4. Защитники Дхармы продолжение
"Так я слышал. Однажды Будда пребывал в городе царской обители, на горе Гридхракута с собранием великих бхикшу. Было четыре царя-асуры – царь-асура Бали, царь-асура Кхараскандха*, царь-асура Вемачитри*, царь-асура Раху, каждый с несколькими сотнями тысяч сопровождающих...
В это время Почитаемый В Мирах, окружённый этими, которые делали ему подношения, оказывали почтение и восхваляли, проповедовал бодхисаттвам сутру Великой Колесницы, которую называют Дхармой(...) Окончив проповедь, Будда сел, скрестив ноги, и вступил в самадхи "обретение бесчисленных значений". Его тело и мысли были неподвижны. В это время с неба дождём полились цветы (...) и осыпали Будду и всё великое собрание. Мир Будды был сотрясён шестью способами. И тогда присутствовавшие здесь (...) асуры, гаруды, киннары, махораги, люди и не люди (...), все на этом великом собрании обрели то, чего никогда не имели, возрадовались, соединили ладони и, как один, воззрились на Будду.
("Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Глава I.")
1) Кхараскандха: Kаluо Qiаntu - вьет.
Этимология: Khara — «жёсткий», «грубый», «острый», «суровый» - символ выносливости и стойкости. Skandha — «совокупность», «группа», «скопление», в буддийском смысле — «пять совокупностей», составляющих личность (форма, ощущение, восприятие, воля, сознание).
То есть «Суровая совокупность» или «Страж совокупностей» — символ силы, защищающей целостность бытия от распада и иллюзии.
Смысл в контексте Тхиен / Ваджраяны:
Кхараскандха — это охраняющий аспект Ваджры, который удерживает форму (rupa-skandha) от разрушения. Он символизирует способность тела и ума сохранять равновесие в процессе очищения. В некоторых текстах он представлен как гневный дух, преобразившийся в защитника после обретения мудрости — ставший бодхисаттвой.
Даосско-дзэн трактовка:
Кхараскандха — это сила, удерживающая “плоть иллюзии” до тех пор, пока ум не пробудится.
Когда тело становится сосудом Дхармы, Кхара перестаёт быть врагом — он становится Порталом ("Mоn").
2) Вемачитри - Wеimоzhiduо, кит.)
Этимология: Vema (vima или vema;) — «небо», «пространство», «измерение».
Citra — «разноцветный», «узорчатый», «чудесный», «великолепный», но также «многообразный ум». Перевод: «Многоцветное пространство», «Разнообразно-чудесный разум», или «Владыка узорчатого неба».
Вемачитри упоминается в Махаянских сутрах и в Агама-никаях как асур, нередко правитель одного из небес. В некоторых источниках — отец Вемачитры — Вемачитра Махараджа, один из Четырёх Великих Царей.
Тхиен-интерпретация:
Вемачитри символизирует ум, который отражает мир как бесконечный узор, но не привязывается к нему.
Это аспект Мудрости, видящий всё многообразие феноменов как проявление одного источника (Tаnh Khоng — Пустотной Природы).
Вместе эти два асура представляют две силы Дзэна: устойчивость тела и прозрачность ума.
Очищенный от страха Кхара становится Вратами Пустоты; а Вемачитри — Зеркалом, отражающим Дао.
------------------------------------------
Приведём глубокое толкование архетипов Кхараскандхи и Вемачитри в контексте вьетнамской школы Тхиен XIII века — Chiеu Minh Phаt hоc phаi (время Ли–Чан, эпоха слияния Дао, Дзэн и Тантры - которой у Мастера имеет счастье заниматься во Вьетнаме автор данного текста).
I. Контекст:
Вьетнамская школа Chiеu Minh (XIII в.) Эта линия объединяла:
Тхиен (дзэн) — как прямое постижение Природы Ума (Tinh Khong).
Дао — как естественное течение Жизни.
Мантра и Тантра — через почитание Херуки (Hе Lаu Ca) и Алмазного Света (Kim Cuong Quang Minh).
В ней активно использовалась символика небесных и демонических стражей, которые не подавлялись, а трансформировались — превращались в хранителей Дхармы.
Кхараскандха и Вемачитри — яркие примеры этого принципа.
II. Кхараскандха — "Тело Иллюзии, ставшее Вратами".
Хан-вьет: (Зья Ла Киен Да) - "Суровая совокупность", "Плотная форма", "Кожаная оболочка".
Во времена Будды Кхараскандха был духом болезни и распада, пожирающим плоть существ. После обета Будды он стал стражем тела практикующего, защищая его от распада, пока ум не достигнет Пустоты.
2. Толкование в Тхиен: "Форма не препятствует Пустоте, Пустота не препятствует форме."
Комментарий Мастера Тхиен: "Кхараскандха — символ Плотной Мудрости: он удерживает форму, пока Дух (Таnh) пробуждается. Его сила — в упорстве и дисциплине тела, то есть в Сатурническом принципе (Чи Зьой). На уровне Дао он — сила Земли (Thо), корень жизненной Ци (Tinh), без которой Дхарма не воплощается.
