Мандала защитников Дхармы Вьетнам
В «Йога-Васиштхе» "демон" (индуистская "божественная" уничижительная трактовка термина "асура", "полубог") Самбара — символический персонаж, представляющий собой состояние ума, затянутого в иллюзию и гнев, но способного к пробуждению через прямое осознание своей природы.
Вот суть его истории и философский смысл:
Самбара был могущественным асурой, мастером иллюзий (майя-вин), который сражался против лживых богов. Он обладал огромными силами ума, но использовал их ради контроля и разрушения. Он владел «майической йогой» — искусством создавать миры, формы и видимости, но сам стал пленником созданных им иллюзий.
Когда он столкнулся с мудрецом Васиштхой (в одном из видений), тот показал ему природу его собственного сознания: «Ты борешься не с богами, Самбара, а со своим отражением. Всё, что ты уничтожаешь, — твоя же мысль.»
Поняв это, асура начал видеть, что и боги, и он сам — проявления одного ума (чит).
Самбара стал созерцать собственную ярость как энергию пустоты.
Он осознал, что иллюзии не нужно уничтожать — их нужно видеть насквозь.
Когда его ярость растворилась в чистом сознании, он стал дживанмуктой (освобождённым при жизни).
Так Царь Асуров ("демон" на греческом - "душа"!) стал мудрецом, не отказавшись от силы, но превратив её в свет осознанности.
Космологический уровень: Асура, побеждающий "богов". Сила эго и разума, оспаривающая статус-кво.
Йогический уровень: Повелитель иллюзий. Способность ума творить и разрушать миры.
Духовный уровень: Освобождённый "демон". Превращение гнева и неведения в джняну (мудрость).
Позднее образ Самбары трансформировался в фигуру Чакрасамвары (санскр. — «Совершенное Единство Колеса»), гневного Будды, олицетворяющего именно этот процесс — превращение разрушительных страстей в путь освобождения.
Так Самбара, "демон иллюзий", стал архетипом "алмазного пробуждения" через хаос, аналогом Херуки или Ваджрахеруки в тибетской традиции.
В Тибете он известен как Дордже Херука,
В Непале — Chakrasamvara Heruka,
В Китае и Вьетнаме — Ким Кыым ХелАука.
Во Вьетнаме эпохи Ли–Чан (12-14 вв.) буддизм и даосизм уже синтезированы:
традиция Чук Лам развивает медитативный Тхиен (дзэн), основанный на тантрической символике (микрокосмос, дыхание, внутренняя алхимия).
В это время Ким Кыым ХеЛАуКа («Алмазный Херука», хан-вьет) появляется как тантрическая мандала просветления через разрушение иллюзий.
Вьетнамский "Ким Кыым"(Ваджра) — “Алмаз, неразрушимое, молния” - символ недвойственной Мудрости.
Хе ЛАу Ка (Heruka) — “Пожиратель крови” - выражение активности Пустоты.
Он — единый архетип: синий, с тремя лицами и шести руками, обнимающий Мудрость (Праджняпарамита, она же Ваджраварахи).
Ким Кыым ХелАука - это не имя отдельного божества, а обозначение класса: гневная форма, воплощающая энергию Алмаза (Молнии).
В эпоху Ли–Чан эта форма понималась не как внешнее божество, а как внутренний архетип — "алмазное сознание, разрушающее иллюзию-майю".
Школа "Чиу Минь Фат хок Фай" ("Секта Просветлённого Ума Будды") трактовала Heruka как огонь осознания (минь), сжигающий “теневые оболочки сознания”.
-----------------------------------------------------
3. Кто такой La Hаu - Раху?
В буддийской и индуистской космологии:
Раху (La Hаu, вьет.) — Царь Асуров, "демон-затмитель", глотающий солнце и луну. Его история - поразительно схожа с историей Царя Асуров Самбары: он также в ходе битвы с лживыми "богами" достиг сначала бессмертия - а затем встретился с Буддой и, отбросив свои последние иллюзии о существовании чего-бы-то ни было кроме собственной безличной Сути, достиг Освобождения.
В эзотерическом буддизме (особенно в Ваджраяне) — это Дхармапала, защитник Дхармы, символ силы, поглощающей заблуждения.
В народном вьетнамском и тайском контексте — La Hаu (ЛахАу, в Тае - ЛахУ) стал покровителем «затмений судьбы» и очищения кармы через страдания.
