Свен Гедин. От полюса к полюсу. Навстречу муссону

Титульное фото
************
Худ.Томас Аллом, «Вид на Кантон с реки» (A View of Canton from the River). 1843
************

ГЛАВА 51. НАВСТРЕЧУ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМУ МУССОНУ

В ста пятидесяти километрах к западу от Гонконга расположен Кантон /1/, второй по величине город Китая. Он стоит недалеко от слияния двух рек, представляющих собой по сути открытые пути, ведущие вглубь страны. Поэтому Кантон является вторым по значимости торговым городом Китая после Шанхая. Отсюда экспортируется огромное количество знаменитых китайских шёлковых тканей, и здесь большое значение имеют шёлкоткачество, производство фарфора и бумаги.

Кантон — один из сорока так называемых «договорных» портов Китая, т.е. портов, открытых для иностранцев. Население города составляет 900.000 человек. Кантон является столицей самой южной из восемнадцати провинций Китая и резиденцией наместника. Улицы здесь настолько узки, что по ним не могут проехать повозки, а значительная часть населения живёт в хижинах на лодках, пришвартованных к сваям, вбитым во дно реки. Железная дорога протяженностью в 2.000 километров соединяет Кантон с Пекином, столицей Китайской империи.

Наш пароход плывет вдоль побережья Китая, и в последний день октября мы оказались на пути северо-восточного муссона. Море бурное, но, поскольку мы шли против течения, наш корабль лишь немного качало. Ветер, однако, был настолько сильным, что невозможно было оставаться на палубе, и такие постоянные ветры дуют здесь по полгода! Ветер воет и стонет, охватывая наше судно со всех сторон; все брезентовые навесы на борту сняты, чтобы они не разлетелись в клочья, и чем дальше на север, тем холоднее. Если вы захотите постоять немного в этом душе из соленых морских брызг, наблюдая, как зелёные белопенные волны с глухим ревом катятся на корабль, вам понадобится непромокаемая накидка. И всё же, несмотря на ревущий ветер, китайские рыболовные суденышки отваживаются заходить далеко в открытое море, а их команды управляют своими маленькими лодками и сетями с поразительным мастерством и ловкостью.

На востоке отсюда находится большой остров Формоза /2/, захваченный Японией шестнадцать лет назад. Он служит границей между Южно-Китайским и Восточно-Китайским морями, последнее из которых далее на севере сливается с Жёлтым морем. А теперь давайте посмотрим на дугообразные группы островов, лежащие у материка. Разве они не похожи на гирлянды листьев, висящих летом перед дверью какой-нибудь загородной усадьбы? Зондские острова, Филиппины, острова Люцю, Японские, Курильские и Алеутские острова… Каждая такая дугообразная группа островов служит волнорезом для волн Тихого океана и граничит с каким-либо внутренним морем. С двумя самыми южными внутренними морями мы уже познакомились, а северные — это Японское, Охотское и Берингово моря.

Северо-восточный муссон сейчас дует так сильно, что превращается в настоящий шторм. Он увлекает за собой и засасывает воду, гоня её в одном и том же направлении на юго-запад, днём и ночью. Это создаёт сильное поверхностное течение, которое снижает скорость нашего судна на три-четыре узла. Когда прилив идёт в том же направлении, что и океанское течение, движение поверхностной воды на юго-запад такое же быстрое, как в ручье на суше.

Берег с горами и близлежащими островами кажется то близким, то далёким; порой в бинокль можно различить лишь маяки на небольших островках, выступающих перед материком. Ведь китайское побережье — очень опасный водный путь, полный скалистых островов, подводных скал и отмелей.

С середины июля до середины сентября Гонконг и его окрестности подвергаются разрушительным циклонам – тайфунам. Этот вихрь вращается с головокружительной скоростью и затягивает всё на своём пути. Обычно он зарождается в Тихом океане и медленно движется к материку со скоростью 13 километров в час. Поэтому станции штормового оповещения на Филиппинах и других островах, очутившихся на пути тайфуна, могут своевременно оповестить китайское побережье об его приближении телеграммой. Тогда на высоких мачтах в гавани Гонконга полощутся чёрные треугольные флаги, видимые издалека, и все понимают, что это значит. Китайские джонки немедленно направляются вглубь суши, чтобы укрыться под высокими скалами, а остальные суда укрепляют свои якорные стоянки. Кстати, тайфуна довольно легко избежать, поскольку он имеет фиксированный радиус, и судно, идущее на большой скорости, может его обойти. Но для этого нужна открытая вода. Тайфун не заходит в бухты китайского побережья. О приближении тайфунов также возвещают спиральные движения облаков и сильные колебания барометра.

Капитан рассказал мне, что в сентябре 1906 года его корабль попал под тайфун, который появился так внезапно, что они даже не успели принять необходимые меры предосторожности. Корабль был загружен палубным грузом - лесом, и тяжёлые балки сдувало за борт, словно какую-нибудь стружку или бумагу. Спасательные шлюпки, висевшие снаружи верхней палубы, крутились и разбили в щепы все навесы от солнца. Шезлонги пассажиров улетали в море, как невесомые перышки.

Большую опасность представляет также штормовое море: направление ветра быстро меняется, волны накатывают с разных сторон, образуя бушующие, высокие гребни, которые могут захлестнуть корабли. За два месяца до моего прибытия в Гонконг на остров обрушился разрушительный тайфун, который сломал толстые деревья в саду губернатора и даже разрушил кирпичную казарму. Но когда северо-восточный муссон дует регулярно, как сейчас в октябре, тайфуны прекращаются.
************
Время на борту часто тянется медленно, и его коротают за чтением, разговорами, ходьбой или за «Цепной игрой». Образуются две команды, по два человека в каждой, которые встают на расстоянии 12 метров друг от друга. Перед каждой командой на досках палубы мелом чертится большой круг. Задача — бросить жёсткую верёвку в форме кольца так, чтобы она осталась внутри круга. Сложность заключается в том, чтобы не дать верёвке проехать по палубе; однако главное достоинство этой игры заключается в том, что люди на борту находятся в движении.

Сейчас 2 ноября. Ночью шёл сильный дождь, а новый день пасмурный, ветреный и сырой. Земли не видно, но мы плывём сквозь туман, зависший над желтовато-коричневой водой. Здесь в море впадает Голубая река /3/, её пресная вода собирается в туман над более тяжёлой солёной морской водой.

На борт поднимается лоцман, чтобы провести нас вверх по течению через опасный пролив; многие из этих лоцманов — шведы и норвежцы, получающие зарплаты, сравнимые с министерскими. Спустя час нас ждёт ровная земля — это илистые острова по обоим берегам устья Голубой реки.

******************
Перевод с немецкого языка
Татьяны Коливай
******************

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Кантон - современный Гуанчжоу

2. о.Тайвань

3. Голубая река — одно из названий китайской реки Янцзы.


Рецензии