подруга, с которой мы в то время посещали один духовный семинар, читали и чуть ли не конспектировали издаваемый той группой журнал, пытались анализировать ченеллинговую информацию с целью освоить её. И вот, в ресторане Дома Ученых, мы -четверо дам - за маленьким столиком на четверых (там все столики такие) обсуждали новости из журнала. Наша именинница читала нам их, что она любила делать, поэтому мы доставляли ей своим вниманием истинное удовольствие!


«Заказы» там очень дорогие, пригласившая нас дама оплачивала небольшую, но вкусную дамскому языку снедь, и мы культурно и интеллектуально общались. Столики там надо заказывать только на определенное время и заранее. Во время массовых мероприятий, как это было во время концерта 21 ноября вечером, все столики заняты пришедшими на концерт гостями-посетителями, и стоит даже очередь к буфетной стойке.


Четвёртый раз я была в Доме Ученых пару лет назад по приглашению посетить новую выставку картин, а заодно - репетицию местного Академического Хора Дома Ученых, а заодно - что оказалось для меня совсем неожиданно – пройти пробы у руководителя Хора на наличие у меня слуха и голоса и пригодности моей к занятиям в этом Хоре. Перед началом репетиции моя «протеже» представила меня руководительнице хора и при всех, в собирающемся к репетиции паркетном зале с зеркалами (да, тот самый, где в иные часы проходит и хореография) мне неожиданно пришлось быть протестированной, пропевая во весь голос аккорды, которые брала на фортепиано концертмейстер. А она, конечно, брала звуки от самых низких до самых высоких октав, проверяя мой голосовой диапазон звуков и умение правильно дышать.


Пробу я прошла и была оставлена на репетицию хора длиною в три часа. Хор очень большой: тридцать человек или больше. Люди рассаживаются (женщины) по трем голосам, а у мужчин – делятся еще на два своих мужских голоса. Итого – пять голосов! Каждому «голосу» выдают свою партитуру, состоящую из нот (на три голоса), подписанных рядом слов, которые надо петь строго в соответствии с нотами, быстро  и вовремя перелистывать нотные листы, ибо одна песня может занимать три листа формата А4, отпечатанных с обеих сторон. Песен двадцать или пятнадцать было пропето на той репетиции. Я устала неимоверно!!! Прежде всего, из-за незнакомой всей этой обстановки, достаточно большой неопределенности: что же надо петь, ибо разные звуки слышались одновременно со всех сторон, и репертуар был практически весь незнаком. У Академического Хора Дома Ученых – только академический – и очень сложный «простому уху» и непривычному к тому восприятию репертуар.


Я, по-моему, и еще один раз была в ЦДУ, потому что помню себя, сидящую в большом зале на концерте оперетты. Пригласила меня посетить это мероприятие та же завсегдатай этого шикарного дворца и участница хора Елена Гаврилова. Было интересно и замечательно. В этот мой визит в Центральный Дом Учёных 21.11.2025 года, который совпал с празднованием моего Дня Рождения, мы пришли представителями от двух дружественных поэтических клубов, сидели рядышком, слушали профессионального певца, сопровождаемого аккомпанементом фортепиано.


Живой звук. Прекрасная акустика. Песни только из репертуара 1930-1940-х гг. Этот стиль исполнителю очень шел, и был, видимо, его «профессиональным кредо». Это была молодая пара – вокалист и аккомпаниатор. Они смотрелись очень органично - если не сказать – идеально - рядом на сцене, часто взаимодействовали во время исполнения. Концертные одежды их были сшиты из одинаковых тканей или тканей-компаньонов. Во второй части концерта, после антракта, голос певца раскрыл все свои богатые вокальные возможности, и артистичность «превзошла самоё себя». О том можно судит и по видео, которое мне удалось снять издалека из зала, именно из финальной части концерта. На последних песнях (одна из них - песня Утесова «Сердце, тебе не хочется покоя») артист выходил в зал, общался с залом, и весь зал – по его предложению – пел вместе с ним и иногда – вместо него. Как ни странно, звучало хорошо и достаточно громко, так как зал был полон.


