3. Мандала Защитников Дхармы
В «Йога-Васиштхе» "демон" (индуистская "божественная" уничижительная трактовка термина "асура", "полубог") Самбара — символический персонаж, представляющий собой состояние ума, затянутого в иллюзию и гнев, но способного к пробуждению через прямое осознание своей природы.
Вот суть его истории и философский смысл:
Самбара был могущественным асурой, мастером иллюзий (майя-вин), который сражался против лживых богов. Он обладал огромными силами ума, но использовал их ради контроля и разрушения. Он владел «майической йогой» — искусством создавать миры, формы и видимости, но сам стал пленником созданных им иллюзий.
Когда он столкнулся с мудрецом Васиштхой (в одном из видений), тот показал ему природу его собственного сознания: «Ты борешься не с богами, Самбара, а со своим отражением. Всё, что ты уничтожаешь, — твоя же мысль.»
Поняв это, асура начал видеть, что и боги, и он сам — проявления одного ума (чит).
Самбара стал созерцать собственную ярость как энергию пустоты.
Он осознал, что иллюзии не нужно уничтожать — их нужно видеть насквозь.
Когда его ярость растворилась в чистом сознании, он стал дживанмуктой (освобождённым при жизни).
Так Царь Асуров ("демон" на греческом - "душа"!) стал мудрецом, не отказавшись от силы, но превратив её в свет осознанности.
Отметим - он-то достиг Освобождения, а "боги" так и остались не более чем "омрачениями", плодами иллюзии.
Космологический уровень: Асура, побеждающий "богов". Сила истинного "Я" и разума, оспаривающего "видимое статус-кво".
Йогический уровень: Повелитель иллюзий. Способность ума творить и разрушать миры.
Духовный уровень: Освобождённый "демон". Превращение гнева и неведения в джняну (мудрость).
Позднее образ Самбары трансформировался в фигуру Чакрасамвары (санскр. — «Совершенное Единство Колеса»), гневного Будды, олицетворяющего именно этот процесс — превращение разрушительных страстей в путь освобождения.
Так Самбара, "демон иллюзий", стал архетипом "алмазного пробуждения" через хаос, аналогом Херуки или Ваджрахеруки в тибетской традиции.
В Тибете он известен как Дордже Херука,
В Непале — Chakrasamvara Heruka,
В Китае и Вьетнаме — Ким Кыым ХелАука.
Рассмотрим малоизвестное дальневосточное вИдение вопроса Защитников, его связь с Каббалой и адвайтой.
"Так я слышал. Однажды Будда пребывал в городе царской обители, на горе Гридхракута с собранием великих бхикшу. Было четыре царя-асуры – царь-асура Бали, царь-асура Кхараскандха*, царь-асура Вемачитри*, царь-асура Раху, каждый с несколькими сотнями тысяч сопровождающих..." (Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Глава I.)
----------------------------------------------------------
Во Вьетнаме эпохи Ли–Чан (12-14 вв.) буддизм и даосизм уже синтезированы:
традиция Чук Лам развивает медитативный Тхиен (дзэн), основанный на тантрической символике (микрокосмос, дыхание, внутренняя алхимия).
Именно в это время Ким Кыым ХеЛАуКа («Алмазный Херука», "Молниеносный" - на хан-вьет) появляется как тантрическая мандала просветления через разрушение иллюзий - символ недвойственной Мудрости. Его имя - не имя отдельного божества, а обозначение класса: гневная форма, воплощающая энергию.
Хе ЛАу Ка — "Пожиратель крови" - выражение активности Пустоты.
Он — единый архетип: синий, с тремя лицами и шести руками, обнимающий Мудрость (Праджняпарамита, она же Ваджраварахи в гневной форме).
В эпоху Ли–Чан эта форма понималась а как внутренний архетип — "алмазное сознание, разрушающее иллюзию-майю".
Школа "Чиу Минь Фат хок Фай" ("Секта Просветлённого Ума Будды") трактовала Heruka как огонь осознания (минь), сжигающий “теневые оболочки сознания”.
-----------------------------------------------------
3. Кто такой La Hаu - Раху?
