БМ. Пустынники и притчи
"БАХРАМСКИЙ МАНУСКРИПТ"
http://stihi.ru/2023/12/06/3515
Продолжаем знакомиться с Востоком.
ПУСТЫННИКИ И ПРИТЧИ
(Информация из интернета)
Источник:
... Может быть, в Египте ничего не осталось от православных храмов, гробниц над мощами мучеников и святителей, от монастырей, лавр и скитов? — Конечно, сохранилось немногое, — большинство из них разрушено или завоевателями-арабами, или пришло в запустение со временем. Но все же за 1200 лет владычества в Египте (и в Палестине) магометан, многие из древних святынь сохранились, отчасти еще и потому, что их чтили и христиане, и мусульмане. Теперь пришло время, когда путешествующие в Египет православные люди могут воздать должное почитание его святыням — местам, связанным с событиями, известными нам как из Ветхого, так и из Нового Заветов. Чтобы в этом убедиться, попробуем вспомнить последовательность библейских событий.
.
.
Патриархи
Авраам и Лот с семействами жили в Египте, спасаясь от голода, постигшего Ханаан. Правнук Авраама, Иосиф, проданный в рабство в Египет, спас эту страну от голода и, благодаря ему, весь род Иакова-Израиля переселился в дельту Нила. 300 лет израильтяне провели в рабстве у египтян. Но вот по велению Господа пророк Моисей вывел народ свой из Египта, привел к подножию Синая и здесь получил Закон.
.
.
Пророки
Сюда же, на Синай, в VII в. бежал от злочестивой Иезавели пророк Илия. В VI в. до Р.Х. в Египет переселились из разрушенного войсками Навуходоносора остатки иудеев, избегших плена, а вместе с ними и пророк Иеремия. Здесь же он погребен. В Александрии при царе Птолемее Филадельфе, за 272 года до Рождества Иисуса Христа, 72 иудея-толковника перевели с еврейского на греческий язык книги Ветхого Завета и тем самым сохранили древний вариант текста, не искаженный позднейшими исправлениями талмудистов и масоретов.
.
.
СПАСИТЕЛЬ
Сюда, в Египет, по слову Ангела отправилось Святое Семейство, спасаясь от гонений Ирода; здесь же 3 года провел Богомладенец и отсюда, из Египта, Он вернулся в Иудею. «Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2,14,15).
.
.
Апостолы
из 12, — Иаков Алфеев, Симон Зилот и Матфей Левий, — благовестили в Египте, Эфиопии и Ливии, а св. евангелист Марк, ученик ап. Петра, основал Александрийскую Поместную Церковь.
.
.
Мученики
В 304 г. во Фригии пострадал великомученик Мина, а его св. мощи были перенесены и хранятся в Александрии. Три года спустя в том же городе пострадала великомученица Екатерина, — св. мощи ее хранятся в монастыре ее имени на Синае. В IV-V веках произошли Первое и Второе избиение преподобных отцев на Синае и в Раифе.
.
.
Преподобные
В конце III в. в Фиваидскую пустыню ушел преподобный Павел Фивейский (228-341), а вскоре там же поселился Антоний Великий (251-356). Так было положено начало монашеству, и вскоре пустыни Нижнего и Верхнего Египта процвели лаврами, скитами и келлиями. Замечателен такой факт: из нескольких сот святых, прославленных Церковью в чине преподобных, великими названы не более 20 человек и почти все они жили в Египте, Палестине и на Синае в IV-VI веках. В устроенные ими монастыри со всего христианского мира стекались жаждавшие духовных поучений; отсюда же выходили опытные духовные старцы и устраивали монастыри в Южной Италии, на Кипре и в Палестине, в Сирии и Каппадокии.
.
.
.
===============
.
.
Известные святые тех времен
(не пустынники)
.
.
Николай Чудотворец !19.12
(260-335)
Николай Угодник; Николай Мирликийский; Святитель Николай ( 260—265, Патара, Ликия— 334—335, Миры, Ликия) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей.
.
.
Спиридон Тримифунтский
(270—348) - !25.12
— христианский святой, почитается в лике святителей как чудотворец. Память в Православной церкви совершается 12 (25) декабря шестеричным богослужением, в Католической церкви — 14 декабря.
.
.
Георгий Победоносец !06.05
(275-303)
Родился:неизвестно, между 275 и 281 г.
Каппадокия, Римская империя (по средневизантийской агиографической традиции)
Умер около 303 или до эпохи Константина Великого,
Лидда, Палестина или Никомедия, Вифиния, Римская империя.
Почитается в Православной, Католической, Англиканской, Лютеранской и Древневосточных православных церквях
В лике великомученика.
.
.
Равноапостольная Нина(Нино)
(276-334)
Родилась
276 году (ок. 280 года)
местечка Коластри (Коластры), Каппадокия.
Умерла в 334 году (14.01.335)
Бодбе (Бодбийский монастырь)
В лике равноапостольных
День памяти в Католической церкви 15 декабря
в Православной церкви 14 (27) января.
Подвижничество:
проповедь христианства в Грузии, Крещение Иверии.
.
.
Пантелеймон целитель
(280-305)
Родился около 280,
Никомедия, Древний Рим
Умер 27 июля 305,
Никомедия, Ялова, Турция
Почитается в Православной и
Католической Церквях в лике
великомучеников.
.
.
Мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив !28.11
(284–305 /305–311/311-324)
Во время гонений на христиан при императорах Диоклитиане (284–305) и Максимиане (305–311) в городе Едессе были схвачены два друга, христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в тесную темницу. Мученики все переносили с твердостью и молитвой. Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили. Христиане погребли их святые тела. Через много лет последний император-язычник Ликиний (311–324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам пошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу. Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.
После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе на помощь. Так, однажды один воин-гот, посланный на службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать. По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена. Евфимия стала его рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам – свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил ее от страданий и чудодейственно перенес в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, обличенном Софией, и по приказу правителя гот был казнен.