Он — не аспект Ваджрадхары, но выполняет функцию защиты Дхармы, аналогичную гневным формам Херуки и также является разрушителем иллюзий.
-----------------------------------------------------------
Сопоставление символики.
Аспект:
а) Ким Кыым ХеЛАуКа (Ваджрахерука): гневная форма Ваджрадхары / Самбары.
б) La Hаu (Раху): Царь Асуров, Властелин затмений, ставший просветлённым защитником Дхармы.
Оба действуют через разрушение иллюзий.
Энергия: у Херука - Алмазная мудрость (Ваджра-джняна). Раху - Космическая тень, поглощающая "свет невежества".
Херука — активное просветление. Раху — "очищающий мрак".
Херука разрушает двойственность, трансформирует страсть в мудрость. Раху же поглощает нечистые влияния, тем самым защищая Дхарму от деградации.
Оба — очищающие силы.
Херука - прямое проявление Ваджрадхары в гневном аспекте. Раху же - косвенное, как мирская форма охранителя Закона. Это разные уровни одного принципа защиты.
В традиции Ли–Чан Херука - медитативный архетип Пустоты в действии, а Раху - астрологический и ритуальный защитник практикующего. Это - взаимодополняющие силы: внутренний и внешний защитник.
Символическое различие: Ваджрахерука — путь сознательного разрушения иллюзий: мастер осознанно сжигает привязанности, как Херука танцует на трупе эго.
А Раху — путь очищения через испытание и тьму: он пожирает "свет", чтобы очистить мир от ложного света невежества.
Оба — проявления одного Закона: "Пустота очищает форму — через гнев, через тьму, через молнию." Оба - проявления принципа гневного сострадания, очищающего иллюзии и охраняющего Закон.
Можно ли сказать, что оба — выражения Ваджрадхары / Самбары? В символическом смысле — да. Оба представляют энергию Алмазного Сознания, действующую на разных планах (духовном и мирском).
Lien no sinh tu tam chan that,
Nga man cung nguoi doi thoai vo ngon.
Гневный лотос рождается из истинного сердца*,
Гордость моя безмолвно говорит с тобою**.
*Гнев здесь — сила пробуждения, «no» в буддийских текстах — сострадательный гнев.
**Отсылка к практике «бессказанного учения», учение без слов.
Вот как выглядела бы вьетнамская эзотерическая мандала эпохи Ли–Чан, где соединяются даосские, буддийские и тантрические образы — в духе школ Чук Лам и Чиу Минь. Она отображает внутренний космос практикующего (не внешних богов, а силы сознания).
МАНДАЛА "Ким Кыым Хе ЛАуКа — “АЛМАЗНОЕ СЕРДЦЕ СОЗНАНИЯ”
ЦЕНТР (Чум Там) - Ваджрадхара (Фат Ким Кыым Чи)
Цвет: тёмно-синий, сияющий алмазный свет.
Мудра: Дхармачакра (колесо Учения).
Смысл: источник всех форм — Пустота как осознание.
Он — «тихий корень» всех гневных и мирных форм.
Центр — это сердце просветления, где пустота и сострадание неделимы.
ЮГ (Фыым Нам) - Ким Кыым ХеЛауКа (Ваджрахерука)
Цвет: огненно-красный.
Олицетворяет: разрушение иллюзий и уз страсти.
Атрибуты: трёхликий, шестиоружный, обнимает Праджняпарамиту.
Мантра: Ом Ваджра Херука Хум Фат!
Даосская параллель: Огненный тигр, внутренний ян-огонь кундалини.
Южное направление — Путь Огня, очищение через ясность.
СЕВЕР (Фыым Бак)
Ла Хау (Раху) — Защитник Дхармы
Цвет: чёрно-фиолетовый, сияние затмения.
Символ: глотает Солнце — поглощает ложное эго.
Атрибут: полулунное пламя и диск.
Функция: защитник от кармических помрачений, хранитель медитативной тьмы.
Даосская параллель: Тёмная Вода, Инь-защитник, поглощающий "свет лжи".
Север — направление Тайны, место растворения формы в Пустоте.
ВОСТОК (Фыым Дом)
ВаджраСаттва(Ким Кыым Тат Доа)
Цвет: белый.
Символ: очищение, обет, искренность.
Функция: очищает карму и ошибки речи.
Даосская параллель: Дыхание Нефрита, Истина Духа.
Восток — восход сознания, пробуждение чистоты.
