30. Призыв Сострадание Имя Лекарство Время
и записан им в стиле древневьетнамской буддийской литургии (сильное влияние китайского канона: хан-вьет, хан-ном, хан-ван). Много терминов и «звуковых формул», характерных для сутр, и переводить его можно скорее как ритуально-поэтический текст, а не как связную прозу.
Здесь - адаптированный перевод, максимально сохраняющий стиль.
Сто святых — в каждой стране,
чудо нового света — деление и обновление.
Престол Лотосового Озера сияет столетия,
Утончённое Учение откликается Небесам и всем живым.
Имя Времени хранит тысячелетние пределы,
Великое спасение ведёт через очищение к просветлению.
Дворец Чудес — праведное преобразование Бодхисаттвы,
небесное пробуждение и пробуждение других — Путь бодхи.
Дворец Чудес наставляет всех рождённых -
Проявляя себя, пробуждая других безмерным состраданием.
Лотосовое Озеро* проповедует Освобождение, даруя Великие Имена.
Мукльен* восседает, отвечая в сосредоточении.
Десять тысяч Законов и сто превращений — собрание миров,
Учитель тысячелетий откликается созерцанием.
Практика и наставление — цветок в середине, чистый и праведный.
Свет Пробуждения престола сияет небесным сиянием.
Шесть лучей озаряют Учение — престол Времени носит Имя*.
Преклоняемся перед сиянием дворца, гармонией устроения,
престолом небесного сострадания — вратами созерцания.
Выписка из Учения — передача ученикам,
проповедь — врата Школы Чудес.
Комментарий.
«Лотосовое Озеро» :
В буддийской традиции, особенно вьетнамского тхиен (дзэн) и Чистой Земли (Тинь До), образ «Лотосового Озера» (Лиен Чи) имеет несколько взаимосвязанных смыслов:
1. Космологический уровень (Чистая Земля Амитабхи)
В «Сутре о Сукхавати» Будды Амитабхи говорится о Озере семи драгоценностей, покрытом лотосами, где перерождаются все, кто верит и практикует. Там души «раскрываются, как лотосы» — из неведения к пробуждению.
Когда в гимне говорится «Лотосовое Озеро проповедует Освобождение», это значит: сам мир Чистой Земли является Учением-Проповедью, без слов. Само пребывание в нём освобождает.
2. Символический уровень (монашеское сообщество)
Собрание монахов, уподобленное лотосам, — это традиционный образ. Лотос растёт из грязной воды, но его цветок чистый ; так же монахи рождаются в сансаре, но их жизнь и практика сияют чистотой. «Лотосовое Озеро» может означать сангху, собрание практикующих, где каждый — «цветок Дхармы».
3. Психологический уровень (ум как озеро)
В медитативных текстах «озеро» — символ ума, а «лотосы» — пробуждённые состояния сознания. То есть «Лотосовое Озеро проповедует Освобождение» - когда ум чист и спокоен, сама тишина ума есть учение.
------------------------------------------------
«Мукльен» — вьетнамская транслитерация ученика Будды Махамаудгальяны, символ великой магической силы.
«Шесть лучей» — шесть парамит или шесть совершенств - шесть взаимосвязанных действий, «переправляющих на тот берег океана существования», то есть приводящих к просветлению. Также намёк на шестислоговую мантру амидаизма ОМ А МИ ПЕ МЕ ХУМ
«Великие Имена» — имена будд и бодхисаттв, которые произносятся как мантры.
Престол Времени носит Имя - имя Будды Амитабхи, "Красного" - Первого.
Это 30 страница "Чёрной Книги" - "Руководства Майтрейи к скорейшему Просветлению". Начало здесь http://stihi.ru/2025/08/05/2133
1. Что значит «Nam Tоng»?
В китайском и вьетнамском контексте - Южная школа. Это термин из китайского чань-буддизма:
Северная школа (Bаc Tоng) — школа Шэнь-сюя, делавшая упор на постепенную практику («постепенное очищение ума»).
Южная школа (Nam Tоng) — школа Хуэй-нэна, утверждавшая «внезапное Просветление» (дон нго).
Эти «Север–Юг» — не география, а полемическое разделение. В «Платформенной сутре» Хуэй-нэна прямо сказано: «Учение Северной школы постепенно, Южной — внезапно».
2. «Тайная школа» (Mаt Tоng).
Иногда «тайная школа» имеет в виду «Махаяна тантру». Но в контексте тхиен (дзэн) выражение «тайная Южная школа» ( Nam Tоng Mаt Truyеn) обычно означает «тайная передача учения Южной линии», т.е. непосредственная прямая передача.
«Тайная» здесь не про оккультизм, а про то, что Учение не выражается словами и писаниями, а передаётся от мастера к ученику напрямую.
3. Во вьетнамском тхиен:
Вьетнамский тхиен с VIII–IX века впитал линии китайского чань, и потом во времена Ли и Чан в стране активно говорили о «Южной школе внезапного пробуждения». Когда в текстах встречается «Nam Tоng mаt» или «Nam Tоng bi truyеn», то это подчёркивает, что истинное Учение Южной школы скрыто от простого чтения и объяснения, оно передаётся «от сердца к сердцу».
То есть «Тайная школа Nam Tоng» в традиции тхиен - это не отдельная секта, а обозначение линии внезапного просветления Хуэй-нэна (Южная школа Чань), где Учение считается «тайной передачей вне писаний».
Чем «Южная тайная школа» в тхиен отличается от настоящей «тайной школы» (Mаt Tоng - эзотерического буддизма, тантры?
«Тайная школа» - термин для буддийской тантры, пришедшего из Индии и Тибета в Китай и Вьетнам.
Основные черты:
ритуалы мантр, дхарани, мудр и мандал;
работа с «тонким телом» и энергиями;
посвящение (куан динь) от гуру к ученику;
учение о быстрых методах Просветления через тайные практики.
Во Вьетнаме «Mаt Tоng» сохранился фрагментарно, но отдельные мантрические элементы активно вошли в тхиен и народную практику (например, чтение мантры Авалокитешвары - ОМ А МИ ПЕ МЕ ХУМ).
2. «Тайная Южная школа» (Nam Tоng Mаt)
Это выражение встречается в текстах тхиен, и оно не связано с тантрой.
«Маt» здесь - «скрытое, невыразимое словами».
Смысл: учение Южной школы Хуэй-нэна — это «тайная передача вне писаний».
То есть:
Истина не объясняется через сутры или логические доктрины.
Наставник передаёт ученику «прямо в сердце».
Тайна здесь — не эзотерические ритуалы, а недоступность для обычного дискурса.
3. Ключевое отличие.
Mаt Tоng (эзотеризм): тайные ритуалы, мантры, посвящения. «Тайна» - конкретные техники, доступные только после инициации.
Nam Tоng Mаt (Южная школа тхиен): «тайная передача» - прямое указание на Природу Ума. «Тайна» - суть недвойственного опыта, которую невозможно передать словами, только через живое наставничество.
Свидетельство о публикации №125093004584