Святые мученики Гурий, Самон и Авив известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи, им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою». В Москве в храме Иоанна Воина в Бабьегородском переулке, на Якиманке, есть придел этих святых.
.
.
Григорий Богослов
(325-389)
(ок. 325, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от города Назианза, Каппадокия — 389, там же) — святой Православной и Католической церквей, архиепископ Константинопольский, христианский богослов, один из Отцов Церкви, входит в число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник Василия Великого.
.
.
Василий Великий
(ок. 330—379)
— архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой и шестой молитв утреннего правила, многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Убеждённый поборник киновии.
.
.
Григорий Нисский
(335-394)
( около 335—394, Каппадокия) — христианский богослов и философ, епископ города Ниссы (Малая Азия, 372—375 годы и вновь с 379 года до своей смерти), святой, Отец и Учитель Церкви. Один из трёх великих каппадокийцев — младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова, входил с ними в каппадокийский «кружок».
.
.
Иоанн Златоуст
(347-407)
богослов, писатель, диакон, пресвитер, епископ
Рождение: около 347
Антиохия, Келесирия Римская империя
Смерть: 14 (15) сентября 407 г
Команы Понтийские, Византия
Лик святости: святитель
Почитается: в православии, католицизме, англиканстве, лютеранстве, древневосточных православных церквях.
.
.
Иоанн Дамаскин
(675-780)
Иоанн из Дамаска; ок. 675, Дамаск, Арабский халифат — ок. 753 (780), Лавра Саввы Освященного), также известный как «золотой поток»; при рождении Мансур ибн Серджун ат-Таглиби — христианский святой, почитаемый в лике преподобных, один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф.
.
.
Кирилл и Мефодий
КИРИЛЛ (до схимы Константин, прозвище «Философ», 827—869, Рим) и МЕФОДИЙ (815—885, Моравия) — святые православной и католической церквей, братья-миссионеры и монахи, происходящие из города Салоники (в славянской традиции Солунь), создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, проповедники христианства.
.
.
Равноапостольная Ольга , в крещении — Елена !24.07
(ок 893/920— 969) — древнерусская княгиня, правившая Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси, которая приняла христианство, святая равноапостольная. Православной и Католической церквей; её память празднуется 11 (24) июля и в Соборах Киевских, Псковских и Волынских святых.
.
.
.
===============
.
.
.
ИЗВЕСТНЫЕ ПУСТЫННИКИ
.
Павел Фивейский (228-341)
Антоний Великий (251-356).
Пахомий Великий (292-346)
Макарий Египетский(300-391)
Ефрем Сирин (306-379)
Онуфрий (IV в)
Герасим Иорданский(?- 475)
Мария Египетская(V-нач VI в)
.
.
.
.
Павел Фивейский (ок. 228 года — ок. 341 года)
— святой православной и католической церкви, первый христианский монах и отшельник. В Православной церкви почитается преподобным.
Родился в Египте, в городе Фивы. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства.
Во время гонений на христиан императора Деция (249–251) Павел, узнав о коварном замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, Павел прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днём и ночью. Питался он финиками и хлебом, которые приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.
Незадолго до кончины Павла состоялась его встреча со святым Антонием, посетившим Павла в его отшельническом месте. Антоний оставался с Павлом вплоть до смерти последнего и похоронил отшельника. Согласно житию, святой Павел скончался во время молитвы, стоя на коленях.
.
.
.
Антоний Великий (251-356).
Ушёл в пустыню в одиночестве. Некоторое время жил в пещере неподалёку от родного селения под руководством старца, а затем ушёл вглубь пустыни.
Прожил около 20 лет в строгом заключении в старом заброшенном римском форте.
Придерживался строгой аскетической диеты: ел только хлеб, соль и воду, никогда мясо или вино.
Слава о подвижнической жизни Антония распространилась в Египте: вокруг пещеры, где он жил, стали селиться монахи, желающие быть его учениками.
.
.
.
Пахомий Великий (292-346)
Удалился в Фиваидскую пустынь рядом со своим домом. Вскоре перебрался в христианскую общину в Тавенисси (Тавенне/Табенне) на восточном берегу Нила.
После смерти отшельника Паламона Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни.
Пахомий ввёл общежительный устав, в основу которого легли целомудрие, смирение, отречение от всего земного и беспрекословное подчинение авве.
.
.
.
Макарий Египетский (300-391)
Аскет и клирик, который удалился в скит, желая избежать тщеславия.
.
.
.
Ефрем Сирин (306-379)
Родился около 306 года в Низибии (ныне — турецко-сирийская граница) в христианской семье бедных земледельцев.
В юности обучался у святого Иакова, впоследствии епископа Низибийского. Под его руководством изучал Священное Писание, упражнялся в послушании и молитве.
После взятия Низибии персами в 363 году преподобный покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Эдессы. Умер около 373–379 годов.
Писал по-сирийски, но его творения рано были переведены на греческий и армянский языки, а с греческого — на латинский и славянский.
.
.
. Ефрем Сирин и Исаак Сирин — преподобные, аскеты, духовные писатели и учителя духовной жизни, жившие на Ближнем Востоке. Оба писали свои творения на сирийском языке, но в разное время: Ефрем жил в IV веке, Исаак — в VII.
.
Молитва ЕФРЕМА Сирина — покаянная молитва, составленная преподобным Ефремом Сириным (ок. 306–373, богослов, поэт).
.
Текст молитвы состоит из трёх молитвенных воззваний:
.
«Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему».
«Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
___
После каждого из трёх воззваний кладётся земной поклон. Промежуточные 12 поклонов в современной русской традиции принято сопровождать словами: «Боже, очисти мя грешнаго».
.
Молитва читается на богослужениях в течение Великого поста (чтение начинается за неделю до начала поста — во вторник Сырной седмицы) до Великой среды Страстной седмицы, кроме субботы и воскресенья, а также в келейной молитве дома.