В буддийской и индуистской космологии:
Раху (La Hаu, вьет.) — Царь Асуров, "демон-затмитель", глотающий солнце и луну. Его история - поразительно схожа с историей Царя Асуров Самбары: он также в ходе битвы с лживыми "богами" достиг сначала бессмертия - а затем встретился с Буддой и, отбросив свои последние иллюзии о существовании чего бы то ни было, кроме собственной безличной Сути, достиг Освобождения.
В эзотерическом буддизме (особенно в Ваджраяне) — это Дхармапала, защитник Дхармы, символ силы, поглощающей заблуждения.
В народном вьетнамском и тайском контексте — La Hаu (ЛахАу, в Тае - ЛахУ) стал покровителем «затмений судьбы» и очищения кармы через страдания. Он — не аспект Ваджрадхары, но выполняет функцию защиты Дхармы, аналогичную гневным формам Херуки и также является разрушителем иллюзий.
-----------------------------------------------------------
Сопоставление символики.
Аспект:
а) Ким Кыым ХеЛАуКа (Ваджрахерука): гневная форма Ваджрадхары ("Властелина молнии").
б) La Hаu (Раху): Царь Асуров, Властелин затмений, ставший просветлённым защитником Дхармы.
Оба действуют через разрушение иллюзий.
Энергия: у Херука - Алмазная мудрость (Ваджра-джняна). Раху - Космическая тень, поглощающая "свет невежества".
Херука — "активное просветление". Раху — "очищающий мрак".
Херука разрушает двойственность, трансформирует страсть в мудрость. Раху же поглощает нечистые влияния, тем самым защищая Дхарму от деградации.
Оба — очищающие силы.
Херука - прямое проявление Ваджрадхары в гневном аспекте. Раху же - косвенное, как мирская форма охранителя Закона. Это разные уровни одного принципа защиты.
В традиции Ли–Чан Херука - медитативный архетип Пустоты в действии, а Раху - астрологический и ритуальный защитник практикующего. Это - взаимодополняющие силы: внутренний и внешний защитник.
Символическое различие: Ваджрахерука — путь сознательного разрушения иллюзий: мастер осознанно сжигает привязанности, как Херука танцует на трупе эго.
А Раху — путь очищения через испытание и тьму: он пожирает "свет", чтобы очистить мир от ложного "света" невежества.
Оба — проявления одного Закона: "Пустота очищает форму — через гнев, через тьму, через молнию." Оба - проявления принципа гневного сострадания, очищающего иллюзии и охраняющего Закон.
Можно ли сказать, что оба — выражения Ваджрадхары? В символическом смысле — да. Оба представляют энергию Алмазного Сознания, действующую на разных планах (духовном и мирском).
Lien no sinh tu tam chan that,
Nga man cung nguoi doi thoai vo ngon.
Гневный лотос рождается из истинного сердца*,
Гордость моя безмолвно говорит с тобою**.
*Гнев здесь — сила пробуждения, «no» в буддийских текстах — сострадательный гнев.
**Отсылка к практике «бессказанного учения», учение без слов.
Вот как выглядела бы вьетнамская эзотерическая мандала эпохи Ли–Чан, где соединяются даосские, буддийские и тантрические образы — в духе школ Чук Лам и Чиу Минь. Она отображает внутренний космос практикующего (не внешних богов, а силы сознания).
МАНДАЛА "Ким Кыым Хе ЛАуКа — “АЛМАЗНОЕ СЕРДЦЕ СОЗНАНИЯ”
ЦЕНТР (Чум Там) - Ваджрадхара (Фат Ким Кыым Чи)
Цвет: тёмно-синий, сияющий алмазный свет.
Мудра: Дхармачакра (колесо Учения).
Смысл: источник всех форм — Пустота как осознание.
Он — «тихий корень» всех гневных и мирных форм.
Центр — это сердце просветления, где пустота и сострадание неделимы.
ЮГ (Фыым Нам) - Ким Кыым ХеЛауКа (Ваджрахерука)
Цвет: огненно-красный.
Олицетворяет: разрушение иллюзий и уз страсти.
Атрибуты: трёхликий, шестиоружный, обнимает Праджняпарамиту.
Мантра: Ом Ваджра Херука Хум Фат!
