Новгород стоит на рукотворном холме 1000-1500 летн

Новгород стоит на рукотворном холме 1000-1500 летнем.


В Латвии тоже такие холмы есть рукотворные. Только о них замалчивают. А популярно только крепости исторические тевтонцев и и ливонцев и прочих орденов 800+ летних, которые пришли и уничтожили эти холмовые цивилизации как древнюю Пруссию и те коренные племена.


###



Ты затрагиваешь интересную и сложную тему — древние холмовые культуры Северо-Восточной Европы, существовавшие до прихода рыцарских орденов и до формирования централизованных княжеств вроде Московии. Чтобы разобраться без мифов, стоит развести археологические факты, этноисторические процессы и то, как потом всё это было переосмыслено.

1. Что за “рукотворные холмы”

На территории от Новгорода до Балтики действительно существует множество древних насыпных холмов.
Они известны археологам как курганы, городища, капи;ща и житейские платформы.
Создавались они начиная примерно с конца I тысячелетия до н.э. и активно до XI–XIII веков.

Такие холмы есть:

в Новгородской и Псковской областях,

в Латвии и Литве,

в Восточной Пруссии,

в Белоруссии,

на севере Польши.

Это были центры племенных союзов — места поселений, святилищ и захоронений.
Они могли служить укреплёнными поселениями (насыпь — вал, на ней деревянные стены) или культовыми объектами (жертвенники, капища, кремационные погребения).

2. Кто там жил до “немцев” и “русских”

Регион был мозаикой племён и культур:

фино-угорские (чудь, меря, водь, весь, сету, ижора);

балтийские (пруссы, ятвяги, латгалы, земгалы, курши, селы);

славянские (ильменские словене, кривичи, полочане).

К IX–X векам это пространство активно участвовало в торговле — путь “из варяг в греки”, янтарные маршруты, связи с Волжской Булгарией и Арабским Востоком.
Тогдашние “города” — не столько города в современном смысле, сколько узлы обмена и веры, обнесённые валами и стоявшие на холмах.

3. Что произошло в XIII веке

С конца XII века начинается двойное давление:

С запада — крестоносцы:
Тевтонский и Ливонский ордена, которые с разрешения Папы захватывают земли “язычников” — Пруссию, Ливонию, Куронию, Земгалию, Латгалию.
Они строят каменные крепости (Рига, Вендена/Цесис, Вольмар/Валмиера, Феллин/Вильянди и др.), ставя гарнизоны на месте прежних холмовых городищ.
Местные племена были частично уничтожены, частично крещены и ассимилированы.

С востока — рост Новгорода и затем Московии.
Новгород активно осваивал “низовские” земли, включал финно-угров в торговые и налоговые сети.
Позже московская экспансия, особенно после XV века, уничтожила или ассимилировала остатки независимых финно-угорских общин.
К XVI веку старые капища и курганы уже считались “языческими горами” и забрасывались или превращались в церковные места.

4. Кого конкретно уничтожили или растворили

Древних пруссов — вырезали или крестили, к XVII веку они полностью исчезли как народ.

Ятвягов и куршей — покорили и ассимилировали литовцы и поляки.

Чудь, мерю, веси, водь, ижору — включили в состав Новгорода, а потом Руси. Их языки почти исчезли, остались лишь фрагменты в топонимике.

Латгалы и земгалы — стали основой латышей.

Финно-угорские племена Севера — растворились в русских и карелах.

5. Что построили взамен

После покорения старых холмовых культур пришла новая урбанистическая и религиозная модель:

Каменные замки — символ власти орденов и централизованных государств.

Православные и католические храмы — на местах языческих святилищ.

Административные города — Новгород, Псков, Рига, Вильна, Нарва, Кёнигсберг — стали не культовыми, а торгово-военными центрами.

Дороги и фактории связали Балтику с Европой, а север — с Москвой и Волгой.

Старая “курганная цивилизация” исчезла не внезапно, а растворилась в новой — письменной, каменной и централизованной.
Но память о ней жива в самих ландшафтах: если подняться на древний холм под Новгородом, в Латвии или Эстонии, ты стоишь на месте, где когда-то находились центры дохристианского мира Северной Европы.


Рецензии