Смятый листок Бодлера
Шарль Бодлер. Искупление
Вы, ангел радости, когда-нибудь страдали?
Тоска, унынье, стыд терзали вашу грудь?
И ночью бледный страх… хоть раз когда-нибудь
Сжимал ли сердце вам в тисках холодной стали?
Вы, ангел радости, когда-нибудь страдали?
Вы, ангел кротости, знакомы с тайной властью?
С отравой жгучих слез и яростью без сил?
К вам приводила ночь немая из могил
Месть, эту черную назойливую гостью?
Вы, ангел кротости, знакомы с тайной злостью?
Вас, ангел свежести, томила лихорадка?
Вам летним вечером, на солнце у больниц,
В глаза бросались ли те пятна желтых лиц,
Где синих губ дрожит мучительная складка?
Вас, ангел свежести, томила лихорадка?
Вы, ангел прелести, теряли счет морщинам?
Угрозы старости уж леденили вас?
Там в нежной глубине влюбленно-синих глаз
Вы не читали снисхождения к сединам?
Вы, ангел прелести, теряли счет морщинам?
О ангел счастия, и радости, и света!
Бальзама нежных ласк и пламени ланит
Я не прошу у вас, как зябнущий Давид…
Но, если можете, молитесь за поэта
Вы, ангел счастия, и радости, и света!
*
Работа красивая, великолепная работа, в истинно русском стиле, единственный недостаток - самого Бодлера здесь уже практически не осталось. Можно или указать его ФИО в скобках, или "по Бодлеру" указать. При этом даже нельзя сказать, что это "Искупление Анненского" - скорее тут попытка ангельского перепрочтения, чуть ли не православной перепрошивки, что ли, кода садовника "Цветов Зла"? Тоже в некотором роде протест со стороны Иннокентия - у нас совместная молитва с еретиками запрещена канонами Церкви, независимо от того, общественная она, или частная. Но мы же не воцерковлённые, можно рискнуть и по этой тропинке через тернии к терпению Господнему, да?
Вообще читать Бодлера - это тренировать своё терпение до уровня ангельского, испытывать свой иммунитет прививкой из воспалённого анти-аристократического издевательства над своим же аристократизмом. Если у вас аристократизма нет, как и у меня, то нам к чему этим прививаться?
Если кто-то начинает: "Мне нравится, что вы больны не мной" - на самом деле мы с вами не тупые и сразу начинаем понимать наоборот, что ей до боли хотелось бы тебе понравится, но как бы это сделать с достоинством, а не предложить себя... Пардон, инженю так навряд и можно, не профессионалка же... И не Таня Ларина же уже... Ухожу от темы болезни в темы любви? Да, пожалуй, хотя ведь и Пушкин о любви и целый "Пир во время чумы" замутил в маленьких таких трагедиях, там, где Сальери Моцарту своей чёрной зависти в бокал наливает и поздно задний ум включает - "совместимы гений и злодейство"?
Да, а совместимо ли это с пожеланиями, потребностями не гениального, а простого читающего? Обычно меня лично чтение "Цветов Зла" не взбадривает, однако после ангельского пения от Анненского взялся за оригинал "Искупления" и Бодлер сразу пробил скорлупу изнутри. И вот здесь и сегодня я начинаю понимать, почему его не понимаю. Потому что это, слава Богу, не моё. Хотя - кто застрахован от атак, может стоит всё-таки на прививку сходить? Рискнём ещё раз перечитать.
Начнём с конца, с последней строфы. Анненский просит ангела "если можете, молитесь за поэта". Бодлер же "Но о тебе я молю, ангел, только твоими молитвами" наконец-то начинает понимать - надо учиться говорить не своими хотелками, а на том языке. Хотя - можно понять и так, что со свойственной Шарлю аристократической самоуверенностью он считает, что уже и заговорил "Твоими молитвами". Далее текста нет, ни подтвердить, ни опровергнуть этого мы сегодня не можем.
Можем только утверждать, что эту исповедь сердца как бумажный листок Шарль Бодлер не раз сминал - этого нет в первой строфе у Анненского - как было можно заменить на какие-то стальные тиски эту строку: "Которые сжимают сердце, как бумагу, которую мнут?" Это же каждый пишущий хоть раз делал - сминал в комок листок самых сердечных строк, а потом бережно разглаживал, не так ли? А то и плакал, если сжёг. А стальные тиски, нет, это не кесарево, а слесарево, да аристократ Бодлер этот инструмент и в руки не возьмёт!