Даосская параллель: Огненный тигр, внутренний ян-огонь кундалини.
Южное направление — Путь Огня, очищение через ясность.
СЕВЕР (Фыым Бак)
Ла Хау (Раху) — Защитник Дхармы
Цвет: чёрно-фиолетовый, сияние затмения.
Символ: глотает Солнце — поглощает ложное эго.
Атрибут: полулунное пламя и диск.
Функция: защитник от кармических помрачений, хранитель медитативной тьмы.
Даосская параллель: Тёмная Вода, Инь-защитник, поглощающий "свет лжи".
"Видно, Демон тебя целовал
В красный рот, тихо плавясь от зноя,
И лица беспокойный овал
Гладил бархатной темной рукою.
Если можешь - беги, рассекая круги.
Только чувствуй себя обреченной...
Стоит солнцу зайти - вот и Я
Стану вмиг фиолетово-черным.
Фиолетово-фиолетово-черный,
Фиолетово-фиолетово-черный...
Да, сегодня позволено все,
Что крушишь себя так увлеченно.
Видишь, я над тобою кружу.
Это Я - фиолетово-черный..."
(группа "Пикник")
Север — направление Тайны, место растворения формы в Пустоте.
ВОСТОК (Фыым Дом)
ВаджраСаттва(Ким Кыым Тат Доа)
Цвет: белый.
Символ: очищение, обет, искренность.
Функция: очищает карму и ошибки речи.
Даосская параллель: Дыхание Нефрита, Истина Духа.
Восток — восход сознания, пробуждение чистоты.
ЗАПАД (Фыым Тай)
Амитабха (А Ди Да)
Цвет: пурпурно-золотой.
Символ: Свет Сострадания.
Функция: растворение желания и страха.
В связке с Херука — представляет свет после разрушения иллюзий.
Запад — возвращение света, соединение мудрости и любви.
ЧЕТЫРЕ УГЛА (Ты Гок):
Юго-восток: Ямантака (Дай Уй Дык Минь Выым). Огонь. Молния разрушения демона ума.
Юго-запад: Хаягрива (Ма Дау Минь Выым). Воздух. Конь дыхания, чистое движение Ци.
Северо-восток: Махакала (Дай Хак Тхиен). Земля. Поглотитель времени.
Северо-запад: Кубера (Ти Са Мон). Вода. Сохраняющий изобилие мудрости.
ВНЕШНИЙ КРУГ
Чиу Минь (Чиу Минь Фат Хок Фай) — «Свет Прояснения»: не божество, а поле сознания, окружающее мандалу. Символ света Пустоты, где гнев, тьма и сострадание сливаются. Здесь соединяются три силы: Минь — свет мудрости, Чиу — отражение Дао, Фай — поток передачи.
Это пространство «осознанного сна» — когда практикующий пребывает в Пустоте, где нет различия между Херукой и Раху.
Рассмотрим ИТОГОВОЕ СООТВЕТСТВИЕ Ваджрахерука (ВХ) и Ла Хау (Раху).
План: ВХ - Внутренний, тантрический.
Раху - Внешний, астральный.
Общее ядро: Энергия очищения.
Сила:
ВХ - Разрушает страсти
Раху - Поглощает омрачения
Общее ядро: Сохранение Дхармы
Уровень:
ВХ - Йогический (сансара как мандала)
Раху - Космический (планетарная тьма)
Общее ядро: Действие Пустоты
Символ:
ВХ - Алмазное пламя
Раху - Затмение
Общее ядро: Разрушение иллюзий
Связь с Ваджрадхарой:
ВХ - Прямое проявление
Раху - Тень проявления
Оба — аспекты Алмазного Сознания.
----------------------------------------------------------
Оба Защитника помогают оСВОбодиться, разрушив все ограничения - а, как выразился один известный политический лидер, "Россия границ не имеет"...
О-СВО-бодители
Нет "богов" - есть Защитники наши,
Свет Закона и Дхармы несут.
Не дадут не мацы и не каши -
А дадут они праведный Суд.
И хотя они родом с Востока -
Так Восток-то поди ж, тоже Русь.