.
.
.
Онуфрий (IV в)
Отец-пустынник IV века из Эфиопии, который жил в уединении в пустыне Верхнего Египта.
.
.
.
Герасим Иорданский (?-475)
Родился в Ликии (южная часть Малой Азии) в богатой семье, в миру носил имя Григорий. Оставив семейное богатство и мирские дела, стал монахом.
Подвизался в пустыне Египта, позднее, около 450 года, пришёл на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь и стал его настоятелем.
Широко известна история о приручении Аввой Герасимом дикого льва, которого святой вылечил от ран: «Льву дано было имя „Иордан“. После этого он часто приходил к старцу, принимал от него пищу и не отлучался из обители более пяти лет». Лев, согласно житию, умер на его могиле и был погребён рядом со святым Герасимом. Этот сюжет жития святого стал основой многочисленных изображений Герасима, у ног которого лежит лев.
Сведения о жизни преподобного Герасима известны из житий Евфимия Великого и Кириака Отшельника, а также «Луга духовного» Иоанна Мосха (описана история о льве).
.
.
.
Мария Египетская (V-нач VI)
Ушла в пустыню, чтобы жить и молиться в одиночестве. После 17 лет порочной жизни Мария осознала свой грех и искупила его 47-летним отшельничеством в пустыне.
Некоторые особенности жизни:
С собой в пустыню взяла лишь три малых хлеба, этого скудного запаса хватило преподобной на несколько лет.
Питалась лишь дикими кореньями.
Незадолго до своей кончины Мария впервые за все эти годы встретила среди песков человека — странствующего монаха Зосиму, которому она и рассказала историю своей жизни.
.
.
.
================
.
.
ПРИТЧИ
.
.
Ознакомительно из книги
"101 притча. Отцы-пустынники."
Сборник христианских притч и сказаний. О.П. Клюкина
.
.
.
Притча – это короткий иносказательный, поучительный рассказ.
В сборник вошла сто одна притча о древних отцах-пустынниках, живших, начиная с IV века, в пустынях Египта, Палестины и других уединенных местах. Этот таинственный, малознакомый нам мир подвижников открывается в их мудрых поступках и высказываниях.
* ПРЕДИСЛОВИЕ *
Отцы-пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв... –
писал Пушкин. Но не только молитвы складывали великие старцы, искавшие путь к Богу в пустынях, но и мудрые изречения. Мало того, иногда даже их молчаливые поступки превращались в достопамятные (достойные памяти) сказания, которые люди передавали из уст в уста, и эти сказания и наставления подвижников становились притчами.
Отцы-пустынники не стремились к славе и почету – наоборот, они бежали от людей, чтобы в уединении предаваться своим подвигам. Но даже короткие высказывания старцев сохранились на многие века – так Господь прославляет смирение. Древние подвижники жили в нищете и лишениях, но богатство их смиренномудрия до сих пор щедро изливается на всех нас.
Старцы вовсе не считались образованными людьми своего времени, как некоторые книжники или философы, – они были просвещены Духом Святым и любовью к Богу. И свет этой любви непостижимым образом дошел до наших дней, преображая человеческие сердца.
«Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1Кор.1:27–28).
Древние притчи и теперь учат нас самому главному: смирению, мудрости, доброте и терпению, но без назидания, а как-то иначе. Иногда – ярким, запоминающимся образом, порой – неожиданным вопросом или еще более неожиданным ответом, а иногда – тихой улыбкой над человеческой немощью. Почему же слова отцов-пустынников до сих пор звучат так современно, как будто они обращены лично к каждому из нас?
На этот вопрос лучше ответить словами святого апостола Иакова: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:;17).
.
.
.
*О СМИРЕНИИ И ГОРДОСТИ*
.
.
1
.
ОДИН ОТШЕЛЬНИК пришел жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своем уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось без труда по нескольку дней проводить без еды.
– Не удивляйся этому, сын мой, – ответил ему старец. – В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре, и удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, для тебя было еще слаще обеда.
.
.
2
.
ОДНОГО ОТЦА-пустынника спросили:
– Хорошо ли это – хвалить ближнего?
– А молчать еще лучше, – ответил старец.
.
.
3
.
КАК-ТО ОДИН СТАРЕЦ изрек, что лошадь, вращающая колесо мельницы, съела бы зерно, которое туда кладут, если ей не завязывать глаза.
Так же и Господь нередко скрывает от нас по своему милосердию то добро, которое мы делаем. Иначе мы, видя свои добрые дела, стали бы считать себя лучшими, чем мы есть на самом деле, и наше самолюбие уничтожило бы цену всех добрых дел.
.
.
4
.
ПРИГЛАСИЛИ ОДНАЖДЫ святого старца на совет, чтобы решить, как наказать согрешившего монаха. Но старец отказался идти на совет. Спорили-спорили братья, но, так и не придумав достойного наказания, решили сами пойти к старцу.
Провидел это старец, взвалил на плечо дырявый мешок с песком и вышел им навстречу.
Куда ты идешь? – спрашивает старца братия.
– К вам иду на совет.
– А мешок с песком зачем с собой взял?
– Откуда вы знаете, что в мешке песок?
Так погляди назад. У тебя мешок прохудился, и из него песок сыплется.
Это не песок, это грехи мои сыплются позади меня, – сказал им старец. – Но я на них даже не оглядываюсь, зато иду судить чужие грехи.
Поняли монахи, что имел в виду старец, и простили своего брата.
.
.
5
.
СРЕДИ ИНОКОВ одного монастыря никто не имел пресвитерского сана. Настоятель любил повторять: – Помысел гордости в своем начале подобен огню на гумне, который, если не поспешить погасить, погубит труд всего года.
.
.
6
.
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ КАК-ТО настоятель большого, многолюдного монастыря с подвижником, который сорок лет провел в пустыне.
