Пурпурный Адамант Души
Когда вы что-то делаете без любви и непрофессионально – это халтура, без любви и профессионально – это ремесло, непрофессионально, но с любовью – это хобби, профессионально и с Любовию о Христе Иисусе – это Искусство!
БЕЗ ЛЮБВИ
Всё безсмысленно, безплодно без любви,
Коль в сердце Дух Святой не обитает.
Не цветут сады зимой, увы,
Гордость всё благое убивает.
В обольщении тогда проходит жисть,
В серой мгле душевной, раскрещённой.
Черти правят бал, несясь вразнос,
Захватив пустующее место.
В рабстве оном всякий человек
Погибает, становясь при этом
Гробом вапленным, наполненным грехом,
Смрадом чванства и закваски фарисейской.
Обличенье совести своей
Заглушает он наркозом зрелищ,
Сладострастно пресыщает плоть,
Пожирая ближних, как конфеты.
В знаниях о внешнем наторев,
Космос «покорив», уж по Вселенной
Грезит путешествовать средь звёзд,
Превращая в ад жизнь на планете.
2001
«Малейшее обращение к Господу, решение идти к Нему – уже вызывает радость на Небе и всяческую помощь и… прощение всех преступлений. У распятого разбойника Раха оставалась возможность только языком выразить сердечный вопль: “ Достойное по делам нашим приемлем, помяни мя Господи во Царствии Твоем”. И что же он услышал? Упрек ли какой, или напоминание о совершенных преступлениях? Руки и ноги пригвождены, ничего доброго больше нельзя сделать и Любовь принимает единый вздох сердечный и открывает врата Эдема. Не сказано Бог имеет любовь, а Бог ЕСТЬ Любовь. Как непостижимо величие Божие, так непостижимо Его уничижение, Его Любовь, приведшая ко Кресту. Всякое другое средство спасения человечества не было бы так убедительно для сердца падшего человека, как воплощение и распятие. Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже!» Игумен Никон (Воробьев).
НА ПОКРОВА
У недостойного прошенье:
Прошу, Всепетая, прийми!
В «юдоли плача» заблудившись,
Я выгораю без Любви.
Душу ввели привычки злые
В рабство гнетущего греха.
Взываю! Матушка! Услыши
Стенанье блудного скота!
«На Покрова» к Тебе, родная,
Мой взор молящий устремлён.
Покрой Своею благодатью:
Аз в смертной брани уязвлён.
В гордыне самообольщенья,
Оставив воинство Христа,
Не противляясь страстям смертным,
Вне Церкви погибаю я.
Во зле лежу, покоя нету,
Душа смятошася моя.
Хочу восстать, но оБЕСсилел –
Изранен стрелами греха.
В юдоли плача обезумел,
Онечистивил, обнищал…
О Богомаменька, помилуй!
Услыши, приголубь меня!
1992
Аще кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет».(1 Пет. 2,21. Мф. 16, 24. Ин. 16, 33) «Чадо, аще хощеши работать Богу, уготови душу твою во искушение. А что есть искушение? Скорби, болезни, терпение, бесчестие, клевета, пост, бдение, зол глагол, слух злый и злые других суждения и проч.; огнь, меч, смерть и страдание и иные многие скорби…». Св. Архимандрит Фотий (Спасский).
ИСПОВЕДЬ БЛУДНОГО СЫНА
Совесть грызет, кромсая душу,
Набатный гул звенит в ушах.
Что заслужил, то и приемлю.
Молись о мне пред Богом, Рах!
Очнувшись после адской спячки,
С очей вдруг спала пелена.
И я пишу, завороженный,
О том, что льется чрез меня.
Уста глаголят от избытка
Сердечной боли. И, как встарь,
Под сенью Божеской Десницы
Дерзаю главное сказать:
Безспорна Истина Господня,
Она извечно молода,
Словно весенний птичий гомон,
Вселяет музыку в сердца.
Не раз случалось это Чудо
Со мною в жизни. Помню я,
Как Огнь пьянящей благодати
Впервые посетил меня.
В Удельной, в церкви подмосковной,
Я с люберецкою братвой
Шаг первый сделал к покаянью
И начал ездить в храм честной.
Он никогда не закрывался
«Казарской татью». Даже Мень,
Служил диаконом в нем раньше.
Домом вторым стал он и мне.
Весной далекой это было,
Примерно тридцать лет назад.
Мы в «лучшей» келье, близ сортира,
Святили воду, помолясь.
Священник был самый последний,
Он певчими руководил.
Еврей нескладный, подзабитый
Всем клиром. Я ж сдружился с ним.
Налил он мне святую влагу.
