Окропиши мя иссопом, и очищуся...
БЕЗ СЛОВА НЕ БЫЛО БЫ МЯ...
Священный фимиам кажденья азъ чувствую в Твоих перлАх,
Какое это Откровенье, как долго Китежь-град искал,
Святой Грааль Царства Господня - души Пурпурный Адамант!
Христос во всех Русских! Он Логос: «Азом» и «Червием»* глаголит,
Он в «Имяслове» всех словян Спасая в Церкви соборян,
Истиной выспренного слова - Новозаветного Иссопа*.
Ведь племя Всецаря Благого извечно созданно Творцом!
По русски пел Адам святой в Раю своей любимой Еве,
Лишь ей Пречистой Королеве он вязью слов узоры плел.
О, если бы триклятый рок не ввел соблазн в ее «либидо» ,
Не вполз лукавый змей денница в душу жидовской* каббалой.
То был сегодня мiр иной, сияя Райской Красотой...
«Словяноросским Корнесловом» искуссно Праотец владел.
До разделения народов язык сей был общелюдским.
Для всех живущих на планиде, он алфавитом был одним.
О горе нам, ах и увы, корней святых азов не чтим.
Во истину ведь в слове Бог – у тех, кто зов Его услышал
И крест, страдая, не бросал, кто на Голгофе личной ветхий
Состав греховный распинал, до смерти первой умалился,
Смирясь душевный ад познал. Кто Пасху встретил обновлённым
Священной проседью Христа - Адама Нового, в ком Божий -
Дух Истины в Святых Дарах, на Литургии Вохрищенных
В ком Царство Логоса, мистраль гордыни самость отженяет,
В тех, кто в себе познал Христа в Духе Словянском право славным.
Какая же это благодать – быть другом Богу в этом Счастье
И смысл святого бытия! Какая простота и честность,
Открытость детская в очах небесным окияном светит
С прошеньем к «Отче» на устах за всех крещенных во спасенье,
Дыша Исусовой молитвой, стяжав Агапэ адамант
Став поношением для ближних, славя за все что есть Христа.
26.11.2025 День поминовения Святителя Иоанна Златоуста, Константинопольского, архиепископа.
27. 11.2025 День поминовения Апостола Филиппа
28.11.2025 Рождественский Пост. День поминовения Преподобного Паисия Величковского.
«Зри в корень: сын всегда говорит языком Отца» А.С.Шишков «Словянорусский Кронеслов».
В первой слОвенской (от Бога СлОво) азбуке «Глаголице» имя первой буквы «Азъ» соединено с изображением Креста.
Исследователи усматривают, что имена букв церковнословенского языка составляют связанный стихотворный текст – напутственное слово первоучителей словянам: Людие – мыслете: Наш. Он. Покой. Рцы: Слово – твердо. Или: Рцы слово твердо. С древних времен и доныне по начальному звучанию букв создаются азбучные молитвы.
СЛОВЯНОРОССКИЙ КОРНЕСЛОВ
Азъ - буква веденья,
Глагол добра, есть Жизнь!
Зело дивна земля, иже Моя,
Како от смерти чада вам спастись?
Людие - мыслете: наш Всеблагий Господь -
Он суть - трёхипостасная Любовь!
Покой рече Бог Слово человецам,
Тверда наука Серафимов, премудрых Херувимов песнь.
Внемлите Истине: Азъ - «Альфа и Омега»,
Спаситель страждущих, «начало и конец».
От Церкви - Червь* в земле рождён дождём,
Ад поглотив его, был побеждён Христом!
1999 г.
У Давида Псалмопевца, есть один особенный псалом - пророчество с описанием крестных страданий Спасителя. «Азъ же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей» (Пс. XXI 7).
Ч - Червь*, этим именем завершается имяслов словенской церковной азбуки, поскольку именно эта буква заключает собой ряд полных троичных по своей символике буквенных знаков: она обозначает и самостоятельный звук, и число, и имеет собственное полноценное имя. Остальные буквы названы акрофонически (по звучанию, как в гражданском алфавите: «ша», «ю» и пр.)
Богоносный отец Максим Исповедник говорит, что Господь назвал Себя еще и потому Червем, что Он родился, как червь рождается без семени в земле после дождя. И еще один образ: как наживку, как приманку, как червя, заглотил ад Христову плоть человеческую, не увидев Божества, и – разорился, разрушился, «огорчился».
Как малый, слабый по виду червь прогрызает и истребляет вещество, так и Господь, умалившийся на кресте до крайности, истребил враждебную демоническую силу.
БЕЗ ВЕРЫ НЕ БЫЛО Б МЕНЯ…
© Svetlyachok
Без веры не было б меня…
а без Его любви — и веры…
А без Его любви — Земля
давно бы скрылась за портьерой
времён жестоких и лихих
и закатилась в дальний угол,
в межгалактической пыли
покой со смертью перепутав…
Нет, без Его любви никто
из нас давно б уже не выжил…
и не всходила б за окном
звезда надежды — выше, выше…
день ото дня, из года в год… —
как будто мы чего-то стоим…
как будто в нас — наоборот —
ОН верит………………………
Разве же пустое,
когда Всевышний верит Сам
в Своё дитя…
молясь с любовью…
Его слова — да нам в уста…
Отверстый складень в изголовье
горит янтаринками слёз…
мы спим…
а жизнь — исходит кровью…
Без веры не было б меня,
а без Его любви — и веры…
я помню Свет…
я помню Взгляд,
в котором солнечность — без меры…
я помню этот горний рост
и белоснежные одежды…
прекрасный лик, лучи волос…
любовь, и веру, и надежду —
что Он в ладонях мне принёс…
и поселил их
в храме
сердца…
Без веры не было б меня.
