24. Алтарь, озаряющий обеты
Алтарь Озаряющий Обеты
Свет дисциплины восходит,
сияние ума раздвигает тьму.
Из сердца льются лучи,
даруя освобождение -
словно гром небесный,
несущий печать тысячелетий.
Звёздная река хранит века,
сила новой мудрости рождается,
учение сердца истинного
во все стороны раскрывается.
Сквозь холодные ветры времени
проходит путь Небесного Закона.
обуздывая вихри, Ясный ум сияет,
печать Дхармы в сердце мира сверкает.
Духовное око рождает жизнь,
возвращая существа к источнику.
Сердце горит —
свет обетов несёт всем.
Три головы иллюзии рассечены,
дух бодрствует ради спасения других:
бодрствование за бодрствованием —
спасение во веки веков.
Печать Дхармы поднимается,
озеро лотосов проповедует тайну.
Сердце сияет тремя светами,
ладья наставлений вечно несёт живых.
Все практики сверяются с Истиной,
сияют как зеркало рода Учения.
Верховная дисциплина дарует равенство,
тайная Школа Сердца ведёт живых.
Здесь раскрывается Учение,
корень пустоты хранит ум,
практика и созерцание соединяются.
Закон удерживает десятки тысяч форм,
век за веком идёт.
Из глубин текста восстаёт тайна,
где духовное око проповедует
неизречённое сердце.
Комментарии.
«Озаряется алтарь обетов» — речь идёт о внутреннем алтаре ума, где совершается жертва практики: всё, что делает бодхисаттва, — это исполнение обета ради всех существ.
«Сила обетов укрощает, и свет продвигается вперёд». Здесь говорится, что дисциплина — это не ограничение, а источник внутреннего сияния, ведущего к мудрости.
«Сердце излучает лучи освобождения» — медитация как свет, исходящий из сердца, ведущий существ через океан страданий.
«Проповедование и хранение обновлённого света дисциплины» — обновление обетов в практике, «перерождение» этики.
Учение не только спасает, но и «гремит» как гром — пробуждающий шок. «Печать на тысячелетия» — символ непрерывной линии передачи Дхармы.
«Небесная река (Млечный путь) хранит века» — символ вечности и неизменности пути.
Сердце, очищенное практикой, становится алтарём, где пробуждается истинный ум.
О «трёх головах», «печати Дхармы», «трёх светах»:
Tam dau — «три головы» ; символ трёх ядов (жадность, ненависть, неведение). Их «сечение» означает освобождение. Путь бодхисаттвы — это очищение трёх ядов, раскрытие трёх светов и хранение печати Дхармы как непрерывной линии истины.
-----------------------------------------------
"Озеро Лотосов":
1. В махаянской символике лотос — существо, идущее путём Дхармы.
Лотос растёт в грязной воде, но цветёт чистым и светлым — так и ученик, живя в мире страстей, может явить пробуждение. Лотос не запятнан тем, что его окружает: это символ «чистоты ума среди мирских условий». Поэтому один лотос — это один ученик, который «воплощает учение своим собственным ростом».
2. Озеро лотосов = Сангха
Когда много лотосов собираются в одном месте, они образуют озеро. Это метафора Сангхи — общины, где каждый монах или практикующий поддерживает других своим примером. В одиночку лотос красив, но в озере возникает ощущение гармонии и силы единства. В Тхиен ценили не только индивидуальное пробуждение, но и созвучие сердец в практике.
3. «Проповедует тайну»
В дзэн истина «проповедуется» не словами, а самим фактом бытия. Один цветущий лотос «говорит» о пробуждении без единого слова. Озеро лотосов — Сангха, которая «проповедует» своим совместным присутствием, дыханием, сидением в тишине.
«Тайна» здесь — это Дхарма вне слов, та самая «тайная школа сердца», о которой речь ниже.
Короче говоря, «Озеро лотосов проповедует тайну» = «Сангха своим существованием раскрывает неизречённую истину Дхармы».
4. Дзэнский оттенок
Это выражение можно услышать как коан:
«Что говорит лотос, когда он цветёт?»
«Что проповедует Сангха, когда сидит молча в дзадзэн?»
Ответ: молчание и есть проповедь.
То есть образ «озера лотосов» — это поэтический способ сказать: истинное учение раскрывается не в текстах, а в совместном присутствии тех, кто живёт Дхармой.
--------------------------
"Сердце сияет тремя светами" объясню краткой Дзэн-гатхой:
Сердце — Будда,
Сердце — Учение,
Сердце — Сангха.
Три света —
одна тишина.
----------------------------
"Тайная Школа Сердца" - интересное глубокое понятие, требующее подробного объяснения.
Попробую объяснить «Тайную Школу Сердца» (Huyen tam tong, или Mat tam tong) именно в контексте вьетнамского дзэн — Тхиен (Thien).
1. Контекст.