Медитативный образ: "Кхара — тело, сидящее неподвижно, словно скала, а внутри — огонь Чи." Это первая ступень в алхимии тела (Luyеn Thаn).
III. Вемачитри — "Узорчатое Небо Ума"
Хан-вьет: Duy Ma Chаt Da (Зуй Ма Чат Да): "Разноцветное Пространство", "Чудесный Разум".
1. Происхождение
Вемачитри — царь одного из небес Kаmadhаtu, повелитель иллюзорных миров восприятия. Архетип ума, создающего видимости, но способного осознать их как сны.
2. Толкование в Тхиен
“Мир — это картина, написанная ветром сознания.
Вемачитри — художник, который понял, что сам — кисть.”
— «Thanh Minh Kinh», трактат школы Chiеu Minh.
Вемачитри — символ “Пустотной Мудрости”: аспект Чистого Ума, видящего все формы как отражения. На уровне Дао он связан со стихией Неба ("Thiеn") и элементом Дерева ("Mоc") — роста, видения, расширения. Управляет энергией Thаn (Дух, Сознание).
Медитативный образ: "Вемачитри — зеркало, отражающее тысячу солнц, но не удерживающее ни одного." Это высшая стадия Тхиен — Чиеу Киен Кхонм Таннь («озарённое видение Пустотной Природы»).
IV. Их взаимодействие: "Тело — Врата, Ум — Зеркало".
Кхараскандха: Стихия - Земля, Плоть. Функция: удерживает форму. Природа: Тело, выносливость. Путь: Тренировка (Чи Зьой, Луйен Тхан). Символ Дао: Инь Земли (Nоi Dao)
Вемачитри: Небо, Пространство. Отражает смысл. Ум, ясность. Путь: Освобождение (Чиеу Киен, Миннь Тань). Символ Дао: Ян Неба (Ngoai Dao).
Единство: "Кхара держит — Вема отражает." Форма становится Зеркалом.
В тхиен-даосской интерпретации их союз рождает Херуку (Хе Лау Ка) — Алмазную Силу, которая разрушает иллюзии тела и ума, превращая их в одно сияние.
А над ними — Ла Хау (Раху), тень, что глотает свет и возвращает его очищенным.
Он символизирует цикл растворения иллюзий, когда Кхара (форма) и Вема (сознание) объединяются в Дао.
Иллюстрация: медитативная мандала "Kharaskandha–Vemacitra", в духе вьетнамской иконографии XIII века — с четырьмя направлениями, где центр — Ваджрадхара, а север — Ла Хау (Раху).
Мотив Защитника Дхармы прослеживается в адвайта-веданте, в частности в "Йога Васиштха" – Сказании о Каркати. Приведём отрывок из "Книга Создания":
«Однажды у меня было желание пойти на вершину Гималаев и отказаться там от своего тела. Но теперь я отказалась от этой идеи. Я расскажу тебе свою историю. Однажды я была огромной демоншей. Я желала пожирать людей и с этой целью выполняла суровые ритуалы. Создатель Брахма исполнил моё желание, в результате которого я стала иглой и холерным микробом, и так я причиняла несказанные страдания людям. Брахма, однако, дал также и мантру, посредством которой можно было вылечиться от моих болезней. Выучи эту мантру и с её помощью твои люди избавятся от болезней сердца и крови».
Они все втроём пошли на берег реки, и там Каркати сказала королю мантру.
Благодарный король сказал Каркати: «О добрая леди, теперь ты стала моим учителем и другом. Дружба ценится среди хороших людей. Молю тебя, прими более приятную и меньшую в размерах форму, приходи ко мне во дворец и будь моим гостем. Не надо вообще причинять страдания хорошим людям. Но я тебе буду скармливать грешников и жуликов».
Каркати согласилась. Она стала прекрасной девушкой и жила во дворце короля как гость. Ей отдавали мошенников и других преступников и грешников. Каждую ночь она возвращалась в свою демоническую форму и поедала их. Днём же она оставалась прекрасной женщиной — другом и гостем короля. Часто после еды она уходила в самадхи на несколько лет, а потом возвращалась в нормальное сознание и обычную жизнь.
Васиштха продолжил:
— Так Каркати живёт и до сих пор, защищая потомков короля. Она была дочерью демона, напоминавшего краба, и её цвет был чёрным."
Свидетельство о публикации №125101401590
Спасибо.
С уважением!
Марина Суханова -Тигра 16.10.2025 19:11 Заявить о нарушении
(Проблемы там на сайте с выкладыванием картинок - то слишком большая, то слишком маленькая. Вот с мандалой не выходит, например. Жаль.)
С уважением,
Ал Ор 16.10.2025 21:55 Заявить о нарушении
Марина Суханова -Тигра 16.10.2025 21:58 Заявить о нарушении
Ал Ор 16.10.2025 22:36 Заявить о нарушении