– Какой подвиг совершил ты в своем уединении, где тебя никто не тревожил? – спросил игумен.
– С тех пор, как я уединился, солнце никогда не видело меня за трапезой, ответил пустынник.
Игумен подумал и сказал:
А меня оно никогда не видело в гневе.
.
.
7
.
ОДИН СВЯТОЙ старец неоднократно сподоблялся видений и откровений от Бога. Однажды братия попросила его рассказать о каком-нибудь из его видений. Предостерегая от превозношения людей, которых Господь награждал особыми духовными дарованиями, старец сказал:
Вы желаете иметь замечательное видение, и я укажу вам на одно из них. Если вы увидите человека благочестивого, скромного сердцем, чистого вот прекраснейшее из видений. Ведь в этом человеке вы можете видеть невидимого Бога. И не спрашивайте меня о других видениях, которые были бы выше этого.
.
.
8
.
ОДНОМУ СТАРЦУ в его келье был голос:
Иди, я покажу тебе дела человеческие.
Старец встал и пошел. Голос привел его в незнакомое место и показал человека, который рубил дрова и складывал их в большую охапку. Ее уже нельзя было поднять с земли и сдвинуть с места, но человек продолжал усердно рубить дрова и все больше увеличивал неподъемную груду.
Затем голос показал ему человека, который стоял возле колодца и черпал воду разбитым кувшином, из-за чего вся вода выливалась обратно.
Потом голос сказал ему:
– Пойдем, покажу тебе еще что-то.
Старец увидел храм и двух людей на конях. Всадники держали бревно с двух сторон и пытались въехать в ворота. Но так как ни один из них не хотел пропустить вперед другого, то бревно перегородило вход, и оба они оставались за дверьми.
– Вот люди, которые как будто несут иго правды, но с гордостью, и не хотят смириться, чтобы исправиться и идти путем смирения. Поэтому они остаются за дверьми вне Царствия Божия, – пояснил голос. – Рубящий дрова означает человека, обремененного беззакониями, который, вместо того чтобы покаяться, все время прилагает к прежним свои новые грехи. А черпающий воду разбитым кувшином означает того, кто хотя и делает добрые дела, но примешивает к ним худые и через это губит все хорошее.
Нужно внимательно следить за собой, чтобы не напрасно трудиться.
.
.
9
.
ОДИН ОТШЕЛЬНИК достиг такой святости, что спокойно жил среди зверей и они его не трогали. Он даже кормил их детенышей, и звери не причиняли ему вреда. Когда его увидел один из отцов монастыря, он посоветовал:
– Если ты хочешь достичь еще большего совершенства, иди в монастырь и попробуй ужиться с братьями.
.
.
10
.
ОДНОГО СТАРЦА попросили объяснить, зачем люди избирают отшельническую жизнь. Он так ответил:
Пока девица живет в доме своего отца, многие желают иметь ее своей невестой. Но когда она выйдет замуж, то не всем уже нравится. Одни хвалят ее, а другие унижают, но нет ей уже такой чести, как прежде, когда жила она сокровенно. Так же бывает и с душой: как скоро она становится открытой для всех – не может всем угождать, и ей лучше смиренно прятаться
.
.
11
.
ОДНОГО ПУСТЫННИКА выбрали архиереем. Он долго отказывался, но братия настояла, так что пришлось согласиться. Вот он и подумал про себя:
Не знал я, что достоин такой чести. Наверное, во мне все же есть немало хорошего.
А ночью явился ему ангел и говорит: Зачем ты превозносишься? Люди нагрешили и тебя выбрали себе в наказание. Во всей пустыне хуже тебя не нашлось.
.
.
12
.
ОДИН ЧЕЛОВЕК спросил старца:
– Что мне делать? Меня все время давит какая-то тяжесть.
Старец ответил ему притчей:
– И на малых, и на больших кораблях пловцы имеют пояса. Если нет попутного ветра, то они спускают канат, а пояса берут себе на плечи и тащат понемногу судно, пока Бог не пошлет ветра. Когда же путники видят, что наступила темнота, они пристают к берегу и вбивают кол, чтобы судно не унесло. Этот кол для человека есть самоосуждение.
.
.
13
.
ОДНАЖДЫ МОНАХИ говорили о смирении и о том, что чем больше приближается человек к Богу, тем яснее осознает свою греховность.
Услышал случайно их разговор один паломник – богатый горожанин – и удивился:
– Как такое может быть?
Тогда один из монахов сказал ему:
– Господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?
– В своем городе я самый богатый, знатный и именитый.
– Если же ты пойдешь в соседний богатый торговый город, то кем будешь считать себя там?
– В соседнем городе я был бы последним из богачей.
А если пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, то кем ты тогда будешь считать себя?
– Рядом с царем я бы казался себе почти нищим.
– Вот так и святые, – сказал монах, – чем больше приближаются к Богу тем яснее видят свою греховность.
.
.
14
.
ШЛИ ЧЕРЕЗ ПУСТЫНЮ старец с послушником, увидели дракона, и оба побежали от него прочь.
– Неужели и ты, отец, тоже испугался дракона? – спросил ученик.
– Нет, сын мой, я мог бы победить дракона молитвой. Но после этого мне пришлось бы биться с духом тщеславия. И мне полезней было убежать.
.
.
15
.
ПРИШЕЛ ОДИН ЧЕЛОВЕК в монастырь и, увидев, что братия работает, заметил настоятелю словами из Писания:
– Старайтесь не о пище тленной. «Мария же избрала благую часть» (Лк.10:42).
Настоятель велел дать ему книгу и отвести в пустую келью.
Когда наступил девятый час, гость стал прислушиваться у дверей, не посылают ли за ним к трапезе. Но так как его никто не звал, то он сам поднялся, пошел к настоятелю и спросил:
– Авва, разве братия сегодня не ела?
– Ела, – отвечает настоятель.
