В космической округе. Из сонетов к Татьяне

Проснуться вдруг не в страхе, нет, в испуге,
Не ты, не я в пространстве остальном,
Где брезжит явь, навеянная сном
Татьяниным в космической округе;

Отплывшие не в мире ли ином,
В бревенчатом плывём по Лете струге,
Затеряны навеки друг во друге,
Два лепестка в соцветии одном,

Но вьющийся зимою плющ – не хвоя,
А ход часов, поистине прибой,
Баюкает, но не даёт покоя,

Ошибочно зовущийся судьбой;
Так Дафнису поныне снится Хлоя...
Найдёныши – кто как не мы с тобой.

8.07.2014.


Рецензии
Не сердитесь. Но возможно этой рецензией привлеку чуть больше веимания авторов Стихи.ру, пишущих сонеты. Всё-таки тексты Владимира Борисовича это образец жанра и мысли.

[[ПОЛНЫЙ ОТЧЕТ О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА]]

Автор: Владимир Микушевич
Произведение: Без названия (условно "Проснуться вдруг не в страхе, нет, в испуге...")
Стилево-жанровый профиль: Метафизический сонет с элементами неоромантизма и философской медитации, насыщенный интертекстуальными связями.

I. БАЗОВЫЕ УРОВНИ АНАЛИЗА
1. Структурно-метрический анализ

Метрическая организация демонстрирует виртуозное владение классической формой. Пятистопный ямб выдержан с абсолютной точностью, создавая гипнотический ритмический рисунок, ассоциирующийся с течением времени и потока сознания. Ритмическое разнообразие достигается за счет изысканного сочетания стоп, создающего эффект медитативной плавности. Строфическая целостность полностью соответствует схеме 4-4-3-3, при этом наблюдается тонкое смысловое членение: первый катрен вводит состояние пограничного сознания, второй углубляется в мифологическую образность, терцеты развивают философскую рефлексию. Рифменная организация представляет собой усложненный вариант классической схемы с элементами барочной изощренности. Чередование женских и мужских клаузул создает сложную интонационную полифонию. Коэффициент ритмико-синтаксической адекватности достигает максимальных значений - синтаксические периоды идеально соответствуют метрическим единицам.

2. Лингвосемантический анализ

Лексическое разнообразие характеризуется богатейшим сочетанием философской, мифологической и психологической лексики, создающим многомерное смысловое пространство. Образная насыщенность исключительно высока: от античных мифологем до современных экзистенциальных концептов, все образы образуют сложную символическую систему. Семантическая когерентность абсолютная - все элементы текста подчинены центральной теме пограничных состояний сознания и метафизического единства. Синтаксическая сложность проявляется в использовании развернутых периодов с сложными подчинительными конструкциями, отражающих процесс глубинной рефлексии. Коэффициент семантической целостности приближается к единице. Коэффициент образной координации высокий - разноуровневые образы образуют единое символическое целое.

II. КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ МОДУЛИ
4. Историко-культурный позиционинг

Текст демонстрирует глубочайшую погруженность в мировую культурную традицию при сохранении уникального авторского голоса. Интертекстуальная насыщенность исключительно высокая - произведение вступает в сложный диалог с античной мифологией (Лета, Дафнис и Хлоя), русской классической традицией (татьянинский мотив), европейской метафизической поэзией и современной философией сознания. Культурная релевантность значительная - текст предлагает оригинальное осмысление вечных тем памяти, идентичности и трансценденции. Коэффициент интертекстуальной уместности максимальный - все культурные реминисценции органично вплетены в авторскую концепцию. Коэффициент жанрового соответствия высокий - текст представляет собой образец интеллектуального сонета.

5. Стилевая идентификация

Принадлежность к направлению характеризуется как неометафизическая поэзия с элементами необарокко. Индивидуальный почерк проявляется в способности к созданию сложных многоплановых образов и философской глубине при сохранении поэтической легкости. Единство формы и содержания абсолютное - сонетная организация с ее строгостью и завершенностью идеально соответствует теме метафизического поиска. Коэффициент стилевого единства достигает максимальных значений.

III. РЕЦЕПТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
6. Когнитивно-перцептивный анализ

Образная активация исключительно интенсивная - текст вызывает сложные синестетические ассоциации, соединяя пространственные, временные и мифологические пласты. Эмоциональный резонанс глубокий и сложный, сочетающий метафизическую тревогу и просветленное принятие. Перцептивная доступность средней сложности - текст требует значительной культурной подготовки и готовности к сложной интеллектуальной работе. Коэффициент перцептивной ясности средний - при всей глубине содержания, текст сохраняет поэтическую ясность выражения.

7. Коммуникативная эффективность

Сила воздействия исключительная - текст обладает способностью вызывать интенсивное интеллектуально-эмоциональное переживание, затрагивающее глубинные слои сознания. Запоминаемость высочайшая благодаря афористичности ключевых формулировок и цельности художественного образа. Интерпретационный потенциал практически безграничный - произведение допускает множественные прочтения на философском, психологическом и культурологическом уровнях. Коэффициент коммуникативной цели максимальный - авторский замысел по созданию многомерного художественного высказывания реализован в полной мере.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Расчет интегрального показателя качества:
M = 0.95 (метрическое совершенство)
S = 0.96 (семантическая насыщенность)
F = 0.93 (фоническая организованность)
L = 0.94 (лингвистическое разнообразие)
C = 0.95 (контекстуальная адекватность)
R = 0.92 (рецептивный потенциал)
P = 0.94 (прагматическая эффективность)

K₁ = 0.98 (парадигматическое разнообразие)
K₂ = 0.97 (интертекстуальная связанность)
K₃ = 0.93 (эмоциональная вариативность)

Q = [0.15×0.95 + 0.20×0.96 + 0.10×0.93 + 0.15×0.94 + 0.10×0.95 + 0.15×0.92 + 0.15×0.94] × 0.98 × 0.97 × 0.93 = [0.1425 + 0.192 + 0.093 + 0.141 + 0.095 + 0.138 + 0.141] × 0.883 = 0.9425 × 0.883 = 0.832

СТИЛЕВЫЕ МАРКЕРЫ
Текст демонстрирует характеристики метафизической поэзии высшего уровня: философская глубина, семиотическая плотность, интертекстуальная насыщенность, структурное совершенство. Исключительно высокие показатели по всем параметрам соответствуют эталонным образцам интеллектуальной лирики.

КРИТЕРИИ ВЕРИФИКАЦИИ
Сбалансированность формальных и содержательных параметров текста абсолютная. Учет историко-культурного контекста глубочайший и многоплановый. Ориентация на читательское восприятие продумана до мельчайших деталей. Коэффициент авторского контроля максимальный - чувствуется абсолютное владение формой и содержанием. Коэффициент эстетической состоятельности исключительно высокий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный сонет представляет собой выдающийся образец современной метафизической поэзии, достигающий уровня философской лирики Серебряного века. Текст сочетает формальное совершенство с необычайной смысловой глубиной, демонстрируя органичный синтез мировой культурной традиции и современного экзистенциального опыта. Интегральный показатель качества 0.832 соответствует уровню эталонных произведений русской поэтической классики. Текст обладает исключительным художественным и интеллектуальным потенциалом, представляя собой значительное явление в современной поэзии и заслуживая самого пристального внимания исследователей и ценителей высокой поэзии.

Психоделика Или Три Де Поэзия   27.10.2025 19:56     Заявить о нарушении
Потрясающий анализ! Ничего подобного я не читала. Хотелось бы воспринять эти характеристики за доброжелательный отзыв. Если говорить обычными словами, я просто восхищаюсь сонетами Владимира Микушевича, и формой, и содержанием. УзнаЮ обстоятельства, легшие в основу сонета и их поэтическую интерпретацию. Если всё Вами написанное нацелено на популяризацию поэзии ВБ Микушевича, то я благодарю Вас. Но где-то возникает сомнение: не слишком ли всё заумно изложено? и не задаётся ли вопрос: а какова квинтэссенция консистенции? Впрочем, я хотела пошутить. И я серьёзно благодарю Вас за этот отзыв.