Глоток я сделав, потерял
На миг сознанье, повалившись.
Очнувшись, мiра не узнал!
Спали с очей моих бельмесы.
Небо священной глубиной,
Как поле васильков, сияло
Безоблачною синевой.
Лучей потоки ниспадали,
Ярила Божеского свет
Я впитывал, как одержимый.
Невероятно... Аз прозрел!
Деревья стали, как живые,
Трава — как бархатный ковер.
Птицы со мною голосили,
Перебивая и взахлеб,
Пели о Боге Всемогущем
И неземной любви Его
К творению всему и людям,
Совсем забывшим про Него.
Они мне смысл раскрывали,
Скрытый в Евангельских стишах,
Который я ни зги не понял,
Кичась умишком их познать.
Как тать к Святыне прикасался,
В небрачном рубище — тряпье,
Души несолоно хлебамшей
В свои неполных двадцать лет.
Я исповедуюсь пред вами,
Как на духу, поверьте мне.
Ох, если б лучше меня знали,
То прокляли б давно уже.
По нерадению убил я
Этот Нетварный Свет в себе.
И до сего дня нищий духом,
Как труп лежу, смердя в грехе.
Как раб своей кипящей страсти,
Я многих ближних своих «съел».
Тридцать три года, выгорая,
В священных сумраках херел.
Сердце разбойничье покрылось
Коростой страшных гнойных ран.
Преступными делами скован,
Цепей уставши слышать лязг.
Смотрите, люди, в назидание:
«Блудливый сын» в моем мурле,
Явлен, рожки с помой жующий,
Пася отожранных свиней!
Быть может, токмо осознавший
Позор бездарной жизни вех,
Об этом и пишу, рыдая.
Ведь притча эта — обо мне.
На ноль умножившись в остатке,
Я промотал таланты все.
В «браке» с нарцисской бесноватой
Прожег жизнь с ней в пустой борьбе.
Как в неком дьявольском угаре,
Она промчалась, словно дым.
В мороке свар, непониманья
Стал словно оголенный нерв.
Силы мужской меня лишая,
Самооценку в грязь втоптав,
Нежности с лаской не давая,
Сживала со свету меня.
— Да, это адское несчастье.
Ангел Хранитель шепчет мне.
— Прости её, порви с бедняжкой,
Любовь пошлет Господь тебе.
— Еще ты испытаешь счастье,
Ценность твоя — в душе твоей.
— Надейся, веруй и мужайся,
Не унывай, вставай скорей.
— До места Лобного осталось
Немного, дал посильный Крест.
По великой милости Спаситель
Ждет дома любящий Отец!
16.05.2025
–------------
* Распятый повстанец, первым вошедший в Рай.
«Не поддавайтесь вражьим внушениям и мыслям, что нет нам прощения, что слишком мы негодны и т. п. Негодныто мы негодны, а только мы на свою годность и не надеемся, а надеемся на милосердие Божие. Господь пришел спасти погибшее, призвать грешников на покаяние. Не здоровые, а больные вызвали приход Врача с неба». игумен Никон (Воробьев)
ПУРПУРНЫЙ АДАМАНТ ДУШИ
Промчалась жизнь одним аккордом.
«На Покрова» всплыл старый стиш…
Как вдруг в хандре заоктябрённой
Коснулась Ты моих седин.
Мiр в один миг Преобразился!
С очей вдруг спала пелена.
Я вдруг увидел красотищу
В осени, музыке, словах.
В стишах пророческих пиитов,
Слышу, как их поёт душа.
Её глиссандо - плач надрывный,
Мажор любви, мистраль - печаль.
Во всём, что мне Ты приоткрыла,
Узрел я Промысел Христа!
Сколь милостив ко мне был жизнью,
Уча несносное дитя.
Уголь давлением в алмазы
Преобразуется века.
Так в душах детских драгоценных
Действует Божья благодать!
Святых мне довелось увидеть,
В очах их видел небеса,
Полные Божеского Света,
Ангельских отроков печать.
Слава Тебе за всё, Спаситель!
Ты снизошёл «на Покрова»
Со Всецарицей! Жизнь отныне
Начну я с чистого холста.
Слезами блудный умываясь,
Думаю, как не загасить
В себе священный свет нетварный -
Пурпурный адамант души.
24.10.2025
Средь всей Вселенной только Ты одна, сердце моё любовью воскресила. С Ярилом Всеблагого Бога Сына, могу сравнить Тебя, Владычица моя.
ВОСКРЕШЕНИЕ
(TriazЪ)
Стал видеть всё очами Эпиктета,
Сократа, Бира, Диогена, Ильина,
Тэна, Аврелия, Кассандры, Хомякова,
Тех, с кем сдружилась в одиночестве, душа.