– Почему же меня не позвали?
– Потому что, – ответил ему настоятель, – ты человек духовный и не имеешь нужды в пище. А мы, плотские, хотим есть и потому работаем. Ты избрал благую часть, читая целый день, для чего же тебе пища?
Человек все понял, поклонился старцу и попросил прощения.
Так и Мария имеет нужду в Марфе, – сказал ему настоятель. – Ибо и Марию восхваляют из-за Марфы.
.
.
16
.
ОДИН ВОЕНАЧАЛЬНИК, восхищенный беседой со святым старцем, хотел задержать его, когда тот уходил. Но старец ему сказал:
– Как рыбы гибнут, когда находятся слишком долго без воды, так и отшельники, если остаются без достаточной причины довольно долго с мирянами, чувствуют, как никнет их благочестие в подобной беседе. Мы должны так же поспешно возвращаться в наше уединение, как спешит рыба нырнуть в воду.
Такой ответ привел военачальника в восхищение, и он ушел очень довольный.
.
.
17
.
ОДИН ЧЕЛОВЕК проделал долгий путь по суше и по морю и явился в пустыню, чтобы увидеть прославленного старца.
– Скажи, какие чудеса творит ваш авва? – спросил он у молодого монаха.
– Смотря что называть чудом, – ответил тот. – У вас принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю. У нас же считают чудом, если кто-то исполнит волю Бога.
.
.
18
.
КАК-ТО ОДИН ФИЛОСОФ решил испытать силу ума отца-пустынника и задал ему три вопроса.
– Кто был тот, кто никогда не рождался, но умер? Кто был тот, кто родился, но никогда не умирал? Кто был тот, кто родился, кто умер, но чье тело продолжало существовать в преображенном виде?
– Первый – это Адам, – сказал ему авва. – Потому что он никогда не рождался, но был создан руками Божьими и кончил жизнь смертью. Второй это Енох, который родился, как прочие люди, но не умирал, потому что был взят на небо живым. Третий – это жена Лота, тело которой родился, как прочие люди, но не умирал, потому что был взят на небо живым. Третий – это жена Лота, тело которой было превращено в соляной столб.
Скорее всего, философ ожидал других ответов, но возразить ему на это было нечего.
.
.
19
.
ОДНАЖДЫ ОДИН очень богатый человек пригласил старца посетить его дом. Дворец был необычайно роскошен, наполнен всевозможными ценностями: коврами, картинами, дорогой посудой и мебелью.
Много часов богач водил гостя из одной залы в другую, хвастаясь своими сокровищами и испытывая все больше гордости и удовлетворения собой.
Наконец, показав весь дворец, он спросил:
Что же ты молчишь? Ну как впечатление?
Старец улыбнулся и ответил: – О да! То, что Творец создал мир настолько прочным, что он выносит тяжесть такого огромного дворца, да еще и тебя вместе с ним, и все твое хвастовство, произвело на меня большое впечатление.
.
.
20
.
ОДИН БРАТ, обиженный другим, пришел к старцу и говорит:
– Этот человек оскорбил меня, но я за себя отомщу.
Старец ему сказал:
Не надо этого делать, сын мой. Лучше предоставь Богу дело отмщения.
Нет, я все равно не успокоюсь, пока за себя не отомщу, – ответил монах. Тогда старец сказал:
– Давай-ка помолимся, брат.
Они встали на молитву, и старец начал так:
– Боже! Мы не имеем более нужды о Твоем попечении о нас: мы сами хотим мстить за себя...
Услышал это обиженный монах, бросился в ноги старцу и воскликнул:
Прости меня, авва! Больше я не хочу судиться с моим братом.
.
.
21
.
ОДИН СТАРЕЦ и его ученик пришли в монастырь, где монахи упросили их немного вкусить пищи, чтобы подкрепиться на дорогу.
Когда же они вышли из стен монастыря, ученик достал недоеденный сухарь и стал его грызть.
Что ты делаешь? – заметил старец. – Сейчас время поста.
– Разве мы только что не ели? – удивился ученик.
– Ели, но это было дело любви, – ответил старец. – А теперь, сын мой, мы должны соблюсти свой пост.
.
.
*** О МУДРОСТИ ***
.
.
22
.
МУДРОСТЬ ДРЕВНИХ египетских монахов проистекала не от их ученых занятий или образованности, но были среди них и исключения.
Один старец как-то признался:
Много трудов я положил, читая книги. Но то, что я в них нашел, не так уж много и стоит...
– Что ж, многие отправляются удить рыбу, но домой приносят только боль в спине, – заметил на это другой авва.
.
.
23
.
ЭТО БЫЛО в те давние времена, когда епископы выполняли также и роль судьи. Одному епископу привели на суд женщину, которая обвинялась в грехе прелюбодеяния.
Посмотрев на нее, святой сказал:
– Ты зачала ребенка, и роды твои будут трудными.
Затем он обратился к своим служителям:
– Дайте ей десять аршин полотна. Если она умрет во время родов, то это полотно будет ей саваном, а если родится ребенок, то оно пригодится для младенца.
И с этими словами он отпустил женщину, не наказав ее. Тогда кто-то из присутствующих на суде и жаждавших, чтобы порок был наказан, закричал:
Этот епископ, наверное, безумный! На что святой спокойно ответил:
– Долгие годы я молился в безмолвии в пустыне, чтобы стяжать такое безумие, и теперь не променяю его ни на какую мудрость мира.
.
.
24
.
ОДНАЖДЫ ПУСТЫННИК встретился со слепцом, который, потеряв зрение в раннем возрасте, однако, сделался глубоким ученым в области различных наук. К тому же этого ученого весьма уважало православное духовенство за чистоту его веры.
В задушевной беседе он признался старцу, что иногда сожалеет о потере зрения и страдает от слепоты.
