Итоги К55 - В грудь въевшийся - край стола!

Здравствуйте, друзья!

Завершился блиц «Конкурс красоты поэтической мысли 55», в котором мы не ставим оценки друг другу и не выбираем победителей, а общаемся с интересными грамотными людьми, примечаем лучшие моменты в творчестве других авторов и берём их себе на вооружение, конкурируем со своим собственным нереализованным потенциалом.
Нынешний конкурс посвящён творчеству Марины Цветаевой, и его тема: «Так будь же благословен – в грудь въевшийся – край стола!», – взята из её произведения «Стол». Подробнее с заданием можно ознакомиться здесь: http://stihi.ru/2025/10/09/3394.

В конкурсе приняло участие семь человек, но, как и прошлый раз, один из авторов свою конкурсную рецензию удалил. Поэтому в итоги включены произведения шестерых. Как всегда, надеемся на присоединение новых авторов к нашему проекту, позволяющему улучшить качество своего творчества благодаря своевременно полученной конструктивной критике.


Наши творения:

1. Роковые времена (Иосиф Бобровицкий, http://stihi.ru/avtor/bobrovit)

«Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.»
(Марина Цветаева, «Сергею Эфрону»
* * *

В те времена Россией правил рок.
С людской судьбой он поступал жестоко.
Из жизни уходили раньше срока,
В иное время дольше жить бы мог...

Они впервые встретились в Крыму
На даче Макса* в ярком Коктебеле.
Увидевши друг друга, онемели -
Марина явно нравилась ему!

На пляже отыскался сердолик.**
Он обвенчал Марину и Сергея.
Марина в нём увидела Орфея -
Две древних крови (с), утончённый лик!

И как собачка шла за ним жена***
В Париж и Прагу, и назад в Россию,
В те годы для России роковые...
То были роковые времена!

* - Максимильян Кириенко-Волошин;

** - Как вспоминала сама Цветаева, она загадала Волошину, что выйдет замуж за того, кто угадает, какой её любимый камень. Сергей Эфрон в первый же день их знакомства откопал на пляже и принёс ей сердоликовую бусину — любимый камень Цветаевой[21][22]. По одной из версий, Цветаеву привлекло созвучие имени Сергея Эфрона с Орфеем — персонажем любимой ею античной мифологии[22].- из Википедии

*** -"Я буду ходить за вами, как собака" - из письма Марины Цветаевой мужу.


2. Беседую с ветром (Вероника Тышкевич, http://stihi.ru/avtor/frankar)

«Другие – с очами и с личиком светлым,
А я-то ночами беседую с ветром.»
(Марина Цветаева, «Другие – с очами и с личиком светлым…»)
* * *

В убогости света сквозь сильную проседь
беседую с ветром которую осень.
Ему доверяю все тайны, секреты,
и радуюсь крайне – вниманьем согрета.

И не одиноко уже, и не страшно,
что было так много, но всё – в дне вчерашнем.
Грядущее ж – смутно, мы в нём не моложе
и сиюминутно прощанье быть может.

А ветер-проказник, наслушавшись вдоволь
затейливых сказок и мыслей бредовых,
игрив и несдержан, порывами дразнит,
рождая тем в сердце блистательный праздник.


3. Когда пора всё изменить (Вероника Тышкевич, http://stihi.ru/avtor/frankar)

«Держала мама наши руки,
К нам заглянув на дно души.
О, этот час, канун разлуки,
О предзакатный час в Ouchy!»
(Марина Цветаева, «В Ouchy»)
* * *

Вот-вот простившись с бабьим летом,
объятым рдеющим огнём
в краю родном, дорога лентой
уйдёт за тонкий окоём.

Там – даль пленяет чем-то дивным,
надежды в ней, и оттого
не страшно ехать на чужбину,
оставив тесное родство.

Что значат поколений нити
и обустроенный уют,
когда пора всё изменить и
сейчас довериться чутью?