Впечатления насыщения культурой и интерьерами дворца остались самые положительные, впечатляющие и глубокие. (Публикация с фотографиями и видео, упомянутыми в данном тексте, находятся в комментариях по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12285).



ВТОРАЯ ЧАСТЬ РЕПОРТАЖА

Кто не может – по какой-либо причине – перейти по ссылке в ВК и там посмотреть иллюстрации к статье (фотографии с пояснениями и видео), для тех я пояснения к фото и видеорепортажу приведу здесь в виде цельного текста.

01
1) Александр Бичев исполняет песню "Всё, что было" - уже ближе к финалу концерта. Он - "в полном голосе" и бесконечно артистически игрив. 21.11.2025 Большая сцена концертного зала Центрального Дома Учёных. Автор съемки: Ирина Мирдар

2) Коридор с выставкой картин на стенах и экспонатами, представляющими художественную ценность старинного интерьера: "Каминная полка из малахита". В этом коридоре находятся два основные входа в концертный зал. Второй этаж.


02
1) Александр Бичев исполняет романс "Звезда". Исполнение сложное: вне прямого звукового сопровождения фортепиано. Романсы составляли во втором отделении концерта больше половины исполненных произведений.

2) Первый зал в анфиладе залов на втором этаже. Белый зал (судя по цвету). Он маленький и проходной. Отделан белым мрамором. На фото - беломраморный камин (лицевая панель). Виден край инкрустированного перламутром столика. Весь столик снять на фото нельзя, ибо на нем лежат крупно распечатанные на принтере листы с надписью: "Сумки не ставить!!!" Сумки ставить не только на столы, но и на кресла и диваны запрещено. Поставить временно их можно на недорогие и старые подоконники. А вообще, сумки разрешены посетителям только дамские театральные, и только - в руках. На плечи их вешать нельзя. Таковы строгие требования ко всем посетителям администрации.


03
1) Последующий зал в анфиладе комнат - Белый Большой Зал. Его особенность - отделка лепниной стен и потолка в стиле "Классицизма". Мне такой стиль на рубеже 1990-х - 2000х гг. нравился, и я старалась - в своем домашнем дизайне при ремонте квартиры - его использовать. Любили его во все прежние века и дворяне. Как оказалось, и советские ученые тоже его любили, и считали "привилегированным лоском и шиком". Именно в этом зале (он довольно большой и круглый, со входами и выходами с трех сторон) - я вспомнила - и проходили бальные классические парные танцы (вальсы, фокстроты, танго) - как на всех городских культурных танцевальных площадках 1930-х - 1940-х гг. Здесь та эпоха - в культурном стиле – «задержалась навсегда».

Здесь я и составляла пару в танце пожилому профессору в мои студенческие годы. Он был очень горд: на него оглядывались завистливо пожилые его знакомые вокруг и пытались заговорить с ним и со мной. "Мой" профессор отмахивался от них и активно и непреклонно вел меня в танце.

Хорошо, что я в моем детстве занималась танцами и балетом, и классические танцы мы в том хореографическом кружке детства изучали. А вальсы танцевали даже на уроках ритмики в нашей общеобразовательной школе в младших классах. У нас была заслуженный педагог хореографии Ольга Николаевна, известная выступлениями своего детского коллектива широко в округе.

2) Следующий зал - наверно, называется "Янтарный", потому что он сияет золотым солнечным светом, будто солнце в нем отразилось в глянце и застыло. Здесь наборный паркет, большие картины на стенах. А в остальном - по краю расположено несколько кресел и диванов для отдыха дам в бальных платьях. Наверно, это комната отдыха возле танцевального зала и есть. Во время Вечера Танцев в давние времена (когда я тут танцевала однажды) в эту комнату отдыхать не пускали: возле двери стояла сотрудница, запрещавшая проход туда. Коридор со стульями, фойе, лестница, гардероб, холл на входе - больше танцующим ученым ничего, так считалось, посещать во дворце не надо.