Старец на это заметил:
Удивляюсь, что ты, человек настолько рассудительный, жалеешь глаза, которые мы имеем наравне с мухами и муравьями. И не радуешься тому, что обладаешь светом апостолов и святых. Гораздо лучше иметь зрение духовное, чем телесное: ведь один нечистый взгляд плотских очей может повергнуть человека в ад.
.
.
25
.
ОДИН СТАРЕЦ так говорил:
– Кузнец, взяв кусок железа, сначала смотрит, что ему делать: косу, меч или топор. Так и мы наперед должны помышлять, к какой нам приступить добродетели, чтобы не напрасно трудиться.
.
.
26
.
ПРИШЛИ КАК-ТО к старцу два греческих философа. Они знали, что тот не изучал ни философии, ни мирских наук, и явились с намерением его посрамить.
Но старец увидел их издали, вышел навстречу и спросил:
– Зачем, мудрецы, вы приняли на себя столько труда, чтобы увидеть безумца?
Они отвечали ему, что вовсе не считают его безумцем, а, наоборот, уверены в его мудрости.
На это старец им сказал:
– Если вы уверены, что я мудр, то вы должны подражать моей мудрости, потому что принято подражать тому, кого уважаешь. Если бы я пришел к вам, вы сочли бы себя вправе требовать, чтобы я последовал вашему примеру. А так как вы пришли ко мне как к мудрому человеку, то вы должны последовать моему примеру и стать христианами.
Неизвестно, приняли ли философы этот спасительный совет, но они чрезвычайно удивились тонкому уму подвижника.
.
.
27
.
ОДНАЖДЫ два инока отправились проведать прославленного старца. Взошедши на корабль, они нашли там одного пустынника, которому было с ними по пути. Всю дорогу этот пустынник молчал, а иноки говорили вслух изречения Отцов и из Писания или рассказывали друг другу о своих рукоделиях. Когда корабль причалил, оказалось, что пустынник идет туда же, куда и они.
Когда они пришли, старец сказал монахам:
Хорошего вы нашли спутника в этом старце!
На что пустынник ответил:
– Они хороши, но двор у них без ворот. Кто хочет, подходит к стойлу и отвязывает осла.
Он имел в виду, что они говорили обо всем, что приходило им в голову.
.
.
28
.
В ОДНОМ МОНАСТЫРЕ наставник советовал инокам пребывать в молчании, видя в этом одну из важнейших добродетелей и проявление мудрости. Однажды после богослужения он сказал им: – Бегите, братья.
– Но куда мы можем бежать? – спросил один из них. – Разве есть где-нибудь место более уединенное, чем эта пустыня?
Тогда авва приложил палец к устам и сказал:
– Сюда надо бежать.
После чего вошел в свою келью и запер за собой дверь.
.
.
29
.
ОДИН УЧЕНЫЙ человек, богослов, пришел к старцу. Увиден, что у того нет ничего, кроме Библии, он подарил ему свой собственный библейский комментарий. Через год богослов снова пришел к старцу и спросил:
– Отче, помогает ли тебе моя книга лучше понимать Библию?
– Напротив, – отвечал старец, – мне пришлось все время обращаться к Библии, чтобы понять, что у тебя написано.
.
.
30
.
ОДИН СТАРЕЦ так говорил:
Жизнь без слова приносит больше пользы, чем слово без жизни. Ибо жизнь учит и молча, а слова без жизни, несмотря на звуки, служат только в тягость. Если же соединяются вместе слово и жизнь, то они составляют красоту всего любомудрия.
.
.
31
.
ЖИЛ НА СВЕТЕ один прославленный мудрец, который очень гордился своей мудростью. И вот он узнал, что где-то в пустыне живет старец, который знает что-то такое, чего даже он не знает. Пришел мудрец к пустыннику, чтобы узнать, почему все вокруг только о нем и говорят. А так как дорога была длинной, путника измучила жажда и первым делом он попросил напиться воды.
Стал пустынник наливать ему воду в глиняную кружку. Вода уже через край переливается, а старец все льет и льет.
– Что ты делаешь? – воскликнул мудрец. – Кружка не может больше вместить воды.
Так и ты, исполненный гордыни, не сможешь сейчас впитать то, что я тебе скажу, – ответил пустынник. – Гордость делает человека глухим.
.
.
.
* ** О ТЕРПЕНИИ***
.
.
32
.
У ОДНОГО СТАРЦА спросили:
– Как у тебя хватает терпения пребывать в одиночестве в этом заброшенном уголке земли? Он ответил:
Я никогда не нахожусь в одиночестве. У меня всегда есть собеседник – Господь. Когда я хочу, чтобы Он говорил со мной, я читаю Святое Писание. А когда хочу сам поговорить с Ним – молюсь.
.
.
33
.
КОГДА К ОДНОМУ старцу ученик приходил с признанием в грехах, тот всегда говорил ему:
– Вставай!
– Но я много раз уже вставал и падал.
– Опять вставай!
– Доколе же я буду падать и вставать?
– Пока тебя не настигнет смерть – павшим или поднявшимся, ответил ему старец.
.
.
34
.
ГОВОРЯ О ТЕРПЕНИИ, один старец приводил такую притчу.
В одном городе жил искусный цирюльник, который получал по три медные монеты за бритье бороды. И так как он брил ежедневно многих, то, откладывая на свое пропитание, брадобрей ежедневно сверх того сберегал по сто медных монет. Имея вполне определенный заработок, он как-то узнал, что в другом городе за бритье платят гораздо дороже.
– Увы, – сказал он тогда, – зачем я буду тут терять свое время? Сколько я работаю тут за три медные монеты. А там я могу обогатиться!
Недолго думая, он распродал свое имущество и отправился в тот город, где ожидал более выгодного заработка. Он нашел там все, о чем ему рассказывали. На новом месте брадобрей действительно получил гораздо больше за точно такую же работу. Вечером с большими деньгами цирюльник, очень довольный, отправился на базар, чтобы купить себе что-то на ужин. Но там все было настолько дорого, что он истратил все, что заработал за день. От большого заработка в кармане не осталось ни гроша.