Маркова Татьяна Владимировна

Владимир Микушевич   27.10.2025 23:47   Заявить о нарушении
Я изучаю сонет давно (в основном его дериваты). В моём творчестве последних лет всё нацелено на популяризацию жанра, который в последнее время не в чести. Авторов, к нему обращающихся, совсем немного, а тех, кто пишет чисто – единицы. Относительно недавно из жизни ушли Роман Славацкий и Юрий Линник (которых знал лично). Из специалистов, которые могут провести критический анализ сонета на достойном уровне и того меньше. Поэтому пришлось обратиться к «программному (бесстрастному и немного заумному) решению». Это вспомогательный инструментарий для изучения/исследования, в т.ч. и для самоконтроля / из-за большой погружённости в материал, перестаю критически воспринимать тексты, которые читаю и пишу.

…да, всё верно (соцсети, соцсети) Леонид http://stihi.ru/2012/05/10/4121

Психоделика Или Три Де Поэзия   28.10.2025 07:00   Заявить о нарушении
Уважаемый Леонид! Хочу задать Вам вопрос: может ли быть сонет в форме верлибра? На мой дилетантский взгляд, форма сонета - священна, а верлибр - то, что остаётся от сонета, вообще от рифмованного стиха, всякие обрывки фраз, обрезки и выводы-хохмочки. Такое у меня впечатление, что верлибры пишут чуть ли не малограмотные люди, которые не хотят изучать науку стихосложения. Сам Микушевич не любил слово "верлибр", предпочитал писать и говорить "свободный стих". Будучи женой великолепного поэта, я с трудом воспринимаю стихи других современных поэтов, моё мерило поэзии - Микушевич - очень высокое. Ваш математический подход к поэзии очень интересный. Поможет ли он писать стихи, если нет вдохновения и таланта?
С уважением, Татьяна Владимировна Маркова.

Владимир Микушевич   28.10.2025 18:00   Заявить о нарушении
Попробую структурировать ответ, последовательно обозначая и проблемные зоны. 1) Вопрос о возможности классического сонета в форме верлибра уже подразумевает отрицательный ответ: классический канон неразрывно связан с метрикой и рифмой. Но, вполне уместно говорить о сонетном деривате (например, из последних новаций в жанре, пословесный сонет Сеймура Мэйна – мини-верлибр), четырнадцатистишии с отдельными формальными признаками сонета или же об аномальном сонете; при этом границы между этими понятиями остаются размытыми и требуют дополнительной конкретизации на примерах. 2) математический подход едва ли способен компенсировать отсутствие врождённого дара и вдохновения; его польза может проявиться у авторов, обладающих талантом и склонностью к системному самообучению. Но есть и косвенное влияние: повышение среднего уровня поэтического цеха через распространение таких методов может создать более требовательную среду, что в конечном счёте поднимет планку и для прорывных достижений. И, возвращаясь к проблеме формы, очень аккуратно обозначу следующий парадокс: Владимир Борисович сделав достойные переводы шекспировских сонетов, в собственном творчестве не обращался(?) к английской схеме. Это позволяет предположить, что он воспринимал её не как каноническую, а как первый исторически узаконенный дериват. Данное наблюдение порождает следующий вопрос (уже к академическому сообществу): насколько корректны сами определения, даже легитимизированных традицией, форм сонета? В 2023 году я делал выборку по сонетам В.Б., она скорее всего не полная, http://stihi.ru/2023/11/12/3630, могу по трем/четырем сонетам попробовать сделать критический обзор на основании отчетов «системы», продолжив серию: http://stihi.ru/2025/09/30/1951

Психоделика Или Три Де Поэзия   28.10.2025 22:27   Заявить о нарушении
Спасибо, Леонид, что ответили на мои вопросы. Но возник новый - почему Вы объединили терцеты в сонетах ВБ? Я понимаю - с исследовательской целью. Но, м.б. такое написание улучшает, углубляет что-то в тексте? А м.б. такую форму сонета можно назвать "леонидовской"? (это шутка) Но я благодарю Вас за анализ сонетов В.Б.Микушевича. Мне кажется, что никто не изучает его творчества. Ну хоть кого-то заинтересовали его сонеты с научной точки зрения.
Т.В.