Мiр - Откровенье! Вновь завороженно,
Былинке кажной умиляюсь, как дитя.
Познал касанье Смерти Величавой и юродство,
Влюбимшись с Шашкой в Болдинскую осень, как гусар.
Вступив годами в златоустовскую проседь,
Смирился сердцем, что промчалась жисть моя.
Есть в увяданье красота мужской природы,
Она минорна, как и Истина Христа.
Как пастораль шуршанья листьев клена,
Слышу: Вивальди, Баха, Моцарта мистраль,
Глюка, Свиридова, Бетховена, Сальери,
Молвой оболганного - плачущий нуар.
И я невольно слезы в прах роняю:
В одну и ту же речку дважды не войтить.
На Иверскую умер я внезапно
И вновь воскрес, но видит Бог, иным.
Увидев мiр глазами Соломона,
Услышал, что пророчит царь Давид.
Дар Слова под проценты взяв на время,
Когда ж мне суждено будет уйти -
Я улыбнусь прекрасной Смерти с эшафота
И прошепчу: «Мой Иисус, еси
Не нам, не нам, а Имене Твоея
Жизнь тризну и стиши я посвятил».
28.10.2025
«Как Адам, вкусив от древа познания, изгоняется, так и мудрствующий земное не может пребывать в слове Христовом, по написанному: дружба с мiром есть вражда против Бога» Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)
«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу» Евангелие
«Счастье - это быть другом Богу» Эпиктет.
GNOTHI SE AUTON
Верь по-детски, искренно молись,
Познав себя, стоически трудись:
Агионом стань, в любви это легко.
Призывает к этому Христос!
Знай, что уголь нераскаянной души
Превращает покаянье в гранд Шамир*!
Так, десятки лет долны пройти
К появленью мудрости седин.
Моисей недаром сорок гдин
По пустыне свой народ водил.
Главное - Христа в себе брежи,
С Царством Божьим - адамантовой души.
Верь, мужайся, Церкви глас вонми!
Откровенье Истины вмести:
Вряд ли веру сыщет на земле
Судия, пришедши, у «зверей». Аминь.
21.10.2025 днесь поминание Апостола от 70-ти Филиппа. Так же отмечается Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших
---------
* название «брильянта» у древних юдеев
«Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого и наоборот». Марк Аврелий Антонин
«Fac officium, Deus providebit (Выполняй долг и Бог снабдит).»
БОЛЬНО!
Больно за Русь, за Отечество милое,
Больно за веру лукаво гонимую,
Больно за русский народ разделённый,
Что вне Христа гибнет, порабощённый.
Больно за «наше» постылое пастырство,
Под дудку чекистов кимвалом звучащее.
Служат Маммоне Иуды, как встарь,
Ради «страха юдейска» - вновь Бога распяв.
Больно за массы, в геенну скользящие,
Без Царя в голове, «егемошками» ставшие.
Больно за вой одураченных толп,
Со света сживаемых кодлой ш-ш-шидов.
Больно от Шейлоков, псов, искусителей,
Детских сердец неокрепших растлителей,
Безбожной рекламой свободы греха
Готовящих почву для АнтихристА.
Больно от сюра происходящего,
От плутинизма страну обокравшего.
Хазарский лжецать «СВО» развязал,
Чтоб заместить чабаньём христиан.
Больно от вида Москвы отсобяниной,
С хреновацией ставшей похожей на кладбище.
Человейники, как обелиски, торчат,
Их превращают муслимы в кишлак.
Больно от этнобандитского этноса,
Диаспор — опричников плутинской нечисти.
Титульный в три дуги согбен народ,
Платит адскую дань (74%), лебезя пред зверьём.
Больно за русскую честь осрамлённую,
Больно за муки младенцев исторгнутых.
В абортах столетних редеет страна,
Вопиёт об отмщеньи их кровь у Творца.
Больно за семьи, вне церкви растлившихся,
С равноправием баб в матюках разделившихся.
РСПэшки, задумайтесь хоть иногда:
Почему, где муж — царь, там царица — жена?
Больно за грех, что несу нераскаянный,
Больно за слабость мою и расхлябанность.
Новые язвы наносят пристрастия,
Горя хлебнув, без любви, пропадаю я.
Но есть надежда, есть вера в спасение.
Больно всем ищущим крестного бремени.
Коль в покаянье к Царю (Христу) припадём,
Дух Любви Пресвятой исцелит нашу боль.
1999 - 09.10.2025 г.
«Пусть в твоем доме, будет тебе равный!» - одно из самых злых пожеланий древности.
