Защитники Дхармы Раху и Кету в архитектуре Вьетнам
* Древнее государство "Окьео" (Oc-eo), расположенное некогда на территории современного Вьетнама, было ранним государством на материковой Юго-Восточной Азии, возникшим между I и VI веками нашей эры, на месте которого позднее располагались кхмерские царства, такие как Фунань. Это государство известно своей развитой торговлей, что позволяет сделать вывод о его значительном влиянии в регионе в то время.
Древнее государство «Чампа» — это индуистское королевство, существовавшее с II по XVII века нашей эры на территории современного центрального и южного Вьетнама. Основанное в результате восстания против китайского правления, Чампа была могущественным морским государством, которое распространило индийскую культуру в регионе. Наследие Чампы — это, в частности, сохранившиеся до наших дней индуистские храмы, известные как "чамские башни".
Феодальный двор династии Нгуен часто считался копией Китая в Юго-Восточной Азии. Тем не менее, следы индийской культуры, по-видимому, продолжали скрытно влиять на придворное искусство. Анализ образа Раху поможет прояснить этот вопрос более детально.
В древних Пурaнaх подробно описаны Раху и Кету. Во время "взбалтывания океана молока", чтобы добыть амриту бессмертия - царь асуров Раху скрытно затесался среди пирующих богов, чтобы тайно выпить его. Солнце и Луна увидели это и сообщили Вишну. Тогда Вишну рассердился и отсек голову Раху своим оружием (Сударшан чакра). "Сударшана" складывается из слов "су" (хороший, благоприятный, истинный) и "даршана" (видение, лицезрение), а "чакра" означает колесо, диск.
Но поскольку Раху успел проглотить амриту бессмертия - он был спасён, хоть и лишился туловища. Поскольку тот успел проглотить бессмертный нектар, он не умер, а Шива поднял его на небо, превратив в разделённую незримую звезду: Хо Фу и Ке До (вьет.).
С тех пор он не прощает Солнцу и Луне, иногда проглатывает их, вызывая солнечные и лунные затмения. Но поскольку его тело было разрублено пополам, он не может удержать их внутри себя, и вскоре они вновь выходят на свободу.
Это объясняет образ Раху с головой и только двумя передними конечностями.
В китайском языке Раху называют Ла Хау, а Кету — Ке До, и вообще-то они считаются для большинства людей крайне неблагополучными звёздами в астрологии. В буддийской культуре, в тайских и кхмерских храмах, а также у вьетнамцев в провинции Сок Чанг, часто можно увидеть образ Раху с широко раскрытым ртом, словно готового проглотить что-то. Китайская астрология и календарь были под влиянием индийской астрологии, и такие "злые звезды", как Ла Хау и Ке До (Раху и Кету), упоминаются в древних индийских текстах.
В ведической астрологии Раху считается "атула" (вьет.) на санскрите asura — существом, управляющим хаосом и тайнами в различных сферах жизни. Он связан с материальным миром, желаниями, случайностями и неконтролируемым развитием, вызванным неведением и неосторожностью.
Раху — символ двойственности: с одной стороны, он, казалось бы, связан с обманом, алчностью, гневом, а с другой — благодаря похищению эликсира бессмертия и последующей встречи с Буддой, он считается богом удачи, славы, авторитета, власти, процветания и высшего знания.
Образ Раху в искусстве Дай Вьет, вероятно, возник в конце XVIII века, распространившись с южных территорий на северные. В настоящее время его часто называют Лонг Хам Тхо (дракон, держащий символ долголетия), или Хо Фу (Тигровая печать). Образ Лонг Хам Тхо происходит от изображения головы дракона с раскрытой пастью, держащей символ долголетия.
Раху — заметная фигура в астрологии, рассматриваемая как могущественнейшее божество, управляющий явлениями падающих звезд. Бог изображается чудовищем, которое время от времени проглатывает Солнце и Луну, вызывая затмения. Раху имеет голову дракона и хвост, похожий на комету. Поскольку он получил эликсир бессмертия, вьетнамское искусство добавило к его голове символ долголетия, частично проглоченный демоном.
Образ Раху с названием Long Hаm Thо был официально принят во дворце, широко использовался на фронтальной части надписей, на фронтоне залов thаi hоa и ng;ng hy. Парадокс в том, что этот образ Раху широко распространён на территории с юга на север - но вопрос о его названии, происхождении и символическом значении остаётся недостаточно изученным. Вероятно, Л. Каддьер был первым, кто объяснил этот узор в своём исследовании дворцового орнамента империи Хюэ.
Образ иногда виден спереди — только голова и два передних конечности в форме дуги; это называют "лицо дракона" или "mаt nа" ("лицо Нага"). Этот мотив часто встречается на треугольных фронтонах в вьетнамских храмах и дворцах, иногда вместе с изображением летучей мыши, на каменных табличках, стенах и шкафах. Иногда сверху на голове находится иероглиф "Выым" (царь) или иероглиф "сам" (великий), и эти складки напоминают формальные драконьи узоры, держащие в пасти символ долголетия, часто сужающимся к половине прямоугольника с симметричным узором. Этот образ называют "дракон, поедающий знак долголетия" - символ удачи и пожелание долгой жизни.
Во вьетнамской традиции Раху также часто называется Хо Фу: это мифическое существо, обычно изображаемое фронтально с круглыми демоническими глазами, львиным носом, раскрытым ртом с большими зубами, кудрявым волосом и хвостом, рогами оленя, звериными ушами, широкими щеками и раскрытой челюстью, держащей луну, иногда выпускающий цветы. Х; Фу изображается с раздвинутыми лапами, прочно схватившими светило, облака или какие-то структуры. Обычно авторы подчеркивают его свирепость и мощь.
В кхмерском, лаосском и тайском буддизме Пхра Раху почитается как сверхъестественная сила, уничтожающая злые силы и защищающая Дхарму. Эта вера связана с палийским буддийским текстом, в котором Раху атакует Луну (Чандра) и Солнце (Сурья), и Будда появляется, побуждая Раху выпустить их и достичь Освобождения.
Свидетельство о публикации №125092104951