И если ты летишь согреться
душой… в мой храм… —
то всё
не зря.
8 окт. 2024 г.
«Азъ есмь «Альфа и Омега» - «Азъ и Червь», начало и конец, Первый и Последний, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Царь Вседержитель». Откровение (1:3, 22:13)
НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРИЛИ АДАМ И ЕВА.
Чтобы познать Логос, нужно или родиться Лингвистом Христом, или стать им, обоживаясь в Слове агапой*. «Славяно-русский корнеслов» Шишкова, — это ключ к пониманию этой истины в святой детской простоте.
В Библии не указано явно, на каком языке говорили Адам и Ева. Это породило множество толкований в религиозных и философских традициях.
Основные версии:
Иврит
распространённая точка зрения в еврейской традиции (мидраши);
аргументы: имена, данные Адамом (например, «Иша» и «Хава»), имеют смысл только на иврите;
средневековые еврейские комментаторы и даже Данте Алигьери склонялись к этой версии.
Геэз (древний семитский язык)
эфиопская и эритрейская традиции считают его изначальным языком Адама.
Сирийский язык
так полагают некоторые мусульманские и арабские христианские авторы (например, Сулейман аль;Газзи).
Адамический (божественный) язык
концепция: это особый язык, данный Богом Адаму или созданный самим Адамом для наименования всего сущего;
в мистических традициях (например, у Джона Ди) его называли «ангельским» или «енохианским».
Неизвестный/уникальный язык
ряд мыслителей (например, Авраам Абулафия) полагали, что язык Рая отличался от иврита и не сохранился;
некоторые исследователи отмечают, что Библия не уточняет, сохранился ли язык Адама после Вавилонского столпотворения или начал меняться ещё до него.
Итог: вопрос остаётся дискуссионным. В священных текстах нет прямого указания, а различные традиции предлагают свои интерпретации — от конкретных языков (иврит, геэз) до идеи о принципиально ином, утраченном «адамическом» языке.
ОКРОПИШИ МЯ ИССОПОМ, И ОЧИЩУСЯ...
Псалтирь — сборник духовных текстов, включающий 151 псалом, является одной из главных книг для христиан. Псалом — это поэтический текст, написанный с целью восхваления Бога, покаяния и прошения о помощи. Особенной популярностью у верующих пользуется псалом 50-й, или псалом покаяния.
Автором 50-го псалма считается ветхозаветный царь Давид — в нем великий правитель кается в своем смертном грехе, в убийстве верного воина Урии Хеттеянина и прелюбодеянии с его женой, которую звали Вирсавия.
Согласно преданию, однажды всемогущий царь увидел во дворе соседнего дома красивую женщину, купающуюся в бассейне — это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Сам Хеттеянин в то время был на поле боя — в составе царского войска он сражался с аммонитянами.
Будучи не в силах устоять перед красотой Вирсавии, Давид велел привести женщину к нему, после чего овладел ею и отпустил домой.
Через некоторое время, узнав о беременности Вирсавии, царь решил избавиться от Урии. Он отправил письмо к командующему армией с требованием послать Урию в самое опасное и безнадежное сражение. В той битве Урия погиб.
Избавившись от соперника, Давид взял в жены Вирсавию, которая вскоре родила царю сына
После этого Господь послал к Давиду пророка Нафана, который рассказал царю притчу.
Притча пророка Нафана
У одного богатого человека было очень много скота мелкого и крупного, а у одного бедняка не было ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его. Он ее очень любил.
Пришел к богатому человеку один странник, и богатый пожалел взять своих овец и волов, чтобы угостить странника, а отнял овечку у бедняка, заколол ее и угостил ею человека, который пришел к нему.
Когда Давид выслушал эту притчу, то сильно разгневался на этого богатого человека, обидевшего бедняка, и с клятвою сказал: «Жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это и не имел сострадания».
Тогда сказал Нафан Давиду: «Ты тот человек, который сделал это. Зачем ты не почтил Господа и сделал злое пред очами Его? Урию ты поразил мечом; жену его взял себе в жены, а его ты убил мечом аммонитян. Итак, не отступит меч от дома твоего».
И сказал Давид Нафану: «Согрешил я пред Господом». Видя его раскаяние, Нафан сказал ему: «Господь снял с тебя грех твой, ты не умрешь; но так как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын».
Вторая книга Царств, 12:9-10
И тогда царь Давид осознал, что совершил сразу два смертных греха — убийство и прелюбодеяние, глубоко раскаялся и написал свой знаменитый псалом.
Текст 50-го псалма:
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грехов моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
50-й псалом в переводе на русский язык
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою). Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господь, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господь, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
В чем смысл 50-го псалма
Этот текст отражает глубочайшее и искреннее сожаление о совершенном грехе и идущую от самого сердца мольбу о прощении и милосердии.
Известный библеист и богослов XIX века Александр Лопухин писал: «Эти стихи очень ярко характеризуют нам Давида, как человека с высокоразвитым нравственным чувством: всякий его грех вызывал в нем глубокое осуждение себя и мучительное недовольство собой».