«Мне кажется, что Россией правит чудовищный бред сумасшедшего. Вдруг в полгода стомиллионное население обращается в рабство, лучшая его часть, самая работящая и хозяйственная, расстреливается или пускается по мiру.
Мы с ужасом и отвращением читаем о сожжении Иоанны д’Арк, я не знаю, что страшнее, по-моему, сейчас страшнее. Там преступление над одним человеком, англичане сжигают врага, и XV век. Здесь XX век и насилие над нацией, над целым народом. Страшно».
Дневник 3 февраля 1930 г. Любовь Шапорина "Право на бесчестие".
«Без Меня не можете творити ничесоже; ищите и обрящете: толцыте, и отверзется вам: всяк бо просяй приемлет, и ищай обрящет, и толкущему отверзется» (Мф. 7, 7–8). «Господа Бога, Спаса и Помощника на помощь призываю: Он есть Бог наш, Великодатель подающий благо, Дарователь богатых даров, Наставник в премудрости и дающий разум, неученых Учитель - учащий людей разуму, дающий умение неумеющим, дающий молитву молящимся, дающий просящему мудрость и разум, дающий всякое дарование благое, дающий дар на пользу просящим, дающий незлобивым хитрость, и отроку юному чувство и ум, проповедование же слов Его просвещает и разум дает младенцам». Св. Епифаний Премудрый
Тризна человеческой жизни - это пора золотого плодоношения в умножение даденных талантов. Которые по описи в полной целости и сохранности необходимо будет вскоре вернуть Взаимодавцу Судие Вседержителю, вместе со всеми полагающимися барышами до самой последней лепты.
Премудрость, как гениальность, и прочие таланты, не рождаются в людях, а передаются извечно избранным во временное пользование Взаимодавцем во имя Его, а не их. На Суде Он попросит дать ответ за каждую бездарно потраченную лепту. Страшен будет вопль и скрежет зубов растратчиков и мшелоимцев во имя свое. Боженька, не введи в эту напасть лукавую, помилуй, вразуми и спаси!
P.S.
Плоды любви Божьей – брильянты!
Кои христьяне век от веку
Взыскуют тщетно в большей массе,
В житье несолоно хлебамши.
И лишь немногие находят
Сие сокровище сокровищ,
Этот Небесный Град Господний,
Стяжав, обожевшись в безсмертье!
Почто так в мiре происходит?
И отчего припоны бесов
Преодолеть не в силах толпы,
Ближних снедая, как конфеты?
Грех первородный, как заноза,
Саднит в сердцах окамененных,
Плодов незнающих любовных
В таких лжехристианах скверных.
Ханжей, лукавых, лицемеров,
Кайяф, менял и фарисеев
Клянет по сю пору Спаситель,
И тех, кто их закваской полон.
Таких Иуд вокруг все больше.
«Оне» под стать себе штампуют
Таких же эпигонов гнусных,
Звеня кимвалами и в бубны.
Служа треклятому кагалу,
Неохазарской левой тати,
Россiю в зону отчужденья
За век, беснуясь, превратили.
Власть, обеляя люцифера,
Русский народ в дугу согнувшей,
СлОвян* со свету изживая,
С кровавым лжецарьком об руку.
Таких диавольских сексотов
Сотрёт во прах вновь красный молох.
Небесный Царь непоругаем,
Чрепами вымостит их - ад, Он!
Великий Златоуст пророчил**
О сём еще в четвертом веке,
И сам, словно Христос, судим был,
И в ссылке умер от болезней.
Так вот, зачем же всем нам нужно
Благую Весть знать*** наотлично,
Чтобы, познавши свою сущность,
В себе Христа мы возлюбили.
Душа безсмертная – храм Божий,
Её величие священно,
И даже все богатства мiра
Ничто в сравненье перед нею.
Но свято место не пустует,
И без Крещения - Любовью
В ней красный угол занимает
диавол с полчищем отребья.
Ну что, пора тут закругляться.
Кому метаю я сей жемчуг?
Тем, кто меж строк читать умеет
И во Христе брильянт свой сыщет!
Убо - дерзайте христиане
В стремленье к горнему от долу.
Стяжать в душе Царствие Божье
В любви взаимной токмо можно.
31.08.2025
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог, есть любовь (1.Ин 4:7-8).
ДЕРЗАЙТЕ УБО ХРИСТИАНЕ!
«Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божиими». Св. Феодосий Печерский
«Будьте не мертвые, а живые души! Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник» Николай Гоголь.
Наши соборные молитвы да не будут «медью звенящей и кимвалом звучащим», не будут пустыми словами, как и вера не будет мёртвой без дел милосердия в отношении ближних и дальних, бедных и озлобленных, страждущих и обременённых.
