Итоги К50 - Но бывают вечера, когда...
Завершился блиц «Конкурс красоты поэтической мысли 50», в котором мы не ставим оценки друг другу и не выбираем победителей, а общаемся с интересными грамотными людьми, примечаем лучшие моменты в творчестве других авторов и берём их себе на вооружение, конкурируем со своим собственным нереализованным потенциалом.
Нынешняя тема: «Но бывают вечера, когда...». Подробнее с заданием можно ознакомиться здесь: http://stihi.ru/2025/09/04/3322.
В конкурсе приняло участие шесть человек. Как всегда, надеемся на присоединение новых авторов к нашему проекту, позволяющему улучшить качество своего творчества благодаря своевременно полученной конструктивной критике.
Наши творения:
1. Под стрекотание сверчка (Вероника Тышкевич, http://stihi.ru/avtor/frankar)
Под стрекотание сверчка
в тепле, ещё хранимом с лета –
не в кладовых и сундуках,
а травам данном беззаветно,
под бодрый перестук колёс
и поездов, и чемоданов
спешащих в бликах первых звёзд
в даль зазывную неустанно,
ещё – под бабочки полёт
витиеватый по спирали –
к накалу, чтобы обожгло,
и с тягой совладать – едва ли,
любуюсь той простой порой,
в которой нет сует и гонки.
Желаешь – мир души открой,
желаешь – звёзд коснись легонько.
И странно, но в вечерний час
себя даётся слышать лучше,
и знать, я – мирозданья часть,
во мне его творящий лучик.
2. Вечер долог и угрюм (Вероника Тышкевич, http://stihi.ru/avtor/frankar)
Вечер долог и угрюм,
если мы не вместе.
Что ни взять – не по нутру,
заурядно-пресно.
Дела нет до ёмких зорь,
уходящих в крыши.
Всё равно, какой сезон –
росный или рыжий.
Но лишь только наш дуэт
на коннект выходит,
свет в сияние одет
при любой погоде.
Оживает сердца речь
и восторг безмерен.
Что пленительнее встреч
в мире эфемерном?
3. Бывают вечера, когда... (Иосиф Бобровицкий, http://stihi.ru/avtor/bobrovit)
Бывают вечера, когда на небе пусто,
И тускло звёзды смотрят с высоты.
Мы, жители Земли, глядим, вздыхаем грустно,
Не замечая звёздной красоты.
Нам кажется - живём мы на задворках где-то,
Где мимо пролетают поезда,
Без света и воды обычная планета,
А Солнце заурядная звезда.
Бывают вечера, хоть редко, но бывают,
Небесный свод весь звёздами расшит.
Такие вечера потом не забывают,
Звезда звезде о чём-то говорит.
Нам кажется порой, что наши братья это
Мы слышим шум лесов, морей прибой.
Собратьям передать так хочется приветы
С планеты нашей ярко-голубой!
4. Свидание (Иосиф Бобровицкий, http://stihi.ru/avtor/bobrovit)
Жене на 64-летие свадьбы
* * *
Бывают вечера, которых долго ждёшь,
Боясь спугнуть обещанную встречу,
Но вот пришёл тот долгожданный вечер -
Тебя трясёт таинственная дрожь.
Всё нет и нет её. Неужто не придёт?
А может, что случилось? Но едва ли.
Опаздывать в обычаях для Вали,
А ждать - минута тянется, как год.
Похоже, началось кино, и пустят в зал
Лишь только к окончанию журнала.
Но вот она пришла, как обещала...
Мне этот вечер много обещал.
Вот погасили свет, и начался сеанс.
В моих руках твои с мороза руки.
Не смотрим на экран, не различаем звуки...
Как много лет прошло! Был не упущен шанс!
5. СОЛНЦЕ ТЁМНОЙ НОЧИ (Лариса Самохина, http://stihi.ru/avtor/larisa1957)
Свет мой, радость, Солнце Тёмной Ночи!