Заметив, что каждый день происходит то же самое, цирюльник призадумался. Теперь он не только не мог ничего скопить, но еле-еле сводил концы с концами. – Мне надо вернуться на прежнее место, чтобы хоть что-то отложить себе на старость, – понял он. – Теперь я по опыту вижу, что там медными грошами я зарабатывал больше, чем в большом городе крупными монетами. Здесь я не только не могу ничего сберечь, но и просто пропитаться.
.
.
35
.
ПРИШЛИ КАК-ТО к одному прославленному старцу несколько иноков, прося его дать совет для спасения души. Он им сказал:
– Вы ведь знаете, чему учит Христос в Евангелии. Этого для вас достаточно.
Но так как они продолжали просить о том, чтобы он дал им какое-нибудь наставление, старен им сказал:
– Исполняйте, что заповедал Спаситель: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39).
Они ответили, что не имеют для этого достаточно сил.
Если, у вас не хватает мужества подставить им другую щеку, то выносите терпеливо, когда вас ударят.
Они ответили, что не могут и этого. Если и этого вы не можете сделать, – сказал авва, – то, по крайней мере, не воздавайте злом за зло.
Они объявили, что и это сверх их сил.
Тогда, обернувшись к своему ученику, старец сказал:
– Пойди приготовь им немного кашицы, чтобы они подкрепились: я вижу, что они весьма слабы. Если вы одного не можете, а другого не хотите, то что я вам могу сделать? Нужно молиться!
.
.
36
.
ОДИН БРАТ спросил старца:
– Если я предаюсь гневу, но принуждаю свою душу терпеть плохое обращение и быть доброй один раз, что я должен делать, когда меня оскорбляют во второй, в третий и в четвертый раз?
Старец сказал ему на это:
– Заповеди Божий следует исполнять не раз, а всегда.
И сравнил человека, исполняющего заповедь лишь однажды, а потом отказывающегося от ее исполнения, с безумным, который один раз принимает принесенный ему хлеб, а потом с грубостью отталкивает руку дающего и грозится убить всякого, кто будет его кормить.
.
.
37
.
ЭТО БЫЛО в страшное время, когда в пустыню пришли варвары и разорили многие монастыри.
Некоторым старцам все же удалось бежать, и в поисках безопасного места им пришлось несколько дней провести в древнем храме.
– Пусть каждый из нас поживет здесь отдельно и в безмолвии, не будем встречаться друг с другом целую неделю, предложил один из старцев.
Так они и сделали. А этот старец, вставая поутру, всякий раз бросал камень в лицо статуи, бывшей в храме, а вечером говорил ей: «Прости меня». И так он делал целую неделю.
Наконец, сойдясь все вместе, монахи его спросили:
– Каждый день ты бросал камни в лицо статуи, а под вечер ей кланялся. Делает ли так человек правоверующий?
– Я делал это для вас, – пояснил им старец. – Когда я бросал камни в лицо статуи, то не говорила ли она чего и не сердилась ли? И когда я кланялся ей и просил прощения, трогалась ли она с места и говорила: «Не прощу!»?
– Мы ничего такого не видели и не слышали.
Тогда старец сказал:
Нас здесь семь братьев. Если хотите, чтобы нам друг с другом жить вместе, будем подражать этой статуе, которая одинаково равнодушна и к обидам, и к почестям. Если же не хотите вести себя так, то вот четверо ворот в храме и пусть каждый идет куда хочет.
– Мы все сделаем, как ты говоришь, и будем послушны твоим словам, – сказали монахи и все оставшееся время провели вместе в мире и согласии.
.
.
38
.
– КОГДА в ногу вонзится шип, который нельзя вытащить, не вызвав сильного кровотечения и боли, его не дергают с силой, – говорил один отец-пустынник. – Сначала нужно наложить на него вытяжной пластырь и другое смягчающее средство, которое вытягивает шип наружу. Точно так же и наставник, который имеет дело с человеком, отличающимся злым характером, сможет привести его к долгу кротостью и терпением.
Нелегкое это дело – мудро управлять людьми. Если ты увидишь, что кто-то впадает в лень, вызови его и наедине терпеливо убеждай вернуть его прежнюю ревность. Если же ученик отвергнет все твои убеждения, оставь его на некоторое время, выжидая, чтобы Бог коснулся его сердца.
.
.
39
.
ОДИН СТАРЕЦ нес в город продавать глиняные сосуды и нашел на дороге прокаженного.
Куда ты идешь, авва? – спросил прокаженный.
В город продавать сосуды, – ответил старец.
Сделай милость, авва, снеси и меня туда же!
Старец поднял его и понес в город. Больной сказал:
– Положи меня там, где будешь продавать сосуды.
Старец так и сделал. Когда он продал один сосуд, прокаженный спросил:
– За сколько ты его продал?
А когда старец назвал цену, сказал:
Купи мне пирог. Старец купил ему еды, а когда он продал второй сосуд, больной опять попросил:
– Купи мне еше пирога.
И он опять получил угощение. Наконец, когда старец продал все сосуды и собирался возвращаться в пустыню, прокаженный сказал:
– Сделай милость, отнеси меня опять туда, где взял.
Старец поднял его и отнес туда же.
– Благословен ты от Господа на Небе и на земле! – сказал ему прокаженный.
Старец оглянулся, но никого не увидел, так как это был ангел Господень, приходивший испытать его терпение.
.
.
40
.
РАССКАЗЫВАЮТ об одном монахе, которому старец дал необычное послушание. Он посадил в пустыне сухое дерево и велел каждый день поливать это дерево кружкой воды, пока оно не принесет плода. Вода же от них была так далеко, что ученик уходил за ней с вечера и возвращался только к утру. После трех лет дерево ожило и принесло плод.