Богослов поясняет, что падение Давида не может быть проявлением сознательного желания оскорбить божьи заповеди или свидетельством господства «греховных и похотливых желаний» в душе царя. По словам Лопухина, этот грех — проявление несовершенной человеческой природы, порыв, временное увлечение, за которым последовал долгий период самобичевания.
В своем стихе Давид просит у Бога очищения души, подразумевая не только прощение греха, но и освобождение своего духа через наказание.
Давид осознает, что тяжесть содеянного не только в том, что он убил человека и совершил прелюбодеяние, но еще и в глубоком оскорблении Бога своим поступком
«Такая молитва об очищении, с признанием и исповеданием заслуженности кары, кроме желания облегчения своей совести понесением последней, могла вызываться и другим побуждением — на примере Давида, караемого Богом за совершенный им грех, показать всему народу важность соблюдения ими заповедей Бога и необходимость заботы о чистоте своей жизни», — пишет Александр Лопухин.
В целом каждую фразу из псалма 50-го можно разобрать отдельно, так как в каждой строке заключается глубокое послание, которое современному человеку может быть не всегда понятно при первом прочтении.
Толкование некоторых фраз из псалма 50-го:
«Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» — эти слова означают, что верующему известно о его грехах, отягощающих совесть;
«Се бо, в беззакониих зачат семь и во гресех роди мя мати моя» — признание перед Господом природной склонности человека к греху;
«Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся» — просьба к Богу послать его благодать, помочь очиститься от грехов;
«Дух прав обнови во утробе моей» — просьба направить согрешившего на праведный путь, указать дорогу к благочестивой жизни;
«Не отвержи мене от лица Твоего» — этими словами человек просит Бога не лишать его своего покровительства, при этом верующему следует заботиться о том, чтобы быть достойными этой опеки;
«Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» — именно так поступил Давид: в благодарность за прощение грехов стремился всеми силами обращать к Богу других людей;
«Всесожжения не благоволиши» — эти слова означают, что Богу не так нужны жертвы всесожжения: животные, которых закалывали и сжигали на специальных жертвенниках. Для него гораздо ценнее жертва духовная, поверженный грех, то есть когда человек сожалеет и раскаивается в совершенных поступках;
«Благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая» — это тоже указание на жертвы, которые в ветхозаветные времена было принято приносить Господу. Среди них были и бескровные жертвы: масло, мука, вино, ладан. Но чаще приносили в жертву животных — обычно это был ягненок (агнец), теленок, бычок и другой домашний скот. При принесении жертвы грех с человека переносился на животное, которое за этот грех убивали. Впоследствии Иисус Христос выступит в роли агнца, то есть примет на себя грехи человечества и умрет ради спасения людей;
«Возложат на алтарь Твой тельцы» — псалом 50-й читают, когда желают принести Господу покаяние и умоляют его о спасении. Это тоже упоминание о готовности чем-то пожертвовать ради отпущения грехов.
Русская православная церковь считает, что лучше всего читать псалом на церковнославянском языке, общепринятом языке богослужения. Однако чтение псалма на русском тоже не возбраняется.
Когда псалом 50-й читают в церкви
Этот псалом очень часто читается в храмах во время служб. Христиане верят, что всем людям, так или иначе виновным в самых разных грехах, необходимо произносить его слова как можно чаще.
Священник храма Всех святых на Кулишках, отец Александр в беседе с «Лентой.ру» объясняет, что покаянный псалом чаще других используется в богослужении и входит в состав малого повечерия, полуночницы, третьего часа.
Псалом 50-й очень емко и выразительно демонстрирует состояние раскаявшегося грешника и его чувство смирения. А ведь грешником является любой человек, люди несовершенны и подвержены страстям, безгрешных нет. Поэтому так важно проникнуться всей глубиной смирения и покаяния, которые присущи этому псалму, благодаря чему он имеет столь широкое употребление
отец Александр
священник
По мнению священника, всем людям следует молить Бога о прощении своих грехов. «Следует понимать, что Бог дарует людям спасение не потому, что они прекрасные и праведные, а исключительно по собственной милости, из любви к человеку», — добавил собеседник «Ленты.ру».
Отец Александр подчеркнул, что только покаяние обязательно должно быть искренним, идти от самого сердца. Известная поговорка «Не согрешишь — не покаешься» искажает весь смысл раскаяния. Неправильно думать, что можно совершать грех перед лицом Бога, а потом достаточно формально поучаствовать в таинстве исповеди, и это все окупит.
«Во-первых, неискреннее, то есть без твердого намерения не совершать подобный грех впредь, покаяние лишено всякого смысла, — продолжает отец Александр. — Во-вторых, покаяние не избавляет от наказания. Ведь и царь Давид, несмотря на полное осознание своего греха и всю глубину раскаяния, был жестоко наказан Господом. Пророк сказал царю: "Итак не отступит меч от дома твоего во веки" — это означает, что в роду Давида вплоть до самого его окончания будут погибать ближайшие родственники».
Действительно, согласно Писанию, зачатый первый ребенок Давида и Вирсавии прожил всего несколько дней. Позже один из сыновей царя от другой женщины восстал на отца и был убит.
Правда, после того как царь женился на Вирсавии, у них родился второй сын — будущий царь Соломон. При нем царство Израиля достигло высшего расцвета, а в наследство мудрый правитель оставил верующим главную святыню иудаизма — Иерусалимский храм.