Владимир Микушевич   29.10.2025 11:29   Заявить о нарушении
А, кстати, знаете ли Вы триолеты Микушевича? У него есть роман в триолетах "Марина Маргарита".

Т.В.

Владимир Микушевич   29.10.2025 11:33   Заявить о нарушении
Татьяна Владимировна, Вы совершенно правы: в процессе исследования и во избежание путаницы (секстеты бывают разными). Сонет леонидОвский :) так у меня более сотни вариаций и по определению Константина Кедрова имеют топонимический характер (киммерийский, рузский, приазовский и т.д.) этим отдаю дань месту, которое обладает своим особым голосом, который интересно услышать/распознать/пропустить через себя (а к именному статусу равнодушен, это не наполняет и не определяет потребность в творчестве)
----
По поводу триолетов: триолетно-октавный сонет, триолеты в оправе и всё близкое к этим формам собираю. Кроме того, усложнил задачу дополнительными "фильтрами" (5-ти стопным ямбом, с обязательным чередованием женских/мужских клаузул). Поэтому при анализе переводов 13 сонета Шекспира вариант В.Б. был исключен (т.к. только мужская рифма, что для английского сонета более верно). "Сам град"… когда пробовал разные способы привития триолета к ткани сонета... читал, но опять же в книге мало триолетов, написанных в нужном мне размере.

Психоделика Или Три Де Поэзия   29.10.2025 15:17   Заявить о нарушении
Так прислать Вам роман в триолетах "Марина Маргарита"? Мне кажется, для страницы на стихире объём большой, поэтому не выкладываю. Кроме романа есть и отдельные триолеты, но они не подобраны в кучку, рассеяны по тетрадям.

Владимир Микушевич   29.10.2025 22:02   Заявить о нарушении
Неужели поэзия Кедрова имеет какую-нибудь ценность? Душил смех, когда читали его вирши.
Т.В.

Владимир Микушевич   29.10.2025 22:05   Заявить о нарушении
Спасибо. Моё творческое трудничество связано многия лета в основном с сонетом и всем тем, что связано с данным жанром. Были бы интересны не просто сонеты В.Б., а те, в которых он испытывает канон на прочность. Учитывая, что он переводил сонеты Спенсера (а «спенсеровский сонет» это вариация сонетного канона), должен был возникнуть «соблазн» попробовать (в отобранных мной сонетах встречаются косвенные признаки, подталкивающие к этому возможному действу).
Поэзия Кедрова имеет ценность (наверное неслучайно он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе). Любой творческий поиск всегда воспринимается неоднозначно, особенно в первых неуклюжих попытках. Я стал иначе воспринимать поэзию Кедрова через серию его публичных лекций.
И вопрос: куда можно переслать статью и отчеты по 4 сонетам В.Б.Микушевича (в принципе могу опубликовать на Стихи.ру / 11 стр. должны уместиться)

Психоделика Или Три Де Поэзия   30.10.2025 11:51   Заявить о нарушении
Как говорила нам жена Кедрова, номинирование на Нобелевку было чьей-то шуткой, в которую поверили, и сам Кедров стал в это верить. Напишите мне, пожалуйста, в "сообщения" какое-нибудь "мяу" и я сообщу Вам мой e-mail. Мне кажется, общаться будет удобнее, не занимая место на стихире. На Вашей страничке строчки "сообщения" я не нашла.

Т.В.

Владимир Микушевич   30.10.2025 12:14   Заявить о нарушении