Для тебя была вся жизнь моя!
Как вода по капле камень точит,
Каждый день томлюсь в разлуке я.
Где тот вечер, что сошёл, как чудо,
В яблоневом розовом цвету,
Колокольцы, гусли-самогуды,
Звоны струн в Лефортовском саду!
Воздух, листья, губы пели с ними
Голосами сладкозвучных птиц
Гимн любви, во славу и во имя,
Океану счастья без границ...
Глаз таких полуночного цвета
С шалым и смешливым огоньком
Не найти, хоть обойди полсвета!
И душа порхнула мотыльком...
На земле тебя уже не встречу,
Век теперь во мгле бродить одной,
Но остался незабвенный вечер
С ярким солнцем под руку со мной.
6. *** (Владимир Варлаков, http://stihi.ru/avtor/warlock57)
Вечер тот был ароматным и сладким,
Словно у клевера лепестки…
Помню, разбили ребята палатки
На берегу говорливой реки.
Я подготавливаю костровище -
В этом походе на мне костёр.
Только всё время глаза мои ищут
Самую царственную из сестёр…
Вечером славное было веселье!
С речки тянул освежающий бриз.
Всё мы успели: всё спели, всё съели
И по палаткам своим разбрелись…
Вот он - шатёр шемаханской царицы!
Словно луной освещённый кристалл,
Переливается и искрится
В сполохах пляшущего костра.
Я подхожу, романтично настроен.
Клевер с букета жую, идиот…
Вышла сестрёнка: “К кому ты? Нас трое…
Да не смущайся! Она тебя ждёт!”
Вот и царица! Идёт мне навстречу.
Миг вожделенного счастья настал…
Лакомством клевер нам был в этот вечер,
Сладостью наши делились уста…
7. *** (Ольга Зауральская, http://stihi.ru/avtor/osergienko60)
Бывают вечера, когда
Сияет в лужицах вода,
И динозавры в города
Бредут стадами из лесов.
Восходит звёзд кордебалет,
И привидения на свет
Летят, как бабочки комет,
Под мерный грустный бой часов.
Ещё бывают вечера,
Когда закончилась игра,
И собираться в путь пора
Туда, куда поток несёт.
И гаснет в сумерках экран
На перекрёстках лет и стран.
И этот миг в подарок дан,
А после ночь проглотит всё.
8. Мой вечер (Кузьмичева Анна, http://stihi.ru/avtor/annakutur)
Окончен день. Под лунным перламутром
Вздыхают призрачные полутени.
Остатки дел оставлены на утро.
Мой вечер - время отдыха и лени.
Подкрадываясь тихо, незаметно,
Он погружает медленно в истому.
Средь книг ищу клад мудрости несметный,
Пристроясь на диване с толстым томом.
Уносит в древний мир миф о Елене,
Античный город, крах его героев.
За окнами давно рассвет алеет,
А я брожу по осаждённой Трое.
9. Где-то на неведомой планете (Вероника Тышкевич, http://stihi.ru/avtor/frankar)
Где-то на неведомой планете
ветер разгоняет облака
каждый вечер, чтобы в солнца свете
виден был простор издалека.
И лучи, счастливые как дети,
по планете бережно скользят,
наряжая в блеск и разноцветье
наэлектризованный пейзаж.
Здесь созвучны души – вместе вечно
с мига сотворения времён,
но всё также радуются встрече
каждый вечер, словно первый он.
Искренне расцвечивает эти
встречи солнце, в них плутая вновь.
Свет...
Любовь...
Их сплав похож комете,
видимой с космических краёв.
Свои комментарии, отзывы, пожелания можно оставлять в рецензиях под этой статьёй.
Берегите себя и своих близких!
До встречи!
С уважением,
Гай Юльевич и Вероника Тышкевич
__________
Иллюстрации из открытых источников сети Интернет – Игорь Медведев
Свидетельство о публикации №125090707733
Но всё же сёстрам по серьгам!