-------------------
* Новозаветный иссоп — это растение, упоминаемое в контексте распятия Иисуса Христа.
Где именно упоминается
В Евангелии от Иоанна (19:29) сказано, что, когда Иисус, испытывая жажду, висел на кресте, солдаты поднесли к его губам губку, смоченную в уксусе (кислом вине), на ветке иссопа.
Символическое значение
В библейской традиции иссоп издревле ассоциировался с очищением — как физическим, так и духовным:
В Ветхом Завете его использовали в обрядах очищения (например, при окроплении кровью агнца дверных косяков во время Пасхи — Исход 12:22; при очищении прокажённых — Левит 14:4–7).
В Псалме 50:9 (51:7 в некоторых переводах) царь Давид молит: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и я стану белее снега».
В новозаветном контексте использование иссопа при распятии трактуется как символ очищения грехов человечества через жертву Христа. Подобно тому, как в Ветхом Завете иссоп служил орудием ритуального очищения, в Новом Завете он становится знаком духовного очищения, которое приносит смерть и воскресение Иисуса.
Что это за растение
Библейский иссоп не идентичен современному Hyssopus officinalis (иссопу лекарственному), который в диком виде в Палестине не растёт. Исследователи предполагают, что под библейским иссопом могло подразумеваться одно из распространённых в регионе пряных травянистых растений — например, душица сирийская (Origanum syriacum) или майоран сирийский (Majorana syriaca).
Азбука веры » Библия » Псалтирь 50 » Толкования стиха 9
Толкования на Псалтирь 50:9
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
Святые отцы
Афанасий Великий, свт. (†373)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Евфимий Зигабен (†1118)
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Петр Никанорович Спасский (†1917)
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Псалтирь в святоотеческом изъяснении
Псалтирь с толкованиями: на церковнославянском
Афанасий Великий, свт. (†373)
Окропиши мя иссопом и очищуся. Сказав: Ты дал божественные законы и уставы, присовокупляет еще большее: Ты даровал в законах некие очищения и чрез окропление иссопом. С этою же целью и нам ныне даруй нечто подобное, так как Ты — тот же Бог. Или, может быть, прикровенно говорит о некоем таинстве. Моисею в Египте повелено было кровь овнюю иссопом воскропить на праги (Исх.;12,22), а мы искуплены наиболее честною кровию. Итак, поелику воскропление крови служило охранением, чтобы живущие в доме не потерпели чего от погубляющего, то Давид справедливо, делая таинственное напоминание о той крови, говорит: окропиши мя иссопом, прикровенно разумея будущее очищение всех кровью истинного агнца Христа, вожделевая сподобиться сего очищения, которое одно может очистить совершенно и соделать белее снега.
Толкование на псалмы
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся
Только посредством дара крещения могло совершиться такое очищение. Этим он хочет сказать: я сам нуждаюсь в той благодати, которая будет дарована всем людям. Только она может вполне очистить меня и дать мне белизну снега. А что сам по себе иссоп вовсе не доставлял прощения грехов, в этом легко можно убедиться из Моисеевых писаний. Значит, здесь он разумеется в другом смысле. Действительно, посредством иссопа окропив кровью агнца косяки дверей, (евреи) в Египте избегли рук всегубителя. А это было образом спасительных страданий. И здесь кровь, и спасительное древо, и спасение, уготованное всем, приходящим с верою.
Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся. Ибо единый дар крещения может произвести сие очищение. Дать же очищение сие Господь всяческих обещал через пророка Исаию. Сказав: измыйтеся. и чисти будете, отымите лукавства от сердец ваших, через несколько слов изрек Он: аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю (Ис.;1,;16-18). И сам великий Давид в шестьдесят седьмом псалме предвещает это; ибо говорит: внегда разнствит Небесный цари, оснежатся в Селмоне (Когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне; Пс.;67,;15). Посему это же говорит и здесь, а именно: имею нужду в той благодати, которая будет дана всем человекам; потому что она одна может вполне соделать меня чистым и дать мне белизну снега. А что иссоп ни мало не дает отпущения грехов, не трудно дознать сие из Моисеевых писаний; ибо человекоубийцу и похитителя чуждого ложа не окроплениями очищал закон, но подвергал смертному наказанию. Посему иссоп служит указанием на что-либо другое. Ибо в Египте иссопом окропив овчую кровь на пороги, избегли руки Погубляющего; и это было образом спасительных страданий. И здесь указуются кровь, спасительное древо и спасение, подаваемое приступающим с верою.
Евфимий Зигабен (†1118)
Окропиши мя иссопом, и очищуся.
Для объяснения этого изречения много есть толкований; но ни в одном из них нет беспрекословной положительности. Мне же кажется, что здесь пророк Давид о самом себе пророчит, надеясь, что он совершенно избавится от греха и преисполнится радости. Так как раствор или настой иссопа чрез окропление им прокаженных очищал многих из них от нечистот (Иссоп—это род ароматической травы горького вкуса, имеющий силу к уничтожению проказы); то здесь он метафорически в этом смысле очищения выразился: окропи же меня иссопом так, чтобы я совершенно очистился от всех нечистот греховных, чего можно достигнуть только Твоим всемогущим словом разрешения и отпущения, или же слезами покаяния; но и эти слезы, как дар Твой, от Тебя же исходят.
