А. Белому 145 лет со дня рождения
Поэт писал повести, рассказы, поэмы, стихи, симфонии, мемуары, но всё это наследие полностью ещё не исследовано, потому что произведения настолько переполнены философской символикой, что не каждый литературовед может в неё погрузиться.
Гениальность поэта заключена в познании совершенно разных наук. Он окончил два противоположных по назначению факультета: физико-математический и историко-филологический. Изучал философию Ницше, Шопенгауэра, Владимира Соловьёва, пытаясь их концепции объединить в одну стратегию, т.к. видел во всех какое-то рациональное зерно.
Поэт изучал труды Елены и Николая Рерихов, углубляясь в их теории о переселении душ, знал агнию-йогу (или ведическую астрологию), занимался медитациями, погружаясь в восточные эзотерические учения. Практиковал на себе медитации выхода души из тела.
И всё эти учения отражались в его творчестве. Читая произведения писателя, кажется, что А.Белый на мир смотрит из какого-то космического пространства. Гением он был признан ещё при жизни, а после его смерти «Институт мозга» в Москве исследовал его мозги на гениальность.
Постепенно об этом гении забыли, т.к. читать произведения Андрея Белого непросто. Но яркий свет его творчества продолжает радовать и светить.
Поэт был символистом второго поколения, но шёл впереди всех своих соратников, открывая всё новые возможности символического романа, что можно видеть на примерах его «Симфоний» (особенно трагической) и романа «Петербург».
Дело даже не в цвете, звуке, музыкальности слога, как в «Симфониях» или в романе, а в самом ощущении этого символизма. В романах – символика во всём: в образах, в новых эпитетах и метафорах, но ни слова нет о том, что скоро ожидаются перемены в обществе, даже – катаклизм. Только намёки на что-то непредвиденное, глобальное. И лишь после прочтения романа, понимаешь, что все эти символы образов и цвета говорили об одном – о предчувствии перемен. Символ, – как ощущение, парит где-то в воздухе, тяжёлом и тягучем, в слове, в действии героев, и читатель начинает осознавать по каким-то причинам, что скоро наступят преобразования. Вся символика – это предчувствие революции. Ощущения выражены на уровне мистицизма, еле обозначенного, но как будто явно витающего в пространстве города. И только где-то вверху спокойно светит голубое небо. «Голубое» небо говорит, как символ, на надежду в лучшее будущее.
Читая произведения писателя Б.Бугаева, ощущаешь эту радость погружения в какие-то другие, неведомые миры, единения слова и осязания его символа.
Андрей Белый с 1925 года по 1931 год жил со своей женой в районе Кучино, совсем рядом с современным, большим, микрорайоном, где живу я и другие поэты ЛИТО «Метафора». На фото памятника вдали видны постройки микрорайона, с этим виднеющимся домом находится и дом, в котором живу я. Сейчас Кучино, как и город Железнодорожный, что от Москвы в четырёх километрах, относятся к Балашихе. Небольшой домик, где жил поэт, стал музеем. 18 ноября 2005 года напротив дома-музея Андрея Белого установили единственный в мире памятник поэту.
Борис Николаевич Бугаев, живший как будто в измерении будущего времени, видел свои, ему только понятные очертания новаторского творчества и восприятия мира. Поэт и писатель соединил, по мнению литературоведа Е.С. Зенковой, «науку и религию, физику и эстетику, философию и музыку, поэзию и математику».
Поэтому мои ощущения о поэте вылились в такое стихотворение.
Андрею Белому
Дыхание каждого слова,
Вплетаясь в потоки вселенной,
Звучит символично и ново
В размеренной строчке мгновений
О душах в развитии кармы,
О теософии Ницше,
И тайные знаки программы
Сливались в один звук, что свыше
Спускались из мира галактик,
Из статуса цвета и звука,
А разум, как вечный прагматик,
Стремился познать суть науки.
Тамара Сижук (Бугаева)
10.08.2025
Свидетельство о публикации №125102805581
Юрий Алов 2 04.11.2025 08:36 Заявить о нарушении