№1
«не в кладовых и сундуках,
а травам данном беззаветно» - Вероника «мастер» инверсии – тут так завернула, что привести хотя бы в собственном сознание в грамматически правильную форму никак не получается!
«под бодрый перестук колёс
и поездов, и чемоданов» - чемоданы тоже перестукиваются? А поезда? Если всё же это не перечисление, то откуда двойное И-И?
«Чемоданов спешащих в бликах первых звёзд» - что за картинка? Первые звёзды бликуют на чемоданах? Как такое возможно?
Про бабочек по спирали вроде бы ничего, но вот последняя строка катрена – «и с тягой совладать» - что именно за тяга? Внутреннего позыва бабочки или тяга, что образована накалом?
Предпоследний катрен – проходной.
Последний ещё туда-сюда!
++++++++++++++++++++++
№2
Странно, но стих №2, в отличии от №1 того же автора, хочется скорее хвалить, чем ругать…
Начало «Вечер долог и угрюм, если мы не вместе» - коротко и ёмко! Как выстрел!
«Что ни взять – не по нутру, заурядно-пресно» - отличное пояснение
«Дела нет до ёмких зорь, уходящих в крыши» - нестандартно и потому трогает!
«Всё равно, какой сезон – росный или рыжий» - и опять нестандартно!
В катрене №3- неплохие находки, такие, как употребление слова «коннект». Причём «наш дуэт на коннект» - мало того, что внутренняя рифма получилась, так ещё и сочетание «дуэт на коннект» подкупает.
«Свет в сияние одет» - вроде бы и банально, но кажется, что и свежо. Особенно в дополнении «при любой погоде».
Единственное, концовка «Что пленительнее встреч в мире эфемерном?» спорная! Ибо реал обязан быть ярче! Другое дело, что не всегда так получается. Поэтому здесь поэтической точности не хватило!
Вариант-1: Если бы (не в размер) «Как пленительны встречи в мире эфемерном» - точность повышается. А в противопоставлении реалу снижается.
Вариант-2: «Иногда встречи в мире эфемерном пленительней реальных! Эх, как это печально!» - понятно, что не в размер и слишком банально сказано, но, не оспаривая суть, найти бы поэтически яркую ассоциацию. Возможно для этого нужен ещё катрен
Возможно, автор найдёт выход!
Но короткая строка – слишком мала для танца на пятачке. Как тут выкрутиться? Но если бы получилось – претендовал бы стих и на то, что мы называем шедевром!
++++++++++++++++++++
№5
Если бы в меня влюблённая девушка посвятила мне ТАКОЙ стих, то шансов на продолжение банкета у неё был бы 0!
Невообразима патока сладких избитых словосочетаний, от которых всё внутри слипается и скрыться от радаров такой ЛирГероини, чтобы не загубила неповторимые годы молодости!
++++++++++++++++++++
№6
«Вечер тот был ароматным и сладким» - так начинать стих – это моветон. Во рту у читателя сразу слипшееся ощущение невкусной карамели.
Слова «Вечер тот был…» мгновенно уносит ассоциативно к началу блоковского «В ресторане»:
«Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.»
Можно соглашаться с описанием вечера у Блока или НЕ соглашаться, но ТАКИЕ яркие краски использованы, как у Маяковского «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана».
Ох, привёл примеры космической классики, а теперь на бренную землю?
Ладно, спускаемся.
«Помню, разбили ребята палатки» - как-то звучит неубедительно. Вечер был, а потом «помню, разбили…». Нестыковка описаний и ощущений.
Далее, если есть строка «Я подготавливаю костровище», то к чему пережёвывание «В этом походе на мне костёр»? Это отчёт или стихотворение?
Ладно, продираемся дальше:
«Только всё время глаза мои ищут
Самую царственную из сестёр» - с какого перепугу тогда после пережёвывания отчётности ЛирГероя о костре, резкий переход к царице? Где тут поэтическая обоснованность слова «царица», чтобы читатель поверил, что автор не напутал или не наврал?