Омыеши мя, и паче снега убелюся.
Ту же мысль и с тем же чувством повторяет от радости.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Пререкание
Более всего оскверняются добрые дела праведников и получают греховный порок от похоти, которая остается и в праведниках по Крещении и по оправдании и является грехом. И из-за нее дела праведников не могут быть чисты и свободны от греховного порока.
Отвечаем
Положим места из Писания, которые уподобляют Крещение чистым и светлым вещам: омоешь меня, и я сделаюсь белее снега (Пс.50,9). Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю (Ис.1,18). И еще: Израиль, не забывай Меня. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако (Ис.44,21-22). Но мы знаем, что когда солнечный луч рассеивает облако своей теплотой и так его испаряет, то превращает ни во что и приводит небо к ясной погоде. То же делает и с греховным облаком благодать Святого Духа Крещением и оправданием.
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Противники учат, что и при самом оправдании грехи в человеке остаются и не отнимаются от оправдываемого, но только покрываются Христовой праведностью, чтобы они не явились пред Лицем Отца Небесного, и отпускается только наказание, полагающееся за грехи, а грехи остаются, но не вменяются. Мы же говорим напротив.
Установление православное:
При оправдании от человека совершенно отнимаются грехи
Священное Писание называет грех в человеке скверной и пороком, по подобию скверны и порока, бываемого на теле. То, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф.15,11). Нечистый пусть еще сквернится (Откр.22,11). Нечестие твое отмечено (поро;чна є;си въ беззако;ніи твое;мъ – порочен ты в беззаконии твоем) предо Мною, говорит Господь (Иер.2,22). Счастлив богач, который оказался безукоризненным (безъ поро;ка) (Сир.31,8). Не клади пятна (поро;ка) на честь твою (Сир.33,23). Ты положил пятно (поро;къ) на славу твою и осквернил семя твое так, что навел гнев на детей твоих (Сир.47,23).
Из этих слов Священного Писания ясно, что грех является скверной и пороком для души, так же как скверна и порок бывает на теле. Поэтому, как порок и скверна на теле, когда очищается омовением, больше не остается на теле, так и порок и скверна души, то есть грех, не остается в душе при оправдании. Ибо оно как омовение, как очищение, как духовная купель и баня, о которой говорит Священное Писание: Окропишь меня иссопом, и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега (Пс.50,9). И еще: И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших (Иез.36:25). Таким омовением очистились те, о которых говорит апостол: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались (1Кор.6,11). К такому очищению апостол побуждает всех, говоря: Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2Кор.7,1).
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
При оправдании греховная скверна никаким образом не может пребывать в оправдываемом человеке, как мы выше показали это из Священного Писания в этой части 2, в главе 5, в пререкании 5. Смотри, что там сказано. Ибо что означает эти слова: Окропишь меня иссопом, и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега (Пс.50,9)? Ясно, что всякий очищенный и убеленный не имеет скверны и порока. И да не скажешь мне, что человек убеляется и очищается во Христе, потому что Давид не сказал: «Окропишь Христа – и очищусь во Христе, омоешь Христа – и убелюсь во Христе». Но говорит: «Окропишь меня – и во мне очищусь, омоешь меня – и во мне убелюсь». Это являют и следующие слова: Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во внутренности моей (Пс.50,12). Обрати внимание на эти слова: во мне; во внутренности моей. Согласно с этим говорит и апостол: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались (1Кор.6,11). Как бы сказал: «Вы были в самих себе грешниками, ныне же омыты, святы и праведны в самих себе». То же он говорит и в другом месте: Он избрал нас… чтобы мы были святы и непорочны пред Ним (Еф.1,4).
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся
Сие собрание преносных слов показывает, колико попечителен был Давид об умилостивлении Бога. Упоминая об иссопе, приспособляется к древнему обрядовому закону: однако не потому, чтоб полагал свою надежду на внешний очищения знак, но поелику ведал, что в законе ничего не предписывалося всуе. Ибо как жертвоприношения и обряды в ветхом завете были не что иное, как знамения Божией милости, то праведно искал в них средств к примирению с Богом, так как и мы сими же пособиями ныне подкрепляем колеблющуюся веру нашу. Ибо хотя не инде где, как токмо в единой крови Иисуса Христа должно искать нам очищения: но понеже духовная благодать телесными очами не зрится и руками не ощущается, то мы не можем иначе, как разве при помощи внешних знаков, обретать успокоение в милости Божией. А что сказано об иссопе, то же должно разуметь и об омовении: ибо прообразовательныя кропления, кои были во употреблении у Иудеев, живших под законом, свидетельствовали, что они посредством их очищалися от всякия нечистоты и тем умилостивляли Бога.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст. 9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
Ст. 9 Окропи;ши мя иссо;пом, и очи;щуся, омы;еши мя, и па;че сне;га убелю;ся.
Трава иссоп известна была по своим очистительным свойствам; она употреблялась для окропления кровию пасхального агнца (Исх.12:22), для очищения прокаженных (Лев.14:4,14:6,14:52), при составлении воды очищения (Чис.19:6) и для окропления сею водою (Чис.19:18). Таким образом иссоп служил символом очищения. И так как это ветхозаветное очищение служило прообразом будущего очищения кровию Христовою, то «Давид, говоря: окропиши мя иссопом, прикровенно разумеет, – говорит св. Афанасий, – будущее очищение всех кровию истинного Агнца Христа, которая одна может очистить и соделать белее снега» (Ис.1:16,18). «Здесь указуются, – говорит бл. Феодорит, – кровь (Христова), спасительное древо и спасение, подаваемое приступающим с верою».