И пусть здесь дышится вольготно,
поддержка пращуров сильна,
но жажда – не транжирить годы, –
таланты проявить сполна.

...Держала мама руки наши,
заглядывая в глубь души ©.
Надежды сбудутся однажды?
Что уготовала нам жизнь?


4. Мысли о красоте поэзии (Год Нудельман, http://stihi.ru/avtor/goda)

«Стихи растут, как звёзды и как розы.»
(Марина Цветаева)
* * *

Стихи растут, как звёзды и как розы, ©
И в этом их божественная суть —
Сквозь радости, страдания и грозы
Стихи нам освещают жизни путь.

Стихи растут, питаясь нашей болью,
Восторгом и щемящею тоской,
Они спешат ворваться в жизнь с любовью
К тому, что скрыто тонкой пеленой.

Стихи растут, питаясь вдохновением,
Как дерево питается дождём,
Тогда они становятся явлением
Наполненным манящим волшебством.

Стихи растут из глубины сознанья,
Из тайников-укрытий для души,
Оправдано мученье созиданья,
Когда они, бесспорно, хороши.

Здесь мысли поэтической сияние
И мудрости веков приметный след.
А, коль к стихам приковано внимание,
То автор, безусловно, есть – ПОЭТ!

Его стихи — особое свершение,
В них тайна жизни, чудо из чудес.
И в каждом слове – космоса движение
И в каждой рифме — музыка небес.


5. *** (Анатолий Спирин2, http://stihi.ru/avtor/9536063889)

«Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы? «
(М. Цветаева)
* * *

Кто Я? Неужели не знаете вы?
Нет чувства единого духа ?
Однако, как вы в наблюденьях правы,
Ведь я , в самом деле, старуха.

Повсюду я с вами в успех и беду,
Для ближних юна и строптива,
Поступкам плохим оправданье найду,
Храню в вас запас позитива.

Учила с рожденья любви и добру,
Планида кидала нас в драки.
И больно бывало, и не "по нутру"
Нам были судьбы буераки.

Немало в телах в вашем мире жила,
Вы, кстати, далёко не первая
Пусть даже их жизнь скоротечной была
На всех поделила резервы я.

Я ваша душа, мой пожизненный друг,
Гарант гармоничного роста.
И если уж я вам привиделась вдруг,
Задумайтесь - всё не так просто.


6. Марина (Кузьмичева Анна, http://stihi.ru/avtor/annakutur)

«Ах, если бы и мне
Взглянув на звёзды знать, что там
И мне звезда зажглась
И улыбаться всем глазам,
Не опуская глаз!»
(Цветаева М. И., «Только девочка»)
* * *

Девочка-поэт душой открыто
Верила, - далёкая звезда
Ей зажглась. Слова искали ритма,
Рифмы - говорящие уста.

Девочка Марина в звёздном небе
Вечность усмотрела и стрелой
Музу пригвоздила вдохновенно,
Дух пронзив бессмертною строкой.

С именем морским, не зная смерти,
В волны окунув нетленность фраз,
Может улыбаться всем на свете
Искренне, не опуская глаз.


7. Елабуга (Гай Юльевич, http://stihi.ru/avtor/yuliewitch)

Кабы духом лишь святым
мы питались,
то при жизни бы Марин
не пытали бы.

Не ждала бы без рубля
ссылка-каторга.
Не манила бы петля
на Елабуге.

Не маячила б семья -
стать подельником.
Не светила бы статья
ей расстрельная.

Не писать-переводить -
в стол всё новое.
Что ж, пошла б посуду мыть
в лит-столовую.

Но узнает писчий люд -
КТО с посудою,
толки колкие пойдут
с пересудами.

Земь родная обрекла
быть отверженной.
Краше гибкая петля
той, в ком стержень был.

И не встал среди могил
крест над холмиком.
Серафим крылом укрыл -
и на облако.