И буряты воюют жестоко,
И тувинцы врагам садят грусть,
И калмыки - ребята не слабы,
О корейцах - уж что говорить...
Омраченья отходят, как крабы -
Чтобы "самость" свою сохранить.
Клеши-клешни свои растопыря,
Полчища уползают, как Зло.
Наступает Закон, "бога" тыря* -
Беспощадно сверкая жезлом.
Умаляем нечистые орды -
Воплощая буддийский Закон.
И пускай нас зовут "злые орки" -
Это Асуров суть испокон.
Мы страшны и ужасно жестоки
Лишь для тех, кто темнее умом.
А на деле же мы - светлооки
И несём очистительный гром
Вместе с молнией, вместе с Затменьем -
Заставляя врагов трепетать.
И являем мы миру знаменья,
Заставляя их "солнце"** завять.
И Самвара и Раху - всесильны,
И всегда побеждают они.
И развеется глупость могильным
Прахом над перекройкой Земли.
*Слово "тырить" в современном просторечии означает
красть, воровать, захватывать. (Имя "Раху" означает "Захватчик".)
В древнерусском языке (и жаргоне) это слово имело другие значение: "быстро идти" или "бить".
"Чтобы "самость" свою сохранить..." - бесполезное дело. Цитата:
Оппонент: "Самость есть - так должно быть! [Ответ Нагарджуны]: - Нет никакой ни самости, ни несамости, ни самостийности. И несамости одновременно, ни ничего другого в том же роде..."
(Семьдесят строф о пустотности", Арья Нагарджуна)
**Коловрат — "древний славянский символ солнца и жизни", который в настоящее время был взят в пользование рядом националистических групп как знак национальной идентичности и "сопротивления". Одновременно символ "суасти" имеет древнейшую индо-арья-буддийскую историю - с тех времён, когда ни славян, ни тем более "германцев" в помине не было...
Слово "эльфы" производное от ивритского "эль" - "бог", а слово "орки" - производное от слова "ор" - "Свет". Слово "бог" - это обозначение некоей индивидуальности, а слово "свет" обозначает физическое явление, энергию, факт.
В Книге АРИ "Древо Жизни" так и написано, рассмотрим этот прекрасный стих:
"Знай: до начала "творения" - был лишь высший, все собой заполняющий свет.
И не было свободного незаполненного пространства -
Лишь бесконечный, ровный свет все собой заливал."
И когда решил Он сотворить миры и создания, их населяющие,
Этим раскрыв совершенство Свое,
Что явилось причиной творения миров,
Сократил себя Он в точке центральной своей..."
Этим и стал этот Свет - чувством "Я", "самостью".
До начала "творенья" был Демон (в переводе с греческого - "Душа"). Эта строка взята из поэмы Михаила Лермонтова "Демон", которая описывает последующее "вселенское противостояние добра и зла". В начале поэмы сказано, что до своего "падения и изгнания из рая" Демон был «чистым херувимом», познающим мир и верящим в "благие дни творения". А ничего хорошего от "творения", как видим, не произошло - а произошли войны, болезни, старость и смерть.
А что такое "херувим" в переводе?
Этимология слова "керув" связана с арамейским корнем, означающим "бык" или "сильное существо", так как херувимы в древних текстах описываются с чертами быка, льва, орла — символами силы и охраны. На ассирийском же это слово связано с понятием "быть рядом", "защищать" или "благословлять". Охранник, Защитник.
В Книге Бытия херувимы описаны как стражи с пламенным мечом, охраняющие путь к древу жизни. Этот образ воплощает идею хранителей духовного порядка и силы.
Мы ведь начали о буддийских Защитниках Дхармы, не так ли? А "пламенный меч" - это типа молния?
"И сжался свет и удалился...
И вот после сжатия этого в центре заполненного светом пространства
Образовалась круглая пустота - лишь тогда
Появилось место, где могут
создания и творения существовать..."
То есть именно в сознании Демона (Асура) и появились... "другие", помимо Него - в том числе и "боги", Элохим (сущ.,множ.число от "Эль", "Высший"). Множество! Которые начали "творить", а затем и воевать с ним Самим.
Таким образом, Демон был изначально "чистым и светлым архангелом", у которого "отняли счастье и познание совершенства".