Толкование на Псалмы
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Иссоп
Иссоп (Исх.12:22, Пс.50:9) – растение, часто упоминаемое в Библии. Пучком иссопа, обмоченным в крови агнца, закланного в пасхальную ночь, евреи мазали перекладины и косяки дверей своих жилищ (Исх.12:22).
Иссопом, омоченным в крови птицы, кропили семь раз на очищаемого от проказы (Лев.14:4).
Иссопом кропили также для очищения нечистого, предварительно погрузив оный в очистительную воду (Чис.19:18).
Давид, имея в виду частое употребление иссопа в обрядовых очищениях и провидя духовное значение обряда, восклицает: окропи меня иссопом, и буду чист, смой меня, и буду белее снега» (Пс.50:9).
Соломон говорил о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены (3Цар.4:33).
При распятии Господа воины напоив уксусом (кислым вином) губку, и наложив на иссоп, поднесли к устам Его (Ин.19:29).
И писатель Послания к Евреям также указывает на употребление иссопа, вместе с кровью тельчею и козьею и червленой шерстью, в левитской обрядности (Евр.9:19).
Из указанных мест можно заключить, что это пахучее растение, достигающее иногда саженной высоты, с голубыми или белыми цветами росло нередко на стенах старых развалившихся домов и на кучах мусора и что стебли его, связанные в пучок, были удобны для кропления жидкостью и употреблялись у евреев, как у нас обыкновенно употребляется кропило.
Библейская энциклопедия 1891г
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-14 Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене. Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя.
Чтобы служить истине и быть достойным последующих откровений от Бога, Давид и молит об очищении своего греха, как через окропление иссопом (соком растения) делались годными к употреблению одежды и предметы и лица оскверненные (Лев;XIV:6-7,;49-52), и о том нравственном просветлении, которое бы сделало его белее снега. Такая милость Бога наполнила его радостью и весельем.
О восстановлении в себе чистоты и прежней праведности (12 ст.), о приближении и примирении с Богом, Давид и молит Бога. Под «Духом Святым» можно разуметь или вообще благоволение Бога к Давиду, или ниспослание Духа Святого, Третьего Лица Св. Троицы (ст. 13). - «Дай мне услышать радость и веселие» - дай мне возможность порадоваться спасению, прощению от Тебя. - «Духом владычественным» - то же, что и Духом Святым (ст. 14). «Утверди» - сделай меня твердым в следовании Твоим заповедям.
Петр Никанорович Спасский (†1917)
Окропи;ши мя иссо;пом, и очи;щуся, омы;еши мя, и па;че сне;га убелю;ся.
Смиренное сознание своей греховности побуждает пр. Давида с особенным усилием взывать к Богу о помиловании, а воспоминание о прежних милостях Божиих дает ему смелость надеяться на то, что молитва его о помиловании не останется тщетной, – и вот он снова и усиленно молит Бога о том, чтобы Он не только простил ему его грех (т.е. освободил от наказания за него), но совершенно очистил его, омыл и убелил подобно снегу окропи;ши мя иссо;пом, и очи;щуся, говорит он, омы;еши мя, и па;че сне;га убелю;ся. Иссоп – трава, имеющая горький вкус и приятный запах, которая по верованию евреев имела силу врачевать или очищать проказу; поэтому ее употребляли в качестве кропила во всех случаях, когда по закону Моисееву надлежало совершать обряд очищения. Обряд этот совершался чрез кропление водою очищения, особенным образом освященною (Числ.19:9,17), в которую погружался иссоп. Отсюда, вероятно, пр. Давид и заимствовал образ настоящего выражения: окропи;ши мя иссо;пом, и очи;щуся. Твоим всемогущим и всепрощающим словом разрешения и отпущения, как бы так говорит пр. Давид, очисти меня от греховных нечистот моих так, чтобы я был совершенно чист, подобно тому, как в обряде очищения священник посредством кропления иссопом очищает (объявляет чистым по закону) того, кто до этого времени признавался нечистым. Усиливая и поясняя эту мысль, пр. Давид присовокупляет; омы;еши мя, и па;че сне;га убелю;ся, т.е. омой меня так, чтобы я был чище, белее снега. Здесь, как и выше, пр. Давид говорит об омовении об очищении своей души от запятнавших ее грехов.
Общедоступное изъяснение псалмов, наиболее употребительных при богослужении
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 9-10. Окропи;ши мя; иссо;пом, и очи;щуся: омы;еши мя;, и па;че снега убелю;ся. Слу;ху моему; да;си ра;дость и весе;лiе: возра;дуются ко;сти смире;нныя
Псалом;50-й – единый по своему содержанию, и потому трудно поддается для расчленения на составные части. Но все же, для лучшего восприятия его содержания можно выделить пять таких частей. 1-я часть (начальные стихи 3–6-й) сразу же выявляет, вызванную жизнью, тему псалма: исповедание Давидом виновности своей в совершенном им грехе, и именно – как безответной и глубочайшей виновности пред Богом. И далее, во 2-й части (ст. 6–10), возвещая всем правду Божию, в противоположность такой коренной собственной виновности своей, усугубляемой неблагодарностью согрешившего за открытие ему тайн Божиих, Давид выражает твердое свое убеждение в том, что Господь и может очистить до полной снегоподобной белизны, и даст это ему – в радости и веселии сердца его.
