Дерзайте убо христиане!
ДЕРЗАЙТЕ УБО ХРИСТИАНЕ
Плоды любви Божьей – брильянты!
Кои христьяне век от веку
Взыскуют тщетно в большей массе,
В житье несолоно хлебамши.
И лишь немногие находят
Сие сокровище сокровищ,
Этот Небесный Град Господний,
Стяжав, обожевшись в безсмертье!
Почто так в мiре происходит?
И отчего припоны бесов
Преодолеть не в силах толпы,
Ближних снедая, как конфеты?
Грех первородный, как заноза,
Саднит в сердцах окамененных,
Плодов незнающих любовных
В таких лжехристианах скверных.
Ханжей, лукавых, лицемеров,
Кайяф, менял и фарисеев
Клянет по сю пору Спаситель,
И тех, кто их закваской полон.
Таких Иуд вокруг все больше.
«Оне» под стать себе штампуют
Таких же эпигонов гнусных,
Звеня кимвалами и в бубны.
Служа треклятому кагалу,
Неохазарской левой тати,
Россiю в зону отчужденья
За век, беснуясь, превратили.
Власть, обеляя люцифера,
Русский народ в дугу согнувшей,
СлОвян* со свету изживая,
С кровавым лжецарьком об руку.
Таких диавольских сексотов
Сотрёт во прах вновь красный молох.
Небесный Царь непоругаем,
Чрепами вымостит их - ад, Он!
Великий Златоуст пророчил**
О сём еще в четвертом веке,
И сам, словно Христос, судим был,
И в ссылке умер от болезней.
Так вот, зачем же всем нам нужно
Благую Весть знать*** наотлично,
Чтобы, познавши свою сущность,
В себе Христа мы возлюбили.
Душа безсмертная – храм Божий,
Её величие священно,
И даже все богатства мiра
Ничто в сравненье перед нею.
Но свято место не пустует,
И без Крещения - Любовью
В ней красный угол занимает
диавол с полчищем отребья.
Ну что, пора тут закругляться.
Кому метаю я сей бисер?
Тем, кто меж строк читать умеет
И во Христе брильянт свой сыщет!
Дерзайте**** убо христиане
В стремленье к горнему от долу.
Стяжать в душе Царствие Божье
В любви взаимной токмо можно.
31.08.2025
ТЕОСИС
Обожение (греч. теосис) в православном богословии: сущность, этапы и достижимость
Введение
Обожение — одно из центральных понятий православного богословия, выражающее идею преображения человеческой природы через единение с Богом. В данной статье рассматриваются сущность обожения, его историческое развитие, онтологический смысл, этапы достижения, характеристики обоженного человека, критерии оценки обожения и его достижимость в земной жизни.
1. Определение обожения
Обожение — это процесс, в котором человек становится «причастником Божеского естества» (2 Петр. 1:4), уподобляясь Богу по благодати, сохраняя свою человеческую природу. Это не растворение в Боге и не превращение в Него по сущности, а реальное соединение с Ним, где человек обретает Его свойства — любовь, святость, бессмертие — насколько это возможно для твари.
Библейские основания:
Мф. 5:48: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Пс. 81:6 (цит. в Ин. 10:34): «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы».
Ин. 17:21: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе».
Святоотеческое понимание:
Свт. Афанасий Великий: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати» («О воплощении Слова», 54).
Свт. Григорий Богослов: «Человек призван стать богом через причастие к Божественной природе» («Слово 38»).
Прп. Максим Исповедник: «Обожение — это соединение человеческой воли с Божественной, чтобы мы жили в Боге» («Главы о любви», 4).
2. Историческое развитие учения об обожении
Раннехристианский период (I–III вв.):
Апостольская эпоха: Апостолы заложили основу учения (2 Петр. 1:4; Ин. 17:21).
Св. Ириней Лионский: «Сын Божий стал тем, что мы есть, чтобы мы стали тем, что Он есть» («Против ересей», V, Предисловие).
Климент Александрийский: «Человек становится богом, потому что Бог этого хочет» («Увещание к язычникам», 11).
IV век — богословское оформление:
Свт. Афанасий Великий: «Слово стало плотью, чтобы мы обожились» («О воплощении Слова», 54).
Каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов) связали обожение с Воплощением Христа.
Средневековье и поздняя традиция:
Прп. Максим Исповедник (VII в.) систематизировал учение, связав его с волей и благодатью.
Свт. Григорий Палама (XIV в.) уточнил: человек соединяется с Богом через Его энергии (нетварную благодать), а не сущность.
3. Онтологический смысл обожения
Обожение — реальное изменение бытия человека через соединение с Богом. Человек остаётся человеком, но его природа преображается благодатью.
Ключевые аспекты:
Природа и благодать:
Бог по сущности недоступен, но через Воплощение Христос соединил Божественное и человеческое.
Свт. Григорий Палама: «Человек причащается нетварным энергиям Бога — любви, свету, святости» («Триады», I.3.5).
Изменения в человеке:
Восстановление образа Божия (разум, свобода, любовь).
Преображение воли, чувств, тела (1 Кор. 6:19; Мф. 17:2).
Пример:
Как железо в огне становится огненным, но остаётся железом, так человек в Боге становится «божественным» по благодати.
4. Этапы достижения обожения
Обожение — процесс, начинающийся в земной жизни и завершающийся в вечности.