Кто отнял? Его собственные ментальные проекции, вызванные появлением Я-мысли. В Каббале это называется "разбиением сосуда в мирах Тоху и Боху" ("мир Без Форм" и "Мир Хаоса"). Разбиением Одного на "множество". В медицине это называется "шизофрения" - "расщепление Души".
И потому несчастный Демон, до тех пор пока не осознает себя как великую Пустоту -
"...так удален от Бесконечного* - далее всех миров,
И потому материально так окончательно низок -
Ведь внутри окружностей всех находится он -
В самом центре зияющей пустоты..."
Вот тут смешно: какой может быть "конец" в полном отсутствии всякого присутствия "начала" в Пустоте сознания?.. От Безначального он удалён, а не от "бесконечного". Бес конечный...
Сфира Кетер — «Венец»: божественная "воля к творению" Еврейское "божественное имя" Йуд Хэй Вав Хэй" - «Эхейе Ашер Эхейе» - означает «Буду, который буду». Но для Света времени - нет, время - понятие относительное 9когда есть субьект и объект, а все субъекты-объекты Вселенной бренны). Так какое же может быть "буду" - в Вечности и Безначальности?
А коли нет такой мысли - значит, есть лишь Будда. Никаких иллюзий, никаких проблем.
--------------------------------------
Рассмотрим теперь знаменитый источник адвайта-веданты.
Йога Васиштха:
"Есть такое бесконечное пространство, заполненное чистым сознанием. В нем множество миров плавают как мельчайшие частицы. В этом пространстве возникло космическое существо, осознающее себя как таковое. Это существо воспринимает свой собственный свет также как ты видишь предмет в своем сне. От этих ощущений появились разные чувства и органы, им соответствующие, которые вместе формируют тело. Эти органы чувств воспринимают соответствующие восприятия объектов, а эти объекты становятся миром.
В этом мире возникло существо Асура, демон."
(Асура - невоплощённая сущность Первостихии - Огня. На иврите "асур" - это "нельзя", потому что ЖИДкость Огонь испаряет. Как например, Земля - "голубая планета" с трямя четвертями покрывающей её воды будет в финале поглощена огнём светила.)
"Он был очень горд своей мощью."
("Ас у Ра" - это "Аз есмь Ра!" - но это пока не "Я есть", не уплотнённое. Ас УРа. В аккадском и шумерском языках "Ур" означает "Великий". На иврите "Свет" - "Ор". Теперь понятен смысл «А роза упала на лапу Азора» — однострочного палиндрома, один из наиболее известных русских палиндромов Конечно, речь о "Розе" этого мира. О Лотосе, в котором Драгоценность: "ом мани падме хум"...)
"Однажды он уничтожил жилище мудреца, который его за это проклял: "Ты это сделал только потому, что горд своей силой. Когда ты умрешь, ты станешь комаром". Пламя этого проклятия превратило Асуру в пепел."
(Мудрец — это и есть безначальное бестелесное безличное космическое Сознание.)
"Он стал невоплощенной индивидуальностью, как разум человека без сознания. Он стал единым с физическим пространством. Потом он стал единым с ветром в этом пространстве. Этот ветер – жизненная сила. Асура потом проснулся как живое существо и начал получать энергию, воду и т.д. и постепенно начал вибрировать как индивидуальность. В нём возникло осознавание себя как личности, также как семя прорастает в подходящих условиях. В этом осознании было заложено проклятие мудреца..."
И тут самое время вспомнить о восстании и борьбе асуров против лживых "богов", обманом сбросивших их с вершины горы Меру. Первоисточником информации о борьбе асуров и богов ("суров" - отсюда слово "Сурья", "солнце"!) в индуизме являются древнеиндийские эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также ведические тексты и Пураны. В них описываются многочисленные конфликты между двумя группами существ: асурами, которые являются антибогами, и "сурами", которые считаются "богами".