Во время массовых вечерних мероприятий (таких, как концерт) залы дворца открыты к проходу и действуют как музей с суровыми смотрительницами: почти ничего посетителям "нельзя". Можно смотреть и фотографироваться. А присесть отдохнуть - так можно на "простой", но оббитый плюшем стул с резной спинкой. Вот я сижу в Янтарном Зале - временно и кратко, пока фотографируюсь (сумочка в это время, по требованию смотрительницы зала, - на подоконнике). Сфотографировался - и уступай место другим, желающих - предостаточно.


04
1) Проходные залы "бального комплекса" на этом закончились. Будет еще один зал - наподобие "для игры в карты". Далее пойдут кабинеты и залы закрытого типа для семинаров, и служебные помещения для ресторана-буфета. Между ними вправо уходит парадный коридор. Он ведет в крыло здания, видимо, с директорскими кабинетами.

В таком парадно-нарядном коридоре я и стою возле настенного гобелена. Гобелены - как большие картины в окантовке-рамке занимают площади стен. Есть белая лепнина, есть "красная дорожка" на паркете из старинных "партийно-торжественных" времен. Есть разного желтого оттенка обои с богатой текстурой (на флизелиновой основе, мягкие и теплые, фактурные). Почему я так хорошо их знаю и с интересом рассматриваю? Потому что научилась оклеивать ими стены - фантазийно, с такими же сочетаниями оттенков и разных фактур - в своей квартире. Это всё относится к стилю "Неоклассицизма", модному в "богатых" домах "Новой России".

"Шик дворянства" нам не давал покоя, пока не ввели у нас в моду стиль "техницизма" и "минимализма", вошедший в моду, прежде всего, у молодежи под влиянием образа жизни современного Запада: металл, хром, стекло, пластик, и современные синтетические материалы отделки и мебели. Штукатурка голых холодных стен. А то и хуже - голый кирпич или стилизация под него. "Разделись" стены - разделись безудержно нравы...

2) Парадный коридор в дальнем своем конце имеет дверь в танцевальный вокально-хореографический зал с потолками в два этажа. Тут надо спуститься вниз по лестнице с двумя пролетами на паркет большого квадратного зала. Здесь много света и воздуха. Там поёт хор Дома Ученых и занимаются бальными танцами.

Это большой гобелен (метра два высотой, и начинается на высоте около метра от пола) на стене парадного коридора. Изображена девушка в длинном платье-накидке. По моде изображений конца ХIХ - начала ХХ века - стилизация под "романтизм". Действительно, тканый гобелен. Видимо, делали для данных интерьеров на заказ.


05
Наиболее понравившиеся картины с выставки картин в фойе и коридоре второго этажа, возле концертного зала.
1) "Зимнее серебро" Автор: Яковлева Р.Б., 2016
2) "Золотой дождь" Автор: Яковлева Р.Б., 2019
Картины большого формата, бросаются в глаза издали. Отличаются переливом одного цвета, что отражено в названии. Выполнены в похожем стиле, напоминающем полотна фламандских живописцев, но осовремененном: задний дальний план теряется в дымке, задний ближний план выступает из дымки прорисованными предметами интерьера, средний и ближний план формируются выпуклыми деталями «струн и потеков по стеклу». Композиция в легчайшей манере напоминает символизм, но изображает предметы, скорее, восточного интерьера. Таковы же и основные цвета картин: драгоценные металлы.  Отдаленно, из-за металлического блеска, может напоминать чеканку по металлу.


06
Наиболее понравившиеся картины с выставки картин в фойе и коридоре второго этажа, возле концертного зала.
1) В. Шкаровский "Чашка с птицами". Художественная поделка. Картина небольшого формата в большой качественной раме, написана в современной (но уникальной) технике "переднего плана" или "Три Д". Выполнена, похоже, руководителем изостудии Дома Ученых. Его картин на выставке много. Они находятся в постоянной экспозиции.

