Семья Ваджры и Семья Лотоса

В буддизме "Семья Ваджры" (Ваджраяна) и "Семья Лотоса" (Амидаизм) — это два из пяти духовных семейств или категорий бодхисаттв и будд, объединенных по символике и качествам, которые они трансформируют или олицетворяют. Они отличаются как по символам, так и по качествам, которые воплощают. И предназначены они для людей разных свойств.

Семья Ваджры символизирует твёрдость, решимость и непоколебимость на пути к просветлению. Ваджра в буквальном смысле означает "алмаз" или "молния" и символизирует прочность, несокрушимость и чистоту учения Будды. Это мужское начало, связанное с упая (искусные средства) и состраданием, которое в ритуалах сочетается с женским началом — колокольчиком (символом мудрости - праджня). Семья Ваджры трансформирует гнев и упрямство в мудрость и решимость.

Семья Лотоса ассоциируется с трансформацией страсти и привязанности в чистую мудрость и сострадание. Лотос в буддизме — символ чистоты, духовного пробуждения и непорочности, возникающий из грязи, но остающийся чистым. Семья Лотоса связана с одним из пяти дхьяни-будд (например, Амитабха) и олицетворяет мягкость, красоту и преодоление страстных желаний через глубокую духовную практику.

В классификации пяти семейств дхьяни-будд:

    Вайрочана — Семья Татхагаты (неведение)

    Амитабха — Семья Лотоса (сладострастие/страсть)

    Ратнасамбхава — Семья Драгоценности (ревность)

    Акшобхья — Семья Ваджры (гнев)

    Амогхасиддхи — Семья Кармы (зависть)

Таким образом, основное отличие между Семьей Ваджры и Семьей Лотоса — это символика и тип трансформации основных омрачений: Ваджра связана с трансформацией гнева и выражает несокрушимую силу духа, а Лотос — с трансформацией страсти, символизируя чистоту и духовное пробуждение.

Эти семьи также отражаются в различных мандалах, ритуалах и гимнах в традициях Тантрического буддизма (Ваджраяны), где каждая семья имеет своих бодхисаттв и будд-покровителей с индивидуальной цветовой и духовной символикой.

    Основные будды и их функции, связанные с Семьёй Ваджры:

    Будда Акшобхья — Дхьяни-будда Семьи Ваджры, символизирует трансформацию гнева в зеркало мудрости. Он олицетворяет устойчивость, нерушимость и решимость духа. Акшобхья помогает преодолеть внутренние преграды и злобу.

    Ваджрапани (Молния в ладони) — бодхисаттва силы и могущества, защитник Будды, символизирует гнев, трансформированный в духовную силу. Ваджрапани ассоциируется с активностью, энергией и защитой от негативных сил.

    Ваджрасаттва (Алмазный Ум) — бодхисаттва очищения кармы, воплощает чистоту и совершенство, помогает избавиться от загрязнений ума и тела, укрепляет практику чистоты.

Семья Лотоса в буддизме тесно связана с Буддой Амитабхой и символизирует трансформацию страсти и привязанностей в чистую, бескорыстную мудрость и сострадание.

Амитабха (Амида, Амитаюс) — главный будда Семьи Лотоса, олицетворяющий безмерный свет и бесконечное сострадание. В традициях Ваджраяны он связывается с очисткой и преодолением омрачения, называемого "привязанностью" или "сладострастью" (каме клятва). Вместо разрушительного проявления страсти Семья Лотоса направляет эту энергию на развитие внутренней чистоты, духовной красоты и любви к жизни.

Лотос, как символ семьи, растёт из грязи, оставаясь при этом чистым, что отражает идею о преодолении мирских желаний и обретении невозмутимости и просветления. Именно поэтому Семья Лотоса считается символом духовного возрождения, мягкости и чистоты сердца, что предлагает альтернативу страстям и омраченным эмоциям.

Таким образом, Семья Лотоса связывает страсть с возможностью духовной трансформации — от омрачённой привязанности до чистой любви и мудрости через практики и посвящения Амитабхи.

