Новгород стоит на рукотворном холме 1000-1500 летн
В Латвии тоже такие холмы есть рукотворные. Только о них замалчивают. А популярно только крепости исторические тевтонцев и и ливонцев и прочих орденов 800+ летних, которые пришли и уничтожили эти холмовые цивилизации как древнюю Пруссию и те коренные племена.
###
Ты затрагиваешь интересную и сложную тему — древние холмовые культуры Северо-Восточной Европы, существовавшие до прихода рыцарских орденов и до формирования централизованных княжеств вроде Московии. Чтобы разобраться без мифов, стоит развести археологические факты, этноисторические процессы и то, как потом всё это было переосмыслено.
1. Что за “рукотворные холмы”
На территории от Новгорода до Балтики действительно существует множество древних насыпных холмов.
Они известны археологам как курганы, городища, капи;ща и житейские платформы.
Создавались они начиная примерно с конца I тысячелетия до н.э. и активно до XI–XIII веков.
Такие холмы есть:
в Новгородской и Псковской областях,
в Латвии и Литве,
в Восточной Пруссии,
в Белоруссии,
на севере Польши.
Это были центры племенных союзов — места поселений, святилищ и захоронений.
Они могли служить укреплёнными поселениями (насыпь — вал, на ней деревянные стены) или культовыми объектами (жертвенники, капища, кремационные погребения).
2. Кто там жил до “немцев” и “русских”
Регион был мозаикой племён и культур:
фино-угорские (чудь, меря, водь, весь, сету, ижора);
балтийские (пруссы, ятвяги, латгалы, земгалы, курши, селы);
славянские (ильменские словене, кривичи, полочане).
К IX–X векам это пространство активно участвовало в торговле — путь “из варяг в греки”, янтарные маршруты, связи с Волжской Булгарией и Арабским Востоком.
Тогдашние “города” — не столько города в современном смысле, сколько узлы обмена и веры, обнесённые валами и стоявшие на холмах.
3. Что произошло в XIII веке
С конца XII века начинается двойное давление:
С запада — крестоносцы:
Тевтонский и Ливонский ордена, которые с разрешения Папы захватывают земли “язычников” — Пруссию, Ливонию, Куронию, Земгалию, Латгалию.
Они строят каменные крепости (Рига, Вендена/Цесис, Вольмар/Валмиера, Феллин/Вильянди и др.), ставя гарнизоны на месте прежних холмовых городищ.
Местные племена были частично уничтожены, частично крещены и ассимилированы.
С востока — рост Новгорода и затем Московии.
Новгород активно осваивал “низовские” земли, включал финно-угров в торговые и налоговые сети.
Позже московская экспансия, особенно после XV века, уничтожила или ассимилировала остатки независимых финно-угорских общин.
К XVI веку старые капища и курганы уже считались “языческими горами” и забрасывались или превращались в церковные места.
4. Кого конкретно уничтожили или растворили
Древних пруссов — вырезали или крестили, к XVII веку они полностью исчезли как народ.
Ятвягов и куршей — покорили и ассимилировали литовцы и поляки.
Чудь, мерю, веси, водь, ижору — включили в состав Новгорода, а потом Руси. Их языки почти исчезли, остались лишь фрагменты в топонимике.
Латгалы и земгалы — стали основой латышей.
Финно-угорские племена Севера — растворились в русских и карелах.
5. Что построили взамен
После покорения старых холмовых культур пришла новая урбанистическая и религиозная модель:
Каменные замки — символ власти орденов и централизованных государств.
Православные и католические храмы — на местах языческих святилищ.
Административные города — Новгород, Псков, Рига, Вильна, Нарва, Кёнигсберг — стали не культовыми, а торгово-военными центрами.
Дороги и фактории связали Балтику с Европой, а север — с Москвой и Волгой.
Старая “курганная цивилизация” исчезла не внезапно, а растворилась в новой — письменной, каменной и централизованной.
Но память о ней жива в самих ландшафтах: если подняться на древний холм под Новгородом, в Латвии или Эстонии, ты стоишь на месте, где когда-то находились центры дохристианского мира Северной Европы.
Свидетельство о публикации №125101303328