Старец его сорвал, принес в монастырь и сказал братии:
– Вот попробуйте плод послушания.
.
.
41
.
ЖИЛ ОДИН МОНАХ в египетской пустыне. И так его измучили соблазны, что решил он отказаться от монашеской жизни и пойти куда глаза глядят.
Натягивая сандалии, он увидел неподалеку другого инока, который тоже торопливо обувался.
– Ты кто? – спросил монах незнакомца.
– Твое собственное «я», – услышал он в ответ. – Знай же, куда бы ты ни отправился, я все равно пойду с тобой.
.
.
42
.
ОДНОГО СТАРЦА спросили:
Что значит изречение апостола Павла: «Дорожите временем, ибо дни лукавы» (Еф.5:16)?
Он ответил:
Слова апостола учат, как извлекать из времени прибыль. Тебе, например, пришло время терпеть поношения? А ты искупи время поношения смирением и долготерпением. Предстоит пережить время бесчестия? Искупи это время терпением – и получишь прибыль. Таким образом, самое трудное время в нашей жизни будет служить нам на пользу
.
.
Продолжение:
Отцы-пустынники. Сборник христианских притч и сказаний.
О.П. Клюкина
101 притча
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
О смирении и гордости
О мудрости
О терпении
О милосердии и нестяжании
О вере и неверии
Об учителях и учениках
О молитве
.
.
Книга есть в открытом доступе.
.
.
.
Еще несколько притч из этой книги:
.
.
* * *
.
ОДНАЖДЫ МОЛОДОЙ монах, ученик прославленного старца, шел с ним по морскому берегу.
– Авва, мне очень хочется пить, – сказал он.
Старец остановился, сотворил молитву и вдруг сказал:
– Пей из моря.
Морская вода на вкус оказалась не соленой и горькой, а сладкой, словно из родника.
Ученик стал наполнять чудесной водой сосуды на тот случай, если в пути опять захочется пить.
– Что ты делаешь? – удивился старец. – Разве не везде Бог?
.
.
* * *
.
ОДИН БРАТ пожаловался старцу:
– Авва, я часто прошу святых отцов, чтобы они сказали мне наставление для спасения души. Но из того, что они скажут мне, ничего потом не помню.
У старца было два кувшина, и он сказал брату:
– Пойди возьми один из этих кувшинов, налей в него воды, вымой, воду вылей, а сосуд поставь на свое место, кверху дном.
Брат так и сделал, и потом, по повелению старца, повторил это и в другой, и в третий раз.
Тогда старец сказал:
– Принеси оба сосуда сюда.
Когда же брат принес их, старец спросил:
– Какой из этих двух сосудов чище? Брат ответил:
Конечно, тот, в который я наливал воду и все время мыл.
– Так же и душа, сын мой, которая часто слышит слово Божие, хотя и не удерживает в памяти ничего из услышанного, – сказал старец. Однако, она все равно более очищается, нежели та, которая никогда не вопрошает и не молится.
.
.
* * *
.
ОДНА СТАРИЦА говорила так:
– Если я буду просить Бога, чтобы все люди были мной довольны, то должна буду стоять с поклонами у дверей каждого. Лучше я буду молиться Богу, чтобы сердце мое перед всеми было чисто.
.
.
* * *
.
ОДНАЖДЫ БРАТИЯ и несколько мирян пришли к прославленному старцу и попросили дать им наставление. Но старец молчал. Они стали упрашивать его ещё больше, и авва сказал им:
– Когда прежде братия спрашивала и исполняла все, что ей говорили, тогда Сам Бог сообщал старцам дар слова. А сейчас, когда все только спрашивают, а не исполняют того, что слышат, Бог отнял у старцев благодать слова. Они не находят, что говорить, потому что некому исполнять их слова. Поэтому сегодня нет у меня для вас наставления.
Услышав это, братия и миряне сказали:
– Помолись о нас, авва!
.
.
* * *
.
ОДИН СТАРЕЦ посетил собрание и, услышав там споры братии, возвратился в свою келью, несколько раз обошел ее кругом и лишь затем исчез за дверью.
Когда ученики пришли к нему в следующий раз, то спросили, зачем он ходил вокруг своей кельи кругами.
Старец ответил:
– Уши у меня были полны распрями, и я ходил кругами, чтобы вытрясти из них все ваши споры, чтобы в безмолвии ума войти в келью.
.
.
* * *
.
ОДИН СТАРЕЦ однажды прохаживался по горе, на которой он десять месяцев никого не видел, и встретил охотника.
Старец его спросил, давно ли он здесь.
– Уже одиннадцать месяцев я хожу по этой горе, – ответил охотник, – но не встречал никого, кроме тебя.
Тогда подвижник пошел в свою келью и, ударяя себя в грудь, воскликнул:
– О, неразумный, ты полагал, что хранил строгое уединение, пробыв немного один. А вот мирянин, который пробыл в уединении дольше тебя и при этом не считает себя подвижником.
.
.
* * *
.
ОДИН СТАРЕЦ спросил учеников:
– Кто продал святого Иосифа в Египет?
Братья его, – ответили ученики. – Вовсе не братья, – сказал старец, – но его смирение его продало. Ведь Иосиф мог сказать, что он брат их, мог им противоречить, но он молчал, и по смирению продал себя. И смирение поставило его правителем в Египте.
.
.
* 101 *
.
ЦАРЬ ОБРАТИЛСЯ к отшельнику:
– Попроси у меня все, что хочешь, и дам тебе это!
Отшельник сказал:
– Дай мне бессмертной жизни, вечной молодости, неиссякаемого богатства, радости, которую никогда не омрачит никакое горе.
Царь ответил:
– Над такими вещами я не властен.
– Тогда оставь меня в покое, – сказал отшельник. – Я буду просить это у Того, Кто в состоянии мне все это дать.
.
.
.
*********** * ***********
Свидетельство о публикации №125112709434