2. Защитники Дхармы Раху и Кету в архитектуре Вьет
Кету — тьма света!
Дракон в сердце,
Пустота без конца.
Влияние индийского искусства на Вьетнам главным образом шло с юга на север. Влияние индуизированных государств, таких как Окьео* и Чампа*, на Дай Вьет подтверждено археологическими находками и памятниками, которые внесли важный вклад в формирование облика искусства династий Ли и Чыым. Однако, похоже, что влияние индийской религиозной культуры прекратилось после объединения страны династией Нгуен (1802 г.).
* Древнее государство "Окьео" (Oc-eo), расположенное некогда на территории современного Вьетнама, было ранним государством на материковой Юго-Восточной Азии, возникшим между I и VI веками нашей эры, на месте которого позднее располагались кхмерские царства, такие как Фунань. Это государство известно своей развитой торговлей, что позволяет сделать вывод о его значительном влиянии в регионе в то время.
Древнее государство «Чампа» — это индуистское королевство, существовавшее с II по XVII века нашей эры на территории современного центрального и южного Вьетнама. Основанное в результате восстания против китайского правления, Чампа была могущественным морским государством, которое распространило индийскую культуру в регионе. Наследие Чампы — это, в частности, сохранившиеся до наших дней индуистские храмы, известные как "чамские башни".
Феодальный двор династии Нгуен часто считался копией Китая в Юго-Восточной Азии. Тем не менее, следы индийской культуры, по-видимому, продолжали скрытно влиять на придворное искусство. Анализ образа Раху поможет прояснить этот вопрос более детально.
В древних Пурaнaх подробно описаны Раху и Кету. Во время "взбалтывания океана молока", чтобы добыть амриту бессмертия - царь асуров Раху скрытно затесался среди пирующих богов, чтобы тайно выпить его. Солнце и Луна увидели это и сообщили Вишну. Тогда Вишну рассердился и отсек голову Раху своим оружием (Сударшан чакра). "Сударшана" складывается из слов "су" (хороший, благоприятный, истинный) и "даршана" (видение, лицезрение), а "чакра" означает колесо, диск.
Но поскольку Раху успел проглотить амриту бессмертия - он был спасён, хоть и лишился туловища. Поскольку тот успел проглотить бессмертный нектар, он не умер, а Шива поднял его на небо, превратив в разделённую незримую звезду: Хо Фу и Ке До (вьет.).
С тех пор он не прощает Солнцу и Луне, иногда проглатывает их, вызывая солнечные и лунные затмения. Но поскольку его тело было разрублено пополам, он не может удержать их внутри себя, и вскоре они вновь выходят на свободу.
Это объясняет образ Раху с головой и только двумя передними конечностями.
В китайском языке Раху называют Ла Хау, а Кету — Ке До, и вообще-то они считаются для большинства людей крайне неблагополучными звёздами в астрологии. В буддийской культуре, в тайских и кхмерских храмах, а также у вьетнамцев в провинции Сок Чанг, часто можно увидеть образ Раху с широко раскрытым ртом, словно готового проглотить что-то. Китайская астрология и календарь были под влиянием индийской астрологии, и такие "злые звезды", как Ла Хау и Ке До (Раху и Кету), упоминаются в древних индийских текстах.
В ведической астрологии Раху считается "атула" (вьет.) на санскрите asura — существом, управляющим хаосом и тайнами в различных сферах жизни. Он связан с материальным миром, желаниями, случайностями и неконтролируемым развитием, вызванным неведением и неосторожностью.
Раху — символ двойственности: с одной стороны, он, казалось бы, связан с обманом, алчностью, гневом, а с другой — благодаря похищению эликсира бессмертия и последующей встречи с Буддой, он считается богом удачи, славы, авторитета, власти, процветания и высшего знания. В теистической Индии это сугубо отрицательный персонаж, а в буддийской Юго-Восточной Азии - святой Защитник, достигший Освобождения.
Образ Раху в искусстве Дай Вьет, вероятно, возник в конце XVIII века, распространившись с южных территорий на северные. В настоящее время его часто называют Лонг Хам Тхо (дракон, держащий символ долголетия), или Хо Фу (Тигровая печать). Образ Лонг Хам Тхо происходит от изображения головы дракона с раскрытой пастью, держащей символ долголетия.
