Шедевры музея А. С. Пушкина Прощание с морем
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
А.С.Пушкин
*****
Здесь, дивным образом,
В единое одно
Смогли сойтись
Три разные начала!..
И отразить сумело
Полотно,
Как море дыбилось...
Как пенилось
Оно...
И как поэзия живая
Клокотала!..
17.11.2025.
В 1880–1890-е годы знаменитый маринист Иван Айвазовский был одним из немногих людей в России, лично знакомых, пусть и мимолетно, с Александром Пушкиным. Знакомство поэта с тогда еще начинающим художником состоялось в сентябре 1836 года, когда Александр Сергеевич с Натальей Николаевной посетили выставку в Академии художеств. Получившего золотую медаль Айвазовского представили дорогим гостям: дружеская беседа длилась недолго, но запомнилась маринисту на всю жизнь. Айвазовский так писал о встрече:
«Наш инспектор… представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень меня ласково встретил, спросил, где мои картины. <…> С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем…»
Затем была еще одна случайная встреча на улице, а потом — черный день в истории России, роковое 10 февраля 1837 года. Гибель Пушкина поразила девятнадцатилетнего Айвазовского, как и всю образованную часть империи.
После гибели Пушкина художник поддерживал отношения со вдовой поэта: присылал ей картины к праздникам, бывал на даче и даже планировал проиллюстрировать собрание сочинений. Увы, этим планам не было суждено сбыться, но много лет спустя Айвазовский напишет картину, ставшую иллюстрацией к бессмертным пушкинским строкам.
Иван Константинович изобразил прощание Пушкина с его любимой стихией, добавив в пейзаж драматизма в виде бури. Неудивительно, что Айвазовский воодушевился написать это полотно. Ведь поэт и художник разделяли любовь к одной и той же природной стихии.
Но у картины есть и другой автор. Живописец восхищался Пушкиным и его творчеством, знал его лично. Он не мог и представить произведение без так любимого им поэта. Айвазовский писал изумительные пейзажи, но не был силен в портретах. Репин помог ему с тонкой высокой фигурой Пушкина, которая также добавила драматизма работе.
Свидетельство о публикации №125111704830
Станет карабкаться? Уж в такое неудобное место художник поместил поэта...
И стоит он на краю - где волны могут смыть!
Смотрю и боюсь за Пушкина: принесла тебя нелёгкая...
Такое у меня впечатление от картины.
А стих Ваш - очень даже хорош! Возвышенно и просто, как всё гениальное!)
Яна Тали 19.11.2025 10:49 Заявить о нарушении