8. Иду на ощупь (Вероника Тышкевич, http://stihi.ru/avtor/frankar)

«Виновен художник только в двух случаях: уже упомянутого отказа от вещи (в чью бы то ни было пользу) и в создании вещи нехудожественной. Здесь его малая ответственность кончается и начинается безмерная человеческая.»
(Марина Цветаева, «Искусство при свете совести»)
* * *
 
В витиеватой темноте
иду на ощупь.
Вот-вот свернуть туда бы, где
намного проще.

Какой резон себя сюда
влагать настолько,
когда в ответ – осколки льда
да кривотолки?

Не лучше ли сиять в лучах
опять и снова
и благосклонность прилучать
угодным словом?

Удобен и для всех хорош.
Респект освоен!
«Да только стоить будешь грош! –
пророчит совесть. –

С собой – в ладу быть, – упустив
то, что искомо?!
Да сей елейный позитив
пойдёт оскомой!»

...И я ныряю в непрогляд,
во мрак кромешный,
где только давящая мгла,
и, как насмешник
 
над необузданной судьбой,
иду на ощупь.
И путь прокладываю свой
в бытийной толще.




Свои комментарии, отзывы, пожелания можно оставлять в рецензиях под этой статьёй.

Берегите себя и своих близких!
До встречи!

С уважением,
Гай Юльевич и Вероника Тышкевич


__________
Иллюстрация из открытых источников сети Интернет – Марина Цветаева


Рецензии
С состоявшимся конкурсом и появлением новых стихов!
Впечатление о произошедшем – хотела написать «нескучно», но нет, всё-таки – ярко. Ярко – потому что цепляет, увлекает, рождает эмоции, мысли, догадки, предположения, хочется спорить, но остаться равнодушным невозможно.
Всегда интересно, как выбранная тема проигрывается в жизни, а тут – сама Цветаева! Поэтому, вчитываясь в выставленные стихи, нашу переписку – у кого какие мысли просятся быть высказанными – задавала себе вопросы: причём тут Марина? Могли ли схожие ситуации быть на её пути? Почему именно это сейчас озвучивается? И если проводить такие параллели, выходит интересно, но результаты «мини-исследования» пока и до мыслей не добрались – не говоря о словах)) Всё пока на уровне чутья. Но то, что у нас не обошлось без некоей мистики, очевидно. Это про два стиха – Анатолия и Гая Юльевича, чуть ниже уточню, что именно имею в виду.

Иосиф, «Роковые времена». Стих звучит мелодично и описывает конкретные события с нужными ссылками и пояснениями. То, что озвученное соответствует общедоступной информации – огромный плюс. Для меня очень важна достоверность стихов: эмоции – так настоящие, события – из жизни, интуиция – что отнекиваться, если есть о чём сказать? Все эти моменты делают стихи более ценными. Благодаря некоторым местам стиха, о которых слышала впервые, прочла ряд статей о взаимоотношениях супругов, чем расширила свой кругозор. Так что, всё на пользу!

Год, «Мысли о красоте поэзии»
Рада участию в очередном блице! И, конечно же, рада, что наша тема отозвалась, строчки Цветаевой зацепили, и появился стих. Повторю, озвученное ранее впечатление – //легко, образно, но и с философскими нотками.//

Анатолий, «Кто Я? Неужели не знаете вы?». Вот тут и первое удивление, даже лёгкий шок. Очень неожиданный ракурс темы. Такой взгляд интересен, оригинален, и очень понравились мысли, озвученные автором: //после прочтения стихов, у меня сформировалась такая версия существования "юной" бабушки.//, //Иосиф, извините за недосказанное. Конечно же я читал не только стихотворение, но и под историю его написания и другие подробности.//. Кто-то может с мыслями, изложенными в стихе, не согласиться, даже остаться в недоумении, но очень рада, что Анатолий не отмёл сходу идею, которая кому-то действительно могла показаться бредовой, а прислушался к своей интуиции! И тем более рада такой стих появился именно на конкурсе, посвященном Марине Цветаевой!