Вьетнамский дзэн, начиная с III века (с прихода линии Тy Ni Da Luu Chi — Винидаручи, индийского ученика Буддхабхадры), развивался на стыке китайского Чань, индийской махаянской традиции и местной вьетнамской мистики (шаманизм, даосские практики). Тхиен всегда подчёркивает: истинное учение нельзя полностью выразить словами или текстами — оно передаётся от сердца к сердцу (di tam truyen tam).
2. «Тайная школа сердца»
Выражение «Тайная Школа Сердца» — это не «тайное общество», а указание на метод передачи истины, который свойственен именно дзэн/тхиен:
Тайная (huyen / mat) — значит «невыразимая словами», «сокрытая от логического ума». Это не эзотеризм в привычном смысле, а указывание на то, что Истина (Пустота, Будда-природа) не схватывается концепциями.
Школа (tong) — здесь не «институция», а «линия» или «традиция». Это намёк на саму школу дзэн, которая всегда держала девиз: «Вне писаний, вне слов».
Сердце (tam) — это ключевое: ум-сознание, но не рациональный, а подлинное «сердце ума» (чистое, недвойственное, до-мысли).
Таким образом, Тайная Школа Сердца = «Традиция безмолвной передачи пробуждённого ума, где сердце узнаёт сердце».
3. Дзэнская формула
В китайском чань (и унаследованно во вьетнамском тхиен) есть знаменитое определение школы: «Не опираться на слова и буквы, передавать вне учений, прямо указывать на сердце человека, видеть свою природу — и стать Буддой». Вот это и есть «Тайная Школа Сердца».
4. Вьетнамская специфика
Во Вьетнаме выражение могло иметь ещё несколько оттенков:
Слияние с Конфуцианством: «сердце» (tam) также значит «нравственный центр человека». Так что «Школа Сердца» указывала на путь внутреннего совершенствования и добродетели.
Влияние даосизма: сердце — это «небесный алтарь», место, где встречается Человек и Путь (Dao).
Буддийская практика: в тхиен основным методом считалось «quan tam» — «созерцание сердца/ума», то есть наблюдение за тем, как мысли возникают и исчезают.
5. Итог
«Тайная Школа Сердца» — это поэтическое имя самого Дзэн-Тхиен:
«тайная» — потому что неуловима словами,
«школа» — потому что это путь передачи,
«сердца» — потому что единственное место, где можно встретить Будду, — это своё собственное сердце-ум.
Именно поэтому вьетнамские мастера говорили: «Chan tam tai tu ky» — «Истинное сердце в самом себе».
-------------------------------------------
"Духовное око проповедует"...
1. хуэй янь / tue nhan) — «око мудрости».
Во Вьетнаме часто говорили linh muc — буквально «священное/одухотворённое око».
Это не физический глаз, а способность видеть не глазами плоти и даже не рассудком, а прямым прозрением природы вещей. То есть «духовное око» = видение таковости (nhu nhu).
2. «Проповедует» (thuyet)
Обычно проповедь — это слова. Но в дзэн истина проповедуется молчанием, жестом, присутствием, даже простым дыханием. Когда мастер поднимает цветок (коан «Сермон Цветка»), а Махакашьяпа улыбается — это и есть проповедь «духовного ока». Ничего не сказано — и всё передано.
«Духовное око проповедует» -означает, что пробуждённое видение вещей само является учением. Когда ты смотришь и видишь ясно — мир сам проповедует Дхарму через твои глаза. Когда «око сердца» открыто, тебе не нужны книги или речи: река, камень, чайная чаша сами становятся сутрой.
Можно услышать эту фразу как коан:
Что говорит глаз, когда он видит?
Что проповедует гора, когда стоит?
Что учит ветер, когда дует?
Ответ: ничто не произносится, но всё уже сказано.
Короткая гатха:
Око без слов —
речь без звука.
Видя одно,
слышу всё.
В заключение позволю себе привести мантру дзэн, относящуюся к данной главе и кратко подытоживающую её:
Малая сутра Сердца Света
Озеро лотосов — молчит,
и этим проповедует тайну.
Сердце сияет тремя светами —
Будда, Дхарма, Сангха в одном дыхании.
Духовное око открыто —
каждый камень есть сутра.
Ветер идёт —
и это есть проповедь.
Все существа — Будды,
все мгновения — Дхарма.
СуФу НамТонг (на фото) - предводитель группы преданных учеников, живя на 1,5 км высоте на дикой вьетнамской горе неподалёку от Нячанга - получает информацию свыше в виде древних китайских иероглифов эпохи поздней Тан, появляющихся у него в голове и которые он записывает на древневьетнамском (с китаизмами). Пока не напишет верно - иероглифы так и висят в голове. Это - 24-я страница написанной им "Чёрной Книги", начало - в папке "Вьетнамский дзэн".
Заслугу от перевода посвящаю на благо всех живых существ.
Свидетельство о публикации №125091701752