Когда же прекращается эта битва? А тогда, когда Самбара, Раху и читающий это встречается с мудрецом, объясняющим его ошибку: "Дружок, вокруг себя - Никто. И меня - тоже нет, это плод иллюзии. Что бы ни появилось в сознании и каким бы оно ни казалось и на какое бы время, оно кажется существующим благодаря присущей сознанию силе. Потому, как в глазах человека с дефективным зрением «ворсинки» плавают в пространстве, так эта земля и все остальное, включая "меня", "богов" и злодеев, существуют лишь в сознании."
Но самое забавное - в том, что санскритское слово "суасти" никакого отношения к слову "солнце" не имеет: оно означает "благо". Русский извод от древнего общего корня - "суть есть", "су асти"... ТО, что является Сутью внутри "наблюдателя", вращающей небо и землю.
А пока не произошла встреча с мудрецом...
"Но на Запад, на Запад ползет батальон
Чтобы солнце взошло на Востоке..."
("Мы вращаем землю" - В.С. Высоцкий)
Фраза "Майтрейя придёт с Востока" отражает распространённое в буддизме представление о Майтрее, бодхисаттве и будущем Будде, который появится в конце времен, чтобы принести Учение и достичь просветления. Это отражает восточное происхождение буддизма и то, что Майтрея появится в одном из восточных регионов мира, способствуя наступлению эры процветания и блаженства. И придёт он - на Запад, ибо как упомянуто, "Запад — возвращение света, соединение мудрости и любви".
Бодхисаттва Авалокитешвара (тиб.Ченрезиг, букв. – "Видящий Бог") некогда дал великий обет, спасти от пут сансары всех живых существ. На протяжении многих эпох бодхисаттва Авалокитешвара трудился для того, чтобы все существа вышли из колеса перевоплощений. Однако он увидел, что страдания в мире не уменьшаются, и это потрясло его так, что его голова раскололась на тысячу кусков. Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрадхара собрали эти куски воедино, сделав из них десять голов, а сверху будда Амитабха добавил собственную голову, посоветовав при этом бодхисаттве избрать другой путь для достижения благой цели. И тогда возникла гневная ипостась Авалокитешвары – Махакала*, борющийся против негативных сил состраданием и разрушающий препятствия на праведном пути. Голова Махакалы венчает девять милостивых ликов Авалокитешвары, в такой форме Великий Сострадающий стал очень мощным.
*Махакала - «Великий Чёрный» или «Великое Время/Смерть». Это имя, которое также может быть переведено как «Защитник».
"...Будда сказал Субхути: "У доброго мужа или доброй женщины, возымевших мысли об аннутарасамьяк-самбодхи, должна родиться такая мысль: "Я должен привести в уничтожение все существа. После же уничтожения живых существ - в действительности ни одно существо не бывает уничтожено". И по какой причине? Если у бодхисаттвы есть образ "Я", образ "человек", образ "существо", образ "долгожитель", то он не является бодхисаттвой."
Этот отрывок из "Алмазной Сутры" отражает ее ключевой буддийский принцип — отсутствие самобытия и иллюзорность всех феноменов, включая "существа". Суть Алмазной сутры заключается в понимании Пустоты, согласно которой все вещи и существа не имеют постоянной, независимой сущности и не могут быть уничтожены в истинном смысле, поскольку изначально не имеют бытия.
(продолжение здесь http://stihi.ru/2025/10/14/1590)
Свидетельство о публикации №125100803071
- Видишь суслика?
- Нет.
- А он - есть!
(К.ф. "ДМБ")
Некоторые буддисты с недоумением воспримут данный текст: как же, тут вроде как воспевается уничтожение живущих!
Объясняю. Автор недавно спросил своего тантрического Учителя - просветлённого бодхисаттву-тулку, живущего на вьетнамской горе в монастыре дзэн: "Несколько дней назад монах Туан убил двухметровую кобру, заползшую под алтарь. Как же так? Это же нарушение обета неубийства!.."
Ответ был прост: "Это было лучшее для той кобры, что могло с ней произойти. То что она погибла под алтарём и то что приняла смерть от руки монаха - означает конец её перерождениям в теле змеи. В следующем рождении она обратится к Учению Будды, родившись человеком."
Так что - написано на благо всех живущих.
Ал Ор 09.10.2025 10:55 Заявить о нарушении
Мила Рей 1 09.10.2025 12:21 Заявить о нарушении