Анна, «Марина». Хоть стих и может показаться лёгким, даже невесомым, но это не так. В нём есть глубина. Но и манера написания очень – перенос одного или двух слов на новую строку, использование слов, кажущиеся резкими (но метких!) – //Музу пригвоздила// – напоминает Цветаевский слог. Но ведь и //пригвоздила вдохновенно// – ещё какой контрастный образ! И финал хорош. После прочтения ощущение, что сам покачался на волнах, одновременно спокойных, напевных, убаюкивающих и взрывных, и таящих полную непредсказуемость.

Гай Юльевич, «Елабуга». А вот это для меня – второе удивление проявления энергии Марины Цветаевой и самое сильно впечатлившее произведение. И можно говорить, что отношусь предвзято, но из песни слов не выкинешь. Важны эмоции и ощущения при чтении, важно и послевкусие. После того, как непонятный мне момент по «маячащей семье» был разрешён, эти строки стали одними из самых глубоких с почти осязаемым происходящим «за кадром». Более чем уверена, что шла подсказка, что здесь надо писать именно это, и Гай Юльевич сумел её уловить и верно трактовать – слишком объёмно строки воспринимаются, чтобы не поверить такой мысли. Потом начала читать стих по кругу, перечитывая почти на автомате, прочтений 20 прошло (согласитесь, что далеко не каждый стих хочется и второй раз прочесть!), вдруг катрен:
//Но узнает писчий люд -
КТО с посудою,
толки колкие пойдут
с пересудами.//
показался каким-то особенным, выделился своим содержанием из всех остальных и только после того, что в нём увидела, стих отпустил. А увидела то, что сегодня озвучила Иосифу, что вероятность, того, что уход Цветаевой был кому-то выгоден и своевременен, очень велика.
Про живое слово стиха уже писала в самом блице – // не знаю почему, но чем-то напоминает причитание плакальщиц. И оно звучит так, словно это происходит здесь, сейчас у тела.//
Вот и выходит, что произведение притягивает к себе своим содержанием и чем-то скрывающимся за ним, приковывающим внимание и не отпускающим. Очень рада, что такой стих появился на блице Марины Цветаевой, с удовольствием буду его периодически перечитывать.

Спасибо Марине Цветаевой, что её творчество настолько осязаемо, переживаемо, красиво и близко, что вновь и вновь вдохновляет на размышления, переживания, поиски и написание новых стихов!
Спасибо огромное авторам за стихи и активное участие в конкурсе, за подсказки, озвученные сомнения, поддержание творческой атмосферы!
Спасибо, что мы вместе!

Крепкого здоровья, вдохновения, любви и мирного неба над головой!

Вероника Тышкевич   13.10.2025 13:19     Заявить о нарушении
Вероника, вы очень подробно рассказали о том впечатлении и эмоциях, которые возникли у вас после прочтения конкурсных произведений. Повторюсь и подчеркну, что все стихи, попавшие в результате в итоги, стихи высокого уровня, благодаря конструктивной критике. Начну с себя. Благодаря вашей и Аниной критике появились
сноски, которые отправили читателя к первоисточникам, иначе многое из озвученного
в стихотворении было бы не ясно. Очень интересное стихотворение Анатолия превоначально рождало двусмыслие, которое он ликвидировал при корректировке. Правила после замечаний и Анна. Стихотворение Гая Юльевича было выложено почти под занавес, так что замечание ему успели написать только вы, а он по обыкновению
не стал ничего исправлять.Мои же замечания к его стихотворению появились только в
итогах.

Иосиф Бобровицкий   13.10.2025 16:45   Заявить о нарушении
Подытоживаю. От плодотворного общения в блице остались в выигрыше и авторы, и читатель. Ура!)))

Вероника Тышкевич   13.10.2025 18:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.