Родные, запишем в Истине незабудно на скрижалях собственных сердец: алчущего накорми, жаждущего напои, странника приветь, нагого одень, больного и заключённого посети, отверженных не отвержи, гонимых, обижаемых малых сих защити, если необходимо, даже ценою собственной жизни, ибо в таковых приходит к нам Сам Иисус Христос!
Так не посрамимся, православные, пред грядущим Судиёй и да убоимся оказаться по левую сторону от Него, и да не услышим сих осуждающих и страшных словес:
«Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». Аминь
А.П.
В первой слОвенской (от Бога СлОво) азбуке глаголице имя этой буквы (А – Азъ) соединено с изображением креста.
Ч - Червь*, этим именем завершается имяслов словенской церковной азбуки, поскольку именно эта буква заключает собой ряд полных троичных по своей символике буквенных знаков: она обозначает и самостоятельный звук, и число, и имеет собственное полноценное имя. Остальные буквы названы акрофонически (по звучанию, как в гражданском алфавите: «ша», «ю» и пр.)
Исследователи усматривают, что имена букв церковнословенского языка составляют связанный стихотворный текст – напутственное слово первоучителей словянам: Людие – мыслете: Наш. Он. Покой. Рцы: Слово – твердо. Или: Рцы слово твердо. С древних времен и доныне по начальному звучанию букв создаются азбучные молитвы.
ОТКРОВЕНИЕ АЗБУКИ
Азъ - буква веденья,
Глагол добра, есть Жизнь!
Зело дивна земля, иже Моя,
Како от смерти чада вам спастись?
Людие - мыслете: наш Всеблагий Господь -
Он суть - трёхипостасная Любовь!
Покой рече Бог Слово человецам,
Тверда наука Серафимов, премудрых Херувимов песнь.
Внемлите Истине: Азъ - «Альфа и Омега»,
Спаситель страждущих, «начало и конец».
От Церкви - Червь* в земле рождён дождём,
Ад поглотив его, был побеждён Христом!
1999 г.
Церковно-словенский имяслов по тексту:
Азъ - буква веденья, (Азъ, Буки, Веди)
Глагол добра, есть Жизнь! (Глаголь, Добро, Есть, Живете)
Зело дивна земля, иже Моя, (Зело, Земля, Иже)
Како от смерти чада вам спастись? (Како)
Людие! Мыслете: наш Всеблагий Господь - (Людие, Мыслете, Наш)
Он суть трёхипостасная Любовь! (Он)
Покой рече Бог Слово человецам, (Покой, Рцы, Слово)
Тверда наука Серафимов, премудрых Херувимов песнь. (Твердо, Ук, Ферт, Хер)
Внемлите Истине: Азъ - «Альфа и Омега», (Омега)
Спаситель страждущих, «начало и конец».
От Церкви - «Червь»* в земле, рожден дождем, (От, Цы, Червь*.)
Ад поглотив его, был побежден Христом!
-----------–-
* У Давида Псалмопевца, есть один особенный псалом - пророчество с описанием крестных страданий Спасителя. «Азъ же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей» (Пс. XXI 7). До столь крайней нижней точки дошло Его Божественное истощание. Богоносный отец Максим Исповедник говорит, что Господь назвал Себя еще и потому Червем, что Он родился, как червь рождается без семени в земле после дождя. И еще один образ: как наживку, как приманку, как червя, заглотил ад Христову плоть человеческую, не увидев Божества, и – разорился, разрушился, «огорчился». Как малый, слабый по виду червь прогрызает и истребляет вещество, так и Господь, умалившийся на кресте до крайности, истребил враждебную демоническую силу.
Мало кто замечал у Н.В. Гоголя его интересное высказывание о церковно-словянском языке, о его месте в языке литературы и в жизни. «Это, - писал он, - не тот язык, который изворачивается теперь в житейском обиходе, и не книжный язык, и не язык, образовавшийся во время всяких злоупотреблений наших, но тот истинно русский язык, который незримо носится по всей Русской земле, несмотря на чужеземствование наше в земле своей, который еще не прикасается к делу жизни нашей, но, однако ж, все слышит, что он истинно Русский Язык!»
