Как я в 62 года стал поэтом песенником

          Летний сезон 2012 года стал для меня не просто сменой времен года — он обозначил резкий поворот в судьбе. В тот момент я переживал тяжелейшую личную утрату: ушла из жизни моя близкая подруга Юлия Юдина. Горе накрыло меня плотной пеленой; дни тянулись монотонно, а ощущение пустоты не отпускало ни на минуту.
Именно тогда, словно по иронии судьбы, стартовал необычный проект — совместная инициатива портала «Стихи.ру» и интерактивного телеканала газеты «Вечерняя Москва». В рамках этого сотрудничества возродилась программа «Вечерние стихи» (ранее известная как «Поэтическая эстафета»).
Я случайно наткнулся на эфир — и это стало первым проблеском света в моей тёмной полосе.
         После каждого выпуска участники собирались в специальном чате, где разгорались жаркие дискуссии о поэзии, ритме, образности, о том, как слово обретает музыку. Поначалу я лишь наблюдал, но постепенно начал включаться в разговоры. Мой настрой был далек от оптимистического: я говорил резко, порой категорично, не стеснялся критиковать чужие тексты. Некоторые собеседники восприняли это как бестактность — меня упрекали в излишней прямолинейности, даже в агрессии.
        Однако среди этих споров нашлось место и поддержке. Один из участников чата посоветовал зарегистрироваться на портале «Изба- Читальня». Он уверял: там атмосфера теплее, а сообщество — более открытое к новым авторам. Прислушавшись к совету, 10 июля 2012 года я прошел регистрацию.
        И сразу мне поступило предложения написать песню на моё стихотворение "Вы не простая, вы сияющая". Его пропела Нина Вереск из Санкт-Петербурга. это исполнение песни стало точкой отсчета. Нина записала для меня 50 песен — каждая из них была словно отдельный мир, где мои строки обрели мелодию и дыхание. Ее голос, тонкий и проникновенный, превращал стихи в истории, которые уже не принадлежали только мне.
      Следующим стал Овсей Фол — незрячий музыкант, мой земляк из Витебска, переехавший в Израиль. Его интерпретация моих текстов поражала глубиной: он слышал то, что я порой не мог выразить словами. Среди самых ярких его работ:
«Я взглянул на вечернее небо», «Обманите меня ради бога», «Я приручен тобой, но ничей». Овсей Фол создал на мои стихи 7 песен.  . Он не просто пел — он исследовал текст, находил в нем скрытые смыслы, добавлял нюансы, которые делали песни живыми.
      Третий и самый плодотворный соавтор - Эдуард Струсберг (город Маалот в Израиле). Его музыкальный вкус и чувство ритма позволили воплотить 133 композиции на мои стихи.      Александра Журковская (Витебск) исполнила 46 песни на мои стихи.         
На сегодня на мои стихи исполнено 367 песен, созданных усилиями 44 исполнителей. Все они работали безвозмездно — ни один из музыкантов не потребовал вознаграждения. Среди этих песен — 7 лауреатов премии Союза писателей Северной Америки.
        Особенно дороги мне работы тех, кого уже нет с нами. Среди множества песен выделяются те, что, на мой взгляд, наиболее точно передали суть моих стихов: Михаил Мухамеджанов, Надежда Ковадёнок, Варфоломей, Анатолий Агарков, Евгений Евдокимов, Евгений Никитин. Их голоса остались в записях, но их интерпретация моих стихов до сих пор звучит в моей памяти как уникальный диалог между поэтом и музыкантом.
       Трагически рано ушли из жизни композитор Виктор Воронцов и бард Владимир Полуничев — их вклад в озвучивание моих стихов был неоценим.
       «В заповеднике бабочек тихо» (исполнение Эдуарда Струсберга) — шуточная песня, «Всё души тянутся к Творцу», «Ода Доброте» (ансамбль «Возрождение», солистки Рая Раева и Марина Данилова) — красивое исполнение песни; «Вся жизнь как сон» (Светлана Страусова) — цыганский романс. Эти исполнители сумели не просто спеть — они прожили мои строки.
      Однажды я задумался: а что, если попробовать создать песню с помощью нейросети? К сожалению, сам я не владею инструментами искусственного интеллекта. Но мне помог автор «Избы Читальни» Лайош Мати — он взял одно из моих стихотворений и сгенерировал музыкальную версию. Результат оказался любопытным: исполнение многим понравилось и стало одной из 7 моих песен-лауреатов.
Пока у меня лишь одна такая песня — но это начало.
География проекта
Мои стихи прозвучали в исполнении музыкантов из разных стран: Россия, Беларусь,
Украина, Израиль, Эстония, Швейцария, Германия.
      Это не просто список государств — это карта человеческих связей, которые возникли благодаря слову и музыке.
      Я посылаю песни на конкурсы всего третий год. Пока не стремлюсь к громким титулам — для меня важнее, что мои стихи находят отклик. Каждый новый исполнитель, каждая новая мелодия — это диалог, который продолжается. В 62 года я не просто стал поэтом-песенником. Я обрел сообщество, где слово не остается на бумаге, а превращается в звук, в эмоцию, в память. И это, пожалуй, самое ценное.
      Многих исполнителей, пропевших мои стихи, я знаю только по адресу и имени в интернете. Мы практически не контактировали лично, не знали мест проживания друг друга и встречались только виртуально. Это создавало необычную атмосферу доверия и свободы.
Такая форма общения имела ряд преимуществ:
      Тайна: не зная заранее, как будет звучать следующая песня, я воспринимал каждую новую работу как приятный сюрприз.
      Свобода: исполнители получали полную автономию в трактовке моих стихов, следуя собственному чувству вкуса и интуиции.
      Объективность: отсутствие прямого общения помогло сохранить чистоту восприятия текста, исключив возможные влияния личного мнения.
      Благодаря этому стилю взаимодействия, мои стихи зажили самостоятельной жизнью, превратившись в настоящие произведения искусства, доступные любому слушателю, независимо от места нахождения. Такое дистанционное сотрудничество показало, что творчество действительно способно пересекать границы и объединять людей.


Рецензии