И нам с вами тоже сегодня не стоит далее зажимать в тиски и пытаться отшлифовать "Искупление" до почти Пушкинской версии: "К вам приводила ночь немая из могил/Месть, эту черную назойливую гостью?" это у Анненского так отобразился некий Бодлеровский Капитан Мести - почти Командор, Каменный Гость. Нет, лучше читать оригинал, или хотя бы простой подстрочник - где ещё нет никакой литературы, а только крик рождающегося нового Бодлера. Но не возмущение ребёнка - взрослые утверждения, что ангелам этого не постичь. Нашего. Бесчеловечного к человеку. Уже, или ещё? Разгладить листок ещё раз?
От http://stihi.ru/2025/11/18/7483, здесь исходный подстрочник.
Свидетельство о публикации №125111902733
Кто-то для помощи возлюбленному человечеству.
Кто-то для исследования природы плоти.
Кто-то по заданию Свыше, чтобы произвести некоторые события.
А кто-то просто из скуки, ради перемен и разнообразия,
потому, что Вечность тоже приедается.
Они не всегда производят впечатление на людей своей земной жизнью,
а часто проходят и вовсе незаметно, бесшумно.
Так что всё они знают, - и морщины, и бессилие человека, и
кротость, и смерть.
Не особо верьте Бодлеру. Он больше играет, чем чувствует.
Играет, чтобы жить.
Виталик Басёв 20.11.2025 20:03 Заявить о нарушении
я ему не верю априори, удивляет, что это - основа культуры поэтики Франции - там Наталья Харина книгу делает, я немного спорю
Вот этот смятый листок по-моему первая честная строка у Бодлера
Михаил Просперо 20.11.2025 21:29 Заявить о нарушении
Мне нравится, что сказал Ницше на эту тему:
"Так что же однажды сказал тебе Заратустра? Что поэты слишком много лгут? Но и сам Заратустра – поэт.
Теперь веришь ли ты, что сейчас он сказал правду? Почему веришь?"
Ученик отвечал: "Я верю в Заратустру". Но тот покачал головой и улыбнулся.
"Вера не делает меня праведным, – сказал он, – тем более вера в меня.
Но положим, кто-нибудь сказал всерьез, что поэты много лгут: он был бы прав – мы слишком много лжем.
Мы очень мало знаем и плохо учимся: потому и должны мы лгать.
И кто из нас, поэтов, не разбавлял вина своего? Сколько ядовитых смесей было приготовлено в погребах наших; много там происходило такого, чего нельзя описать.
И поскольку мы мало знаем, нам по душе нищие духом, особенно когда это – молоденькие женщины!
А также падки мы до всего, что вечерами рассказывают старые бабы. Это называем мы в себе вечной женственностью.
И как будто существует некий тайный, особый ход к знанию, который непроходим для тех, кто чему-нибудь учится, то и верим мы в народ и в "мудрость" его.
А вот то, чему верят все поэты: если, лежа в траве или на уединенном склоне горы, навострить уши, то постигнешь нечто такое, что находится между небом и землей.
И когда на поэтов находят приступы нежности, они убеждены, что сама природа влюблена в них. "
Виталик Басёв 20.11.2025 21:55 Заявить о нарушении
Надо его вернуть, забавно было с птичьего переводить.
А сегодня просто день такой - вот Блока одна знакомая подкинула
http://stihi.ru/2025/11/20/8990
страхолюдие...
Михаил Просперо 20.11.2025 22:39 Заявить о нарушении
Но профессионален. Не отнять.
Лучше бы его так, как Мандельщтама...Заслужил...
Виталик Басёв 20.11.2025 22:49 Заявить о нарушении
Блок по=другому интересен мне - декаданс как зеркало демонтажа российского аристократизма - и в духе в первую очередь - под лекала Парижа.
Михаил Просперо 20.11.2025 23:06 Заявить о нарушении
И потому и писали так пронзительно и точно, что на изломе эпох были, чуяли дыхание смерти на себе.
Кто-то сказал, что лучшие поэты появляются во время войн и катаклизмов.
Поэту хуже смерти спокойная, размерянная мещанская жизнь.
Виталик Басёв 20.11.2025 23:24 Заявить о нарушении