2) В. Шкаровский "Синица на ветке калины". Работа выполнена в том же формате и стиле. Обе картины такого плана привлекают внимание четкостью воспроизведения переднего плана, как на портретной фотографии. Задний план полностью размыт.


07
1) Афиша концертного мероприятия, на котором мы присутствовали, и что являлось центральным моментом посещения Дома Ученых в этот день.

2) Большая сцена концертного зала ЦДУ с выступающими артистами на нём. 21.11.2025

Посмотреть описанные в статье фотографии интерьера Дома Ученых, картинной выставки, фрагменты выступления артистов на сцене в концерте можно в публикации в ВК, пройдя по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12285


P.S.     В предыдущей публикации по ссылке http://stihi.ru/2025/11/23/6227 находится первая часть репортажа (в виде поздравительных стихов и ответов к ним - от Литклуба "Целительные Строки" и от друзей) по празднованию моего Дня Рождения - 2025, проведенного в стенах Литклуба 17.11.2025. Там много поэтической праздничной переписки.



Обсуждение публикации в откликах читателей:

Татьяна Рубцова:
Ирина, рада за Вас, что Вы побывали на концерте в таком прекрасном здании, хорошо провели время! Фото и видео в репортаже отличные, творческий человек ко всему подходит с творческой стороны!Ваш репортаж понравился и содержанием: интересно изложены истории из Вашей жизни, связанные с этим особняком. С юмором изложены и описания интерьеров и картин. Просто увлекательный рассказ! И даже познавательный. А красоты особняка ЦДУ, что на фото Вы запечатлели, радуют глаз. Такое вряд ли где ещё увидишь. В серые будни ноября золотые интерьеры, даже их созерцание, бодрят и будят воображение читающего.

Ирина Мирдар – Татьяне Рубцовой:
Благодарю, Танюша, за содержательный ответ, за внимание к деталям: и текста, и иллюстраций. Рада, что Вы заметили в изложении репортажа юмористические нотки. Спасибо Вам.


Елена Платонова:
Молодец, что выбираетесь с клубовцами за пределы стен ЦМД. Я тоже так делать стараюсь. У нас с вами трудная миссия: руководить клубами. Вам - удачи, успехов, хороших жизненных историй. Может быть, пересечёмся на полях Долголетия.


Зоя Тищенко:
Божественно красиво!!! Ни разу там не была.


Нина Авдошина:
Ирина, прослушала репортаж о ЦДУ. Слушать интересно, но я там не бывала, и мне сложно оценивать то, в чем я не разбираюсь. Стоит только позавидовать Вам, как много Вы видели, знаете, разбираетесь в том, о чем можно только мечтать! Но это – познания и новые путешествия – это к молодым!


Ирина Юркина:
Спасибо, Ирина! Здоровья Вам и маме!


Гаврилова Елена:
Ирина, ты молодец! Год как я отсутствую в этом славном Академическом  хоре, о котором ты столь  живописно в репортаже упоминаешь. Переслала твою публикацию в Академхор. Они призывают в свои ряды и новичков. Разместила публикацию в чатах своих клубов : «Поющие художники» и «Гарант активного долголетия». Ты этих всех людей отлично знаешь, и они будут рады прочитать от тебя весточку, а также про знакомый и любимый Дом Ученых, выставки картин, хор и сценический вокал. Твой репортаж – это НЕЧТО!!! Опыт жизни твоей виден - интересный и значительный – в воспоминаниях, связанных с Центральным Домом Ученых. Желаю здоровья, дорогая Ирина, тебе и  твоей  маме! И многая благая лета вам!




Репортаж записан в четырех аудио для тех, кому удобнее слушать рассказ, а не читать. Аудио можно послушать по ссылке: https://vk.com/wall193595056_12285