А это он ТАК помнит эпизод из своей молодости и мы должны примириться с тем, что автор всегда прав?
Но мне-то, читателю, к чему правда автора? Пусть он в памяти сам и перематывает для себя свою киноплёнку воспоминаний. Я – читатель – и мне нужна такая картинка, чтобы я поверил в картинку, в образ ЦАРИЦЫ. Мне не нужно недоказуемых аксиом, основанных на банальности. Если уж я – современный читатель – оторвал своё внимание от новостей интернета, то подайте мне на блюдечке с голубой каёмочкой что-то такое, чтобы я снова захотел прочесть ещё пару-тройку стихов автора.
Катрен №3 проходной – нечего в нём разбирать. Разве что строка «Всё мы успели: всё спели, всё съели» - ну, совсем никуда негодная.
Катрен №4 – царица шемаханская оказалась? Только потому лишь, что в палатке, как в шатре? Какая странная образность!
Отсылаю себя к Пушкину и читаю:
«Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей»
Какие сравнения потрясающие, особенно 2 последние строки отрывка описывают царицу ярче и точнее любых многословных эпитетов! Мгновенно веришь!
«Словно луной освещённый кристалл,
Переливается и искрится
В сполохах пляшущего костра» - ну, что-то похожее на образ.
Последние 2 катрена – совершенная беспомощность.
Романтично настроен у палатки шемаханской царицы? Какая приземлённость. ЛирГерой до романтичности снизошёл перед шатром богини?!
«Идиот» - какой «подходящий» эпитет к поклоннику царицы.
Последние 6 строк – такая махровая пошлость, что можно в учебники по стихосложению, как пример того, как господа, молодые поэты, не стоит писать!
++++++++++++++++++++
№7
Идёт какой-то произвольный набор не связанных между собой намёков на образы. Переход от сиянья в лужицах к бредущим в город динозаврам совершенно не оправдан.
Почему звёзд кордебалет? И как кордебалет может восходить?
А с каких мифически-колдуньих пор привидения летят на свет, а не притаиваются в темноте?
Бабочки комет? Скорее, светлячки комет.
И откуда бой часов?
Значит, ЛирГерой наблюдает через окно? Тогда откуда «Сияет в лужицах вода»?
А вот вторая половина стиха совсем в никуда.
Если в 1-й половине ещё идёт попытка намёков на образы, то 2-я половина стиха просто умерла, ибо в ней строки ни о чём! Просто затем, чтобы стих был длиннее, чем 8 строк!
++++++++++++++++++++
№8
Строки с 1-8: так знакомо это состояние вечерней лени, когда, придя с работы, думаешь: «Сейчас поужинаю и закончу очень важные для себя дела». Но ужин располагает к «заслуженному» небольшому отдыху, а тут потихоньку и подкрадывается она – коварная Лень – и шепчет: «Расслабься, отдохни, ты заслужил!» И, соглашаясь с «мудростью» подсказчицы, которую, конечно даже про себя ты настоящим её именем не называешь, проваливаешься в нирвану.
А вот строки 9-10 – какие-то получились невнятные, обрывочные. И, хотя последняя строчка стиха сама по себе хороша и подводит к чему-то неизведанному, но остаётся ощущение недописанности, незавершонности.
Гай Юльевич 09.09.2025 00:15 Заявить о нарушении
Вероника Тышкевич 08.09.2025 23:51 Заявить о нарушении
Мы уже успели позабыть, что на блице есть такой автор, так давно вы ничего не выкладывали из своих творений и не участвовали в обсуждениях. Вашу критику бы на пару дней пораньше, возможно и итоги были бы значительнее.
Не знаю, радоваться мне или унывать, что мои стихи остались без ваших коментариев
Иосиф Бобровицкий 09.09.2025 08:55 Заявить о нарушении