Раху — заметная фигура в астрологии, рассматриваемая как могущественнейшее божество, управляющий явлениями падающих звезд. Бог изображается чудовищем, которое время от времени проглатывает Солнце и Луну, вызывая затмения. Раху имеет голову дракона и хвост, похожий на комету. Поскольку он получил эликсир бессмертия, вьетнамское искусство добавило к его голове символ долголетия, частично проглоченный Царём асуров.
Образ Раху с названием Long Hаm Thо был официально принят во дворце, широко использовался на фронтальной части надписей, на фронтоне залов thаi hоa и ng;ng hy. Парадокс в том, что этот образ Раху широко распространён на территории с юга на север - но вопрос о его названии, происхождении и символическом значении остаётся недостаточно изученным. Вероятно, Л. Каддьер был первым, кто объяснил этот узор в своём исследовании дворцового орнамента империи Хюэ.
Образ иногда виден спереди — только голова и два передних конечности в форме дуги; это называют "лицо дракона" или "mаt nа" ("лицо Нага"). Этот мотив часто встречается на треугольных фронтонах в вьетнамских храмах и дворцах, иногда вместе с изображением летучей мыши, на каменных табличках, стенах и шкафах. Иногда сверху на голове находится иероглиф "Выым" (царь) или иероглиф "сам" (великий), и эти складки напоминают формальные драконьи узоры, держащие в пасти символ долголетия, часто сужающимся к половине прямоугольника с симметричным узором. Этот образ называют "дракон, поедающий знак долголетия" - символ удачи и пожелание долгой жизни.
Во вьетнамской традиции Раху часто называется "La HАu" (от кхмерского) - читается как Ла Хау, а "Kе До" - КеТу.
Называют его и Хо Фу: это мифическое существо, обычно изображаемое фронтально с круглыми демоническими глазами, львиным носом, раскрытым ртом с большими зубами, кудрявым волосом и хвостом, рогами оленя, звериными ушами, широкими щеками и раскрытой челюстью, держащей луну, иногда выпускающий цветы. Хо Фу изображается с раздвинутыми лапами, прочно схватившими светило, облака или какие-то структуры. Обычно авторы подчеркивают его свирепость и мощь.
В кхмерском, лаосском и тайском буддизме Пра Лаху (Святой Раху) почитается как сверхъестественная сила, уничтожающая злые силы и защищающая Дхарму. Эта вера связана с палийским буддийским текстом, в котором Раху атакует Луну (Чандра) и Солнце (Сурья), и Будда появляется, побуждая Раху выпустить их и достичь Освобождения.
Раху — бездонный зев небес,
голод, что пьёт свет звёзд,
тень, рвущая завесу Майи,
огонь, что не знает конца.
Кету — хвост безмолвного Дракона,
пепел форм, сияющая пустота,
угасшее пламя, в котором
рождается свобода без имени.
О, два крыла единой тайны,
две струи дыхания Космоса —
вы схватываете сердца богов и людей,
возносите и низвергаете в безбрежность.
Восхищение вам — силы высочайшие,
что держат нас в вихре миров,
пока мы не узнаем:
нет Раху, нет Кету —
есть только Полнота Пустоты.
Этот буддийский стих написан на "ханван" - древневьетнамском письменном языке утончённой философии времён династии Ли–Чан (11-13 вв.). Вот оригинал в русской транскрипции. Ла Хау - Раху, Ке До - Кету.
Ла Хау хы тхе тхиен,
Кхат ым тхинь кыуанг хоа.
Ань льет хюэнь хоа вонг,
Вьем во чунг тхе биен.
Ке До лонг ви тич,
Хинь хой кхонг минь чьеу.
Зьем зьет ты до шинь,
Во зань чань зай тхоат.
Ньи зык донг хюен би,
Шонг тык чюен кань кхон.
Чап там тхань нян ньиеп,
Тханг чуэй нхап во нгяй.
Куй кинг чи као лыок,
Тоан ньиэу вань зёй чунг.
Ла Хау Ке До тич,
Зуй тоан кхонг мань вен.
Свидетельство о публикации №125092104951