Упоминая об иссопе, приспособляется к древнему обрядовому закону: однако не потому, чтоб полагал свою надежду на внешний очищения знак, но так как ведал, что в законе ничего не предписывалось всуе… Ибо ведь, хотя не инде где, как только в единой крови Иисуса Христа должно искать нем очищения: но так как духовная благодать телесными очами не зрится и руками не ощущается, то мы не можем иначе, как разве при помощи внешних знаков, обретать успокоения в милости Божией...
Аки бы сказал: Господи, я уповаю, что грех мой по милости Твоей совершенно заглажен, и душа моя от скверны измовена будет: сего ради, молю, присовокупи и благодеяние: возвесели и меня внутренней радостью в знамение отпущения греха. Следующие за сим слова: „возрадуются кости смиренныя;, относятся к силам душевным, а не к костям телесным, как и ниже говорится; „сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит;…
Псалтирь протолкованная. Том I
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 9–10 Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя
Иссопом называется растение душистое, растущее в Палестине по горам и на старых стенах, оно известно было у евреев времен Моисея и позднейших по своим очистительным свойствам и употреблялось для окропления кровью пасхального агнца (Исх.;12:22), для очищения прокаженных (Лев.;14:4,;6,;52), при составлении воды очищения, особенным образом освященной, и для окропления этой водою (Чис.;19:6,;9,;18). Все вещи, окропляемые этой водой, или жертвенной кровью посредством иссопа, очищались. Таким образом, иссоп служил символом очищения. От этих обрядов очищения пророк Давид, конечно, и заимствовал этот образ выражения: окропиши мя иссопом, и очищуся. Твоим всемогущим и всепрощающим словом разрешения и отпущения, как бы так говорит пророк Давид, очисти меня от греховных нечистот моих, так чтобы я был совершенно чист, подобно тому, как в обряде ветхозаветного очищения священник посредством кропления иссопом очищал того, кто до того времени признавался нечистым. Желая уяснить и усилить эту мысль, Давид принимает во внимание и другой обряд омовения и присовокупляет; омыеши мя; и паче снега убелюся, т.е. омой меня так, чтобы я был чище, белее снега. Здесь, очевидно, пророк Давид говорит, как и выше, об омовении и очищении своей души от грехов. Но молясь об этом, прося Господа о совершенном очищении от грехов, Давид желал бы услышать радостную весть о прощении, своими ушами удостовериться в том, что его грех очищен, чтобы совесть его могла окончательно успокоиться на этой вести. И это желание он выражает в той же покаянной молитве: я знаю как бы так говорит пророк Давид что Ты, Боже мой, можешь очистить и омыть мой грех, ибо Ты всемогущ и милосерд, но как или по чему я узнаю об этом? Это я могу узнать тогда только, когда душа моя почувствует неизъяснимую радость, дай же мне услышать и почувствовать эту радость: слуху моему даси радость и веселие, т.е. обрадуй и возвесели меня вестью о том, что Ты очистил мой грех, и тогда придут в восторг (возрадуются) даже самые кости мои, теперь удрученные (смиренные) грехом: возрадуются кости смиренныя.
Объяснение священной книги псалмов
Псалтирь в святоотеческом изъяснении
Окропи;ши мя иссо;пом, и очи;щуся, омы;еши мя, и па;че сне;га убелю;ся.
«Иссоп» – это ароматическая трава горького вкуса, которую в Ветхом Завете погружали в кровь или в воду и кропили грешников в народе: это служило символом очищения, в прообраз будущего очищения всех кровью истинного Агнца Христа, которая одна только может «омыть» нас от грехов и «па;че сне;га» убелить. «Иссопу» Пророк уподобляет действенность Святаго Духа, как очищающего в нас всякую скверну. Этому окроплению должна предшествовать горечь покаяния, жалость и слезы о грехах (Афанасий, Златоуст).
Псалтирь в святоотеческом изъяснении
Псалтирь с толкованиями: на церковнославянском
Окропи;ши мя иссо;пом, и очи;щуся, омы;еши мя, и па;че сне;га убелю;ся.
Иссоп — горсть покаяния, жалость и слезы о гресех; белость — первая одежда незлобия, в нейже созда Бог Адама.
Иссоп — это ароматическая трава горького вкуса, которую в Ветхом Завете погружали в кровь или в воду и кропили грешников в народе. Это служило символом очищения в прообраз будущего очищения всех кровью истинного Агнца Христа, которая одна только может омыть нас от грехов и паче снега убелить. Иссопу пророк уподобляет действенность Святого Духа, как очищающего в нас всякую скверну. Этому окроплению должна предшествовать горечь покаяния, жалость и слезы о грехах (Афанасий, Златоуст).
Псалтирь с толкованиями: на церковнославянском.
* У древних греков любовь, которая может быть соотнесена с благоговением и любовью к Богу или к творению, называлась агапе (agape).
Ключевые особенности агапе:
жертвенная, бескорыстная любовь;
любовь;самоотдача, ориентированная на благо другого;
снисходящая, заботливая любовь к ближнему;
в христианской традиции — любовь к Богу и любовь к ближнему как проявление благоговения и служения.