Три этапа (по учению отцов Церкви):
Очищение:
Борьба с грехом через покаяние, пост, молитву.
Пример: «Очистите ветхую закваску, чтобы быть вам новым тестом» (1 Кор. 5:7).
Просвещение:
Открытие души действию Святого Духа через Евхаристию и Писание.
Пример: «Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Пс. 12:4).
Совершенство (;;;;;;):
Полное единение с Богом.
Пример: Святые, чья жизнь стала отражением Христа (Ин. 17:21).
Роль Церкви:
Таинства (Крещение, Евхаристия) — основа процесса.
Соборность — обожение невозможно вне Тела Христова.
5. Характеристики обоженного человека
Обоженный человек сохраняет человеческую природу, но его бытие преображается:
Онтологически:
Природа соединена с нетварной благодатью (1 Кор. 6:19).
Тело, душа и дух сияют Божественным светом (Мф. 17:2).
Духовно-нравственно:
Любовь: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4:16).
Смирение: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» (прп. Серафим Саровский).
Свобода от страстей: «Грех не должен над вами господствовать» (Рим. 6:14).
Примеры святых:
Прп. Антоний Великий: Его жизнь стала воплощением евангельских идеалов.
Прп. Серафим Саровский: «Цель жизни христианской — стяжание Духа Святого».
6. Критерии оценки обожения
Самодиагностика:
Святые избегали самонадеянности. Прп. Силуан Афонский: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся».
Свидетельство Церкви:
Канонизация святых — признание их единства с Богом.
Пример: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1).
Ограничения:
Полнота обожения — в вечности (1 Кор. 13:12).
7. Достижимость обожения в земной жизни
Частичное достижение:
Святые (Антоний Великий, Серафим Саровский) проявляли признаки обожения через чудеса и любовь.
Полнота в вечности:
Свт. Иоанн Дамаскин: «Земное обожение — задаток, небесное — исполнение» («Точное изложение веры», IV.15).
Цель христианской жизни согласно Православной Церкви
Согласно катехизисам и официальным документам:
«Пространный христианский катехизис» свт. Филарета Московского:
«Жизнь христианская имеет целью спасение души, которое состоит в единении с Богом через исполнение Его заповедей и участие в таинствах Церкви».
Основание в Писании:
Ин. 17:3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
2 Петр. 1:4: «Дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества».
Источники
Священное Писание (Синодальный перевод).
Свт. Афанасий Великий. «О воплощении Слова».
Свт. Григорий Богослов. «Слова».
Прп. Максим Исповедник. «Главы о любви».
Свт. Григорий Палама. «Триады в защиту священнобезмолвствующих».
Свт. Филарет Московский. «Пространный христианский катехизис».
Деяния Вселенских Соборов.
Добротолюбие (сборник аскетических творений святых отцов).
Статья подготовлена с опорой на святоотеческое наследие и официальные документы Православной Церкви.
-------
* «Война ведется за выбор основных путей человеческого духа. Поработится ли вновь, и уже окончательно, ныне полусвободное племя, называвшее себя племенем Слова - слОвяне!, но издревле понесшее знак рабий и знаменательно переименованное (немцами) в племя рабов слАвяне! (Слав - Slave - Slavi – Sclavi – Sclaven - невольник, раб), и послужит ли новым слоем удобрения для западной «культуры», подобно безчисленным своим предкам, стертым с лица земли паразитическою кровожадностью некогда сильнейшего в борьбе за существование вида? или скажет, наконец, СЛОВЯНСТВО свое доныне несказанное СЛОВО?!» В.Ф. Эрн
** «Ад вымощен черепами священников. Не думаю, чтоб в среде священников было много спасающихся; напротив – гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души. Если бы все стремились к архиерейству, как к обязанности заботиться о других, то никто не решился бы скоро принять его. А то мы гоняемся за ним так же точно, как за мiрскими должностями. Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя». Св.Иоанн Златоуст.(347 — 14 сентября 407, — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
*** Как бриллиант требует особого внимания и ухода, так и Евангелие нуждается в постоянном размышлении и применении в жизни верующего. Чем глубже мы изучаем Божью весть, тем больше открываем в ней новых смыслов и ценностей, подобно тому, как при рассмотрении бриллианта под разными углами открываются новые грани его красоты. Важно помнить, что подобно редкому и ценному камню, Евангелие — это не просто историческая информация, а живая сила Истины и Любви, способная преображать жизни людей и менять мiр вокруг нас.
**** ДЕРЗАЙТЕ УБО ХРИСТИАНЕ!
Фраза «дерзайте убо христиане» имеет глубокий духовный смысл.
Убо в церковнославянском языке означает «итак», «поэтому» или «следовательно». Таким образом, полная фраза переводится как «Итак, дерзайте, христиане!»
Это выражение является призывом к верующим:
Не бояться трудностей и испытаний
Смело идти путём веры
Проявлять мужество в исповедании своей веры
Доверять Богу в любых обстоятельствах
В христианском контексте такое обращение несёт в себе особую силу, так как:
Основано на обетованиях Божьих
Подкрепляется верой в божественную помощь
Напоминает о победе Христа над злом
Вдохновляет на служение ближним
Это не просто слова ободрения, а духовный призыв к активным действиям, основанным на твёрдой вере и уповании на Бога. Христиане призываются не к безрассудной смелости, а к решительным, осмысленным действиям в соответствии с учением Христа.
Свидетельство о публикации №125092005539