КЛЮЧ К РАЗУМЕНИЮ
«Война ведется за выбор основных путей человеческого духа. Поработится ли вновь, и уже окончательно, ныне полусвободное племя, называвшее себя племенем Слова - слОвяне!, но издревле понесшее знак рабий и знаменательно переименованное (немцами) в племя рабов слАвяне! (Слав - Slave - Slavi – Sclavi – Sclaven - невольник, раб), и послужит ли новым слоем удобрения для западной «культуры», подобно безчисленным своим предкам, стертым с лица земли паразитическою кровожадностью некогда сильнейшего в борьбе за существование вида? или скажет, наконец, СЛОВЯНСТВО свое доныне несказанное СЛОВО?!» В.Ф. Эрн
Священное Евангелие богодухновенно, апостолы писали его под действием Духа Святого, действия благодаря которому Св.Писание охранялось от ошибок в том ради чего пришел Христос; от искажения понимания Бога и "Спасения" принесенного Им в погибающий мip, именно поэтому богодухновенностью апостолы были надежно защищены Духом Святым от погрешности в понимании "Спасения".
По истине Библия не учебник по "историософии или метафизики" и ведь не об отвлеченных софизмах и человеческих философских ветийствах там говорится, а речь там идет о "Спасении", ибо Христос пришел на землю только для "Спасения" человечества. Богодухновенным Св.Писание является еще в том смысле, что в нем нет ошибок учения касающегося о Боге, о человеке, об отношении человека и Бога, о грехопадении, о смерти и о "Спасении" от неё!
Почему мы при изучении Св.Писание необходимо обращаемся к толкованию Его святыми отцами? Потому что истинное понимание Св.Писания возможно только действием того же Духа Святого, которым написано Св.Писание. Мы верим, что святые отцы стяжали Дух Святой, что они жили в этом Духе и что Он даровал им верное разумение Св. Писания. А Св.Писание ключ к "Спасению" и истинному пониманию цели и смыслу дарованной нам жизни!
«Отрекаешься ли ты от сатаны, от всех дел его, от всех ангелов его, от всякого служения его и от всей гордости его?» Чин Крещения.
ТЕОСИС
Какая разница: монах ты иль в мiру
Главой семьи являешься почтенным?
Ведь «заповедь любви» дана Христом
Для всех Крещенных во спасенье.
Ты говоришь: «Ну я же не аскет,
У них свой путь, свой крест, свое боренье.
Принять их идеал я не могу,
Мне что полегче нужно для спасенья».
Скажу, родной, лукавым ты прельщен:
От сатаны мы отреклись в крещенье!
И разница меж нами только в том:
Монах безбрачен, мы ж семью содержим.
Обоженье* - цель жизни христиан!
Мiрским путь тяжелей к ней в суе ратный.
Нам, дорогой, чтоб Дух Святой стяжать,
Исполнить нужно наше обещанье.
Ты понимаешь внешний смысл слов,
Открой в них позабытое значенье:
«Мiр - сонм страстей», что, истязав, ведет
Всех обольщенных в адское мученье.
Вне Церкви тот, кто «свыше не рожден»,
Кто служит не Творцу, а тати,
Кто фарисеем стал перед Христом,
Кто в битве свое воинство оставил!
1999
«Сочетаешься ли ты со Христом? И веруешь ли Ему?» Чин Крещения.
«Если кто хочет идти за Мною,– возвещает святое Смирение,– отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной. Он воссел одесную Отца. Он, Новый Адам, Родоначальник святого племени избранных. Вера в Него вписывает в число избранных, избрание приемлется святым смирением, запечатлевается святой любовью». Епископ Игнатий (Брянчанинов).
Есть одна древняя молитва раскрывающая суть христианства: Господи - молитвами любящих мя, помилуй мя! (вопрос, а много ль таковых у каждого из нас, ась?)
ТЕОСИС - БРИЛЬЯНТОВАЯ ОБОЖЕНОСТЬ!
Обожение (греч. теосис) в православном богословии: сущность, этапы и достижимость
Введение
Обожение — одно из центральных понятий православного богословия, выражающее идею преображения человеческой природы через единение с Богом. В данной статье рассматриваются сущность обожения, его историческое развитие, онтологический смысл, этапы достижения, характеристики обоженного человека, критерии оценки обожения и его достижимость в земной жизни.
1. Определение обожения
Обожение — это процесс, в котором человек становится «причастником Божеского естества» (2 Петр. 1:4), уподобляясь Богу по благодати, сохраняя свою человеческую природу. Это не растворение в Боге и не превращение в Него по сущности, а реальное соединение с Ним, где человек обретает Его свойства — любовь, святость, бессмертие — насколько это возможно для твари.
Библейские основания:
Мф. 5:48: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Пс. 81:6 (цит. в Ин. 10:34): «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы».
Ин. 17:21: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе».
Святоотеческое понимание:
Свт. Афанасий Великий: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати» («О воплощении Слова», 54).
Свт. Григорий Богослов: «Человек призван стать богом через причастие к Божественной природе» («Слово 38»).