ЗАПАД (Фыым Тай)
Амитабха (А Ди Да)
Цвет: пурпурно-золотой.
Символ: Свет Сострадания.
Функция: растворение желания и страха.
В связке с Heruka — представляет свет после разрушения иллюзий.
Запад — возвращение света, соединение мудрости и любви.
ЧЕТЫРЕ УГЛА (Ты Гок):
Юго-восток: Ямантака (Дай Уй Дык Минь Выым). Огонь. Молния разрушения демона ума.
Юго-запад: Хаягрива (Ма Дау Минь Выым). Воздух. Конь дыхания, чистое движение Ци.
Северо-восток: Махакала (Дай Хак Тхиен). Земля. Поглотитель времени.
Северо-запад: Кубера (Ти Са Мон). Вода. Сохраняющий изобилие мудрости.
ВНЕШНИЙ КРУГ
Чиу Минь (Чиу Минь Фат Хок Фай) — «Свет Прояснения»: не божество, а поле сознания, окружающее мандалу. Символ света Пустоты, где гнев, тьма и сострадание сливаются. Здесь соединяются три силы: Минь — свет мудрости, Чиу — отражение Дао, Фай — поток передачи.
Это пространство «осознанного сна» — когда практикующий пребывает в Пустоте, где нет различия между Херукой и Раху.
Рассмотрим ИТОГОВОЕ СООТВЕТСТВИЕ Ваджрахерука (ВХ) и Ла Хау (Раху).
План: ВХ - Внутренний, тантрический.
Раху - Внешний, астральный.
Общее ядро: Энергия очищения.
Сила:
ВХ - Разрушает страсти
Раху - Поглощает омрачения
Общее ядро: Сохранение Дхармы
Уровень:
ВХ - Йогический (сансара как мандала)
Раху - Космический (планетарная тьма)
Общее ядро: Действие Пустоты
Символ:
ВХ - Алмазное пламя
Раху - Затмение
Общее ядро: Разрушение иллюзий
Связь с Ваджрадхарой:
ВХ - Прямое проявление
Раху - Тень проявления
Оба — аспекты Алмазного Сознания.
----------------------------------------------------------
Освободители
Нет "богов" - есть Защитники наши,
Свет Закона и Дхармы несут.
Не дадут не мацы и не каши -
А дадут они праведный Суд.
И хотя они родом с Востока -
Так Восток-то поди ж, тоже Русь.
И буряты воюют жестоко,
И тувинцы врагам садят грусть,
И калмыки - ребята не слабы,
О корейцах - уж что говорить...
И бегут нечестивцы, как бабы -
Чтобы жизни свои сохранить.
Умаляем нечистые орды -
Воплощая буддийский Закон.
И пускай нас зовут "злые орки" -
Это Асуров суть испокон.
Мы страшны и ужасно жестоки
Лишь для тех, кто темнее умом.
А на деле же мы - светлооки
И несём очистительный гром
Вместе с молнией, вместе с Затменьем -
Заставляя врагов трепетать.
И являем мы миру знаменья,
Заставляя их "солнце"* завять.
И Самвара и Раху - всесильны,
И всегда побеждают они.
И развеется глупость могильным
Прахом над перекройкой Земли.
* Коловрат — "древний славянский символ солнца и жизни", который в настоящее время был взят в пользование рядом украинских националистических групп как знак национальной идентичности и сопротивления. Одновременно символ "суасти" имеет древнейшую индо-арья-буддийскую историю - с тех времён, когда ни славян, ни тем более "германцев" в помине не было...
Но самое забавное - в том, что санскритское слово "суасти" никакого отношения к слову "солнце" не имеет: оно означает "благо". Русский извод от древнего общего корня - "суть есть", "су асти"... ТО, что является Сутью внутри "наблюдателя", вращающее небо и землю.
"Но на Запад, на Запад ползет батальон
Чтобы солнце взошло на Востоке..."
("Мы вращаем землю" - В.С. Высоцкий)
Фраза "Майтрейя придёт с Востока" отражает распространённое в буддизме представление о Майтрее, бодхисаттве и будущем Будде, который появится в конце времен, чтобы принести Учение и достичь просветления. Это отражает восточное происхождение буддизма и то, что Майтрея появится в одном из восточных регионов мира, способствуя наступлению эры процветания и блаженства. И придёт он - на Запад, ибо как упомянуто, "Запад — возвращение света, соединение мудрости и любви".
Свидетельство о публикации №125100803071