В древнегреческой философии агапе противопоставлялась:
эросу (eros) — страстной, чувственной любви;
филии (philia) — дружбе, привязанности;
сторге ( storge) — родственной, семейной любви.
В библейских текстах (переводах Ветхого Завета, Евангелиях и апостольских посланиях) термин «агапе» стал ключевым для обозначения христианской любви — милосердия, самоотречения и любви к ближнему, включая даже врагов.
* Русский язык обладает рядом уникальных особенностей, которые выделяют его среди других языков мира. Эти отличия касаются фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса и исторического развития. Рассмотрим ключевые аспекты:
Фонетика
Подвижное и разноместное ударение. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и изменяться в зависимости от формы слова (например, «зАмок» — «замкОм»). В других славянских языках ударение чаще фиксировано (в чешском — на первом слоге, в польском — на предпоследнем).
Редукция безударных гласных. Безударные «о» и «е» часто произносятся как «а» и «и» соответственно, что делает звучание слов более мягким. В других славянских языках редукция выражена слабее.
Наличие буквы «ы». Многие иностранцы испытывают трудности с произношением этого звука.
Обилие шипящих звуков. Слова типа «извозчик» или «перевозчик» сложны для произношения для носителей других языков.
Грамматика
Флективность. Русский язык — флективный, то есть слова изменяются по падежам, числам, родам (существительные, прилагательные, местоимения) и лицам, временам, наклонениям (глаголы). Это делает грамматику более сложной по сравнению с языками, где изменения слов менее выражены.
Шесть падежей. В русском языке существуют именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный падежи. Это позволяет выражать тонкие смысловые оттенки.
Категория вида глагола. В русском языке глаголы делятся на совершенный и несовершенный вид, что отражает отношение действия к его завершённости/незавершённости.
Свободный порядок слов. Благодаря развитой падежной системе смысл предложения практически не зависит от расположения слов. Например, «Мама читает книгу» можно переставить как «Книгу читает мама».
Лексика
Заимствования из разных языков. Русский язык испытал значительное влияние других языков, включая греческий, латинский, французский, немецкий и английский. Это обогатило его лексику, но сохранило славянскую основу.
Лексические различия с другими славянскими языками. Например, слово «лес» в русском и большинстве славянских языков обозначает густую растительность из деревьев, но в болгарском это понятие звучит как «гора» (что в русском означает «возвышенность»). Слово «неделя» в русском обозначает семь дней, тогда как в большинстве других славянских языков это слово означает «воскресенье».
Синтаксис
Высокая степень грамматической связанности предложения. Согласование и управление играют ключевую роль в построении предложений.
Односоставные предложения и широкое использование вставных конструкций. Это придаёт русскому синтаксису гибкость.
Исторические особенности
Сохранение архаичных черт. Русский язык сохранил многие элементы праславянского и праиндоевропейского языков, например, систему падежей и категорию рода.
Влияние других языков. На протяжении истории русский язык вступал в контакты с другими языками, что оставило отпечаток на его грамматике и лексике. Например, в VII–XII веках в русский язык вошли слова из скандинавских языков, связанные с морским промыслом.
Сравнение с другими славянскими языками
Параметр Русский Другие славянские языки
Падежи 6 В чешском и украинском есть звательный падеж, в болгарском падежи почти утрачены
Ударение Подвижное Фиксированное (чешский, польский)
Редукция гласных Сильная Слабее выражена
Лексика Много заимствований Различия в базовых словах (например, «лес», «неделя»)
Дополнительные особенности
Кириллический алфавит. В отличие от большинства европейских языков, использующих латиницу, русский использует кириллицу.
Эвфемизмы и многозначность слов. В русском языке много слов, которые заменяют грубые или нецензурные выражения, а также имеют несколько значений.
Эти особенности делают русский язык уникальным в контексте как славянских, так и индоевропейских языков. Однако стоит отметить, что многие черты, характерные для русского, также встречаются в других языках, хотя и в разной степени выраженности.
* * *
Московская патриархия — каноническое подразделение Русской православной церкви (РПЦ), объединяющее структуры, которые непосредственно руководятся Патриархом Московским и всея Руси.
Ключевые характеристики:
Юридический статус: зарегистрирована как религиозная организация, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН;1037700011843).
Руководство: возглавляет Патриарх Московский и всея Руси.
Не путать с Московским патриархатом: согласно официальной терминологии РПЦ (с;1988;года), «Московский патриархат» — это другое официальное название всей Русской православной церкви. «Московская патриархия» же обозначает лишь одно из её канонических подразделений.
В структуру Московской патриархии входят:
Административный секретариат;
Управление делами;
Финансово;хозяйственное управление;
Управление по зарубежным учреждениям;
Правовое управление;
Управление по городу Москве;
Служба делопроизводства;
Референтура;
Пресс;служба Патриарха;
Личный секретариат Патриарха;
Издательство Московской патриархии и др.
Адрес: 119034, г.;Москва, Чистый пер., д.;5.
* * *
Давно я искал ответ на вопрос: что привело неосовдеповский патриархат не к апостольскому служению, а к синедриональному, убившему Христа?
Обличение Александра Меня в осознанном сатанизме http://stihi.ru/2025/11/25/5193
(0666 бонусик в защитном коде выпал и еще 9899)
Свидетельство о публикации №125112609099