Внимание
"Ло кен а-рэшаим ки им камоц ашэр тидфэну руах:
Итэн бэ-ито вэ алэйху ло иболь
Вэ коль ашэр йаасэ йацлИах
Ки йодеа а-Шем дэрэх цадиким
Ба дэрэх рэшаим товэд..."
"Не так - нечестивые: но они - как мякина, возметаемая ветром [с лица земли].
Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.
Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет."
(Псалом Давида 1)
-----------------------------------------------------------
* Статуэтка Будды с коброй над головой называется Будда Мукалинда (Защищённый Мукалиндой).
Это изображение отсылает к легенде о том, как во время шестой недели после достижения просветления Сиддхартха Гаутама медитировал под деревом. Внезапно начался сильный дождь и буря, и великий король змей Мукалинда (нага) поднялся из подземелья, обвил своё тело вокруг Будды, а свой капюшон — в виде зонта — расправил над головой Будды, чтобы защитить его от дождя и ветра. Будда оставался в глубокой медитации, не замечая стихии.
Таким образом, образ Будды с коброй символизирует защиту, покровительство, духовную силу и пребывание в глубокой медитации даже в условиях внешних испытаний. Этот мотив широко распространён в буддийском искусстве Юго-Восточной Азии и Кхмерской культуре.
Этот же мотив обыгран Киплингом в истории про мудрого Каа и бандерлогов, которые символизируют прыгающие мысли.
Ошибка фараона, описанного в главе "Исход" Библии - в том, что он поддался "цеплянию". Фараон не отпускал "евреев" из Египта, поистине проявляя непозволительную нефараонскую глупость: необходимо было отпустить их с радостью! Ведь в Торе описывается именно развитие концептуального мышления из первичной мысли "Я", которая является "Адамом" и ведёт к возникновению "еврейского народа" - мыслей, формирующих "окружающий мир". А их необходимо отпустить - освободить: и их от себя, и себя от них. Итог - всеобщий праздник Освобождения.
Но описанный фараон не сделал этого: в итоге поплатившись сперва утащенными евреями храмовыми золотыми сосудами, а в финале и собственной жизнью в попытках "догнать и не пущщать".
В буддизме "цепляние" — это не просто желание, а более глубокая, активная форма привязанности, девятое звено в цепочке взаимозависимого возникновения, символизирующее привязанность к вещам, идеям и самому себе, и являющееся одной из основных причин страдания (дуккха). Оно возникает из желания (тришна) и приводит к дальнейшему проявлению бытия, замыкая цикл перерождений - от которого стремится освободиться человек, идущий по буддийскому пути.
Статуя Ленина с протянутой вдаль рукой на Финляндском вокзале Петербурга: "Идите на... улицу гулять, товарищи - погода-то хорошая!"
Так, развив усердие,
Укрепись в самадхи,
Ибо человек, чей ум рассеян,
Пребывает в клыках своих омрачений.
Но, если уединишься умом и телом,
Избавишься от отвлечений.
А потому оставь мирскую жизнь
И отбрось блуждающие помыслы.
Привязанность и жажда накоплений
Мешают нам отречься от мира.
И потому, размышляя,
Мудрые отвергают их.
Випашьяна, основанная на шаматхе,
Искореняет омраченья.
Зная это, сперва устремись к шаматхе.
Ее достигнешь, отвергнув радости мира.
"Путь бодхисаттвы", Шантидэва
Чеканка (фото) выполнена отцом автора статьи: латунь, 1969.
Свидетельство о публикации №125091100595