Прп. Максим Исповедник: «Обожение — это соединение человеческой воли с Божественной, чтобы мы жили в Боге» («Главы о любви», 4).
2. Историческое развитие учения об обожении
Раннехристианский период (I–III вв.):
Апостольская эпоха: Апостолы заложили основу учения (2 Петр. 1:4; Ин. 17:21).
Св. Ириней Лионский: «Сын Божий стал тем, что мы есть, чтобы мы стали тем, что Он есть» («Против ересей», V, Предисловие).
Климент Александрийский: «Человек становится богом, потому что Бог этого хочет» («Увещание к язычникам», 11).
IV век — богословское оформление:
Свт. Афанасий Великий: «Слово стало плотью, чтобы мы обожились» («О воплощении Слова», 54).
Каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов) связали обожение с Воплощением Христа.
Средневековье и поздняя традиция:
Прп. Максим Исповедник (VII в.) систематизировал учение, связав его с волей и благодатью.
Свт. Григорий Палама (XIV в.) уточнил: человек соединяется с Богом через Его энергии (нетварную благодать), а не сущность.
3. Онтологический смысл обожения
Обожение — реальное изменение бытия человека через соединение с Богом. Человек остаётся человеком, но его природа преображается благодатью.
Ключевые аспекты:
Природа и благодать:
Бог по сущности недоступен, но через Воплощение Христос соединил Божественное и человеческое.
Свт. Григорий Палама: «Человек причащается нетварным энергиям Бога — любви, свету, святости» («Триады», I.3.5).
Изменения в человеке:
Восстановление образа Божия (разум, свобода, любовь).
Преображение воли, чувств, тела (1 Кор. 6:19; Мф. 17:2).
Пример:
Как железо в огне становится огненным, но остаётся железом, так человек в Боге становится «божественным» по благодати.
4. Этапы достижения обожения
Обожение — процесс, начинающийся в земной жизни и завершающийся в вечности.
Три этапа (по учению отцов Церкви):
Очищение:
Борьба с грехом через покаяние, пост, молитву.
Пример: «Очистите ветхую закваску, чтобы быть вам новым тестом» (1 Кор. 5:7).
Просвещение:
Открытие души действию Святого Духа через Евхаристию и Писание.
Пример: «Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Пс. 12:4).
Совершенство (;;;;;;):
Полное единение с Богом.
Пример: Святые, чья жизнь стала отражением Христа (Ин. 17:21).
Роль Церкви:
Таинства (Крещение, Евхаристия) — основа процесса.
Соборность — обожение невозможно вне Тела Христова.
5. Характеристики обоженного человека
Обоженный человек сохраняет человеческую природу, но его бытие преображается:
Онтологически:
Природа соединена с нетварной благодатью (1 Кор. 6:19).
Тело, душа и дух сияют Божественным светом (Мф. 17:2).
Духовно-нравственно:
Любовь: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4:16).
Смирение: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» (прп. Серафим Саровский).
Свобода от страстей: «Грех не должен над вами господствовать» (Рим. 6:14).
Примеры святых:
Прп. Антоний Великий: Его жизнь стала воплощением евангельских идеалов.
Прп. Серафим Саровский: «Цель жизни христианской — стяжание Духа Святого».
6. Критерии оценки обожения
Самодиагностика:
Святые избегали самонадеянности. Прп. Силуан Афонский: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся».
Свидетельство Церкви:
Канонизация святых — признание их единства с Богом.
Пример: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1).
Ограничения:
Полнота обожения — в вечности (1 Кор. 13:12).
7. Достижимость обожения в земной жизни
Частичное достижение:
Святые (Антоний Великий, Серафим Саровский) проявляли признаки обожения через чудеса и любовь.
Полнота в вечности:
Свт. Иоанн Дамаскин: «Земное обожение — задаток, небесное — исполнение» («Точное изложение веры», IV.15).
Цель христианской жизни согласно Православной Церкви
Согласно катехизисам и официальным документам:
«Пространный христианский катехизис» свт. Филарета Московского:
«Жизнь христианская имеет целью спасение души, которое состоит в единении с Богом через исполнение Его заповедей и участие в таинствах Церкви».
Основание в Писании:
Ин. 17:3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
2 Петр. 1:4: «Дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества».
Источники
Священное Писание (Синодальный перевод).
Свт. Афанасий Великий. «О воплощении Слова».
Свт. Григорий Богослов. «Слова».
Прп. Максим Исповедник. «Главы о любви».
Свт. Григорий Палама. «Триады в защиту священнобезмолвствующих».
Свт. Филарет Московский. «Пространный христианский катехизис».
Деяния Вселенских Соборов.
Добротолюбие (сборник аскетических творений святых отцов).
Статья подготовлена с опорой на святоотеческое наследие и официальные документы Православной Церкви.
БРИЛЬЯНТЫ
Цветные брильянты - исключительная редкость в природе. Только 0,01% всех добываемых алмазов обладают фантазийной окраской. Такие камни формируются под воздействием уникальных природных явлений, делая их значительно более ценными, чем бесцветные аналоги. Существует девять основных цветов фантазийных брильянтов: красный, зеленый, пурпурный, голубой, розовый, оранжевый, желтый, серый и коричневый.
Самыми редкими и дорогими считаются красные брильянты, чья аукционная стоимость начинается от 1 миллиона долларов за карат. Голубые и розовые камни также входят в число наиболее ценных.
В Библии драгоценные камни часто символизируют чистоту, силу и нерушимость — качества, которые мы сегодня ассоциируем с бриллиантами. Например, в Иеремии 17:1 грех описан как выгравированный железным орудием или кремнем, подчеркивая его постоянство. Это изображение чрезвычайно твердого вещества можно сравнить с долговечностью алмаза (Hj;lm, 2023, pp. 313 — 330).
Символику брильянтов в Библии можно рассматривать как метафору духовного преобразования. Подобно тому, как алмаз формируется под огромным давлением, наша вера и характер часто формируются через испытания и несчастья. Эта концепция согласуется с библейскими учениями о настойчивости и духовном росте (Иакова 1:2-4).
В христианской традиции часто используются сравнения с драгоценностями для описания духовных ценностей. Например, душа человека может сравниваться с алмазом который нуждается в очищении и огранке через духовные практики и добродетели.
«Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их». Книга пророка Иеремии 17:1
Согласно толкованию А. П. Лопухина, в этом стихе говорится о том, что Господь не может забыть о преступлении Иуды, в котором тот даже не желает раскаяться. Как гравер алмазным острием вырезает на металле или на хрустале ясные и чёткие буквы, так и грех Иуды отпечатлелся на его сердце и на рогах его жертвенников.
-------
* «Война ведется за выбор основных путей человеческого духа. Поработится ли вновь, и уже окончательно, ныне полусвободное племя, называвшее себя племенем Слова - слОвяне!, но издревле понесшее знак рабий и знаменательно переименованное (немцами) в племя рабов слАвяне! (Слав - Slave - Slavi – Sclavi – Sclaven - невольник, раб), и послужит ли новым слоем удобрения для западной «культуры», подобно безчисленным своим предкам, стертым с лица земли паразитическою кровожадностью некогда сильнейшего в борьбе за существование вида? или скажет, наконец, СЛОВЯНСТВО свое доныне несказанное СЛОВО?!» В.Ф. Эрн
** «Ад вымощен черепами священников. Не думаю, чтоб в среде священников было много спасающихся; напротив – гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души. Если бы все стремились к архиерейству, как к обязанности заботиться о других, то никто не решился бы скоро принять его. А то мы гоняемся за ним так же точно, как за мiрскими должностями. Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя». Св.Иоанн Златоуст.(347 — 14 сентября 407, — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
*** Как бриллиант требует особого внимания и ухода, так и Евангелие нуждается в постоянном размышлении и применении в жизни верующего. Чем глубже мы изучаем Божью весть, тем больше открываем в ней новых смыслов и ценностей, подобно тому, как при рассмотрении бриллианта под разными углами открываются новые грани его красоты. Важно помнить, что подобно редкому и ценному камню, Евангелие — это не просто историческая информация, а живая сила Истины и Любви, способная преображать жизни людей и менять мiр вокруг нас.
**** ДЕРЗАЙТЕ УБО ХРИСТИАНЕ!
Фраза «дерзайте убо христиане» имеет глубокий духовный смысл.
Убо в церковнославянском языке означает «итак», «поэтому» или «следовательно». Таким образом, полная фраза переводится как «Итак, дерзайте, христиане!»
Это выражение является призывом к верующим:
Не бояться трудностей и испытаний
Смело идти путём веры
Проявлять мужество в исповедании своей веры
Доверять Богу в любых обстоятельствах
В христианском контексте такое обращение несёт в себе особую силу, так как:
Основано на обетованиях Божьих
Подкрепляется верой в божественную помощь
Напоминает о победе Христа над злом
Вдохновляет на служение ближним
Это не просто слова ободрения, а духовный призыв к активным действиям, основанным на твёрдой вере и уповании на Бога. Христиане призываются не к безрассудной смелости, а к решительным, осмысленным действиям в соответствии с учением Христа.
Свидетельство о публикации №125102807105
.
6889.
Александр Пожарский 31.10.2025 09:39 Заявить о нарушении