Сообразно природным условиям свойства народов, населяющих те или иные области мира так же различаются. Суровые условия Тибета и Монголии требуют от жителей решимости, твёрдости, жёсткости и упрямства - то есть проявления качеств Ваджры, негативным проявлением чего является гнев. Мягкий климат Юго-Восточной Азии формирует в людях свойства "воды" - "текучесть", "прилипчивость", негативным аспектом чего является жадность, желания, привязанность, цепляние.
 Соответственно, на Севере и Западе превалируют школы Ваджры с непреклонным Акшобхья и яростным Ваджрапани, а на Юге и Востоке - школы Лотоса с милосердным Амитабхой и сострадательной Гуань-Инь.
   Тем не менее, все дхьяни-будды почитаются во всех школах буддизма. Например, обряд Пхова (осознанное умирание) с главенством Будды Амитабха проводится школами Кагью и Ньингма семейства Ваджра.

 

          Основные характеристики и функции Будды Акшобхьи:

    Акшобхья символизирует трансформацию гнева в зеркало мудрости, позволяющей видеть вещи такими, какие они есть, без искажений и омрачений. Он олицетворяет интеллектуальную остроту, чистоту и нерушимость духа, подобную алмазу или молнии.

    Цвет его тела — синий, что символизирует глубину, спокойствие и непоколебимость. Он управляет Восточной Чистой Землёй Абхирати, что переводится как «Высшая Радость» или «Совершенная Радость». В иконографии часто изображается в позе лотоса, с правой рукой в жесте «касания земли» (бхумиспарша-мудра) и с ваджрой в левой руке — символом его семейства. Его шакти (тантрическая супруга) носит имя Лочана и сопровождается двумя слонами, символизирующими непоколебимость учения.

Будда Акшобхья помогает преодолевать негативные эмоции, особенно гнев и раздражение, преобразуя их в мудрость и спокойствие. Его энергия направлена на очищение ума и развитие внутренней силы и устойчивости. Акшобхья — символ нерушимости и силы духа, который ведет практикующих к глубокой, чистой и ясной мудрости, необходимой для полного освобождения и просветления.
   Будда Медицины изображается абсолютно точно как синий Акшобхья, но в опущенной правой ладони у него - веточка целебного растения. Во Вьетнаме он называется "Зыок Сы Лыу Ли Квам Вым Фат" - "Будда Медицины, царь Будд".


      Основные характеристики и функции Будды Амитабха (АдиДаФат во Вьетнаме)

   Будда Амитабха — один из самых почитаемых будд в буддизме Махаяны и особенно в школе Чистой Земли (Амидаизм). Его имя на санскрите означает «Безграничный Свет» и символизирует свет просветления, который распространяется на все существа. Он считается правителем Западной Чистой Земли — Сукхавати, места, где все, кто искренне обращается к нему с верой, могут переродиться и достичь просветления. Амитабха является символом сострадания, милосердия и бесконечной любви к живым существам, принимая под свою защиту всех, кто взывает к нему. В традиции Чистой Земли ключевым является его обет — не достигать окончательного просветления, пока все существа не будут спасены.

    В иконографии Амитабха изображается в красных тонах, сидящим на лотосе, символизирующем чистоту и духовное возрождение. Его часто сопровождают бодхисаттвы Авалокитешвара (символ сострадания, женская ипостась - Гуань-Инь) и Махастхамапрапта (в Тибете - Манджушри, символ мудрости). Практика обращения к Амитабхе включает повторение мантр и визуализацию, что помогает верующим достичь рождения в Чистой Земле и последующего просветления.

Таким образом, Амитабха — это олицетворение бесконечного света и сострадания, предоставляющий путь спасения и просветления через веру и преданность, особенно в школе Чистой Земли.



Автор перевёл на русский язык тайную сутру Ваджраяны (Субахупарипричха-сутра) и тайные тексты дзэн ("Сутры Майтрейи") - желающие почувствовать разницу могут ознакомиться с ними на странице автора.

---------------------------------------------------------

  Необходимо упомянуть о фигуре Майтрейи - Будды грядущего, общего для любых школ. 
   Культ Будды Майтрейи особенно широко распространён в странах Восточной и Центральной Азии, прежде всего в Китае (где он известен как Милэ), Корее (Мирык), Японии (Мироку). Однако он, конечно, почитается так же и в Тибете и Монголии. Особенно развит культ Майтрейи в монгольском буддизме, где его называют Майдар, и существует множество ритуалов и праздников, посвященных ему, например, Майдари хурал. В Китае и Японии Майтрейя часто связывается с образом "смеющегося Будды" Хотэя (Бо Дай, кит.), символизирующего благополучие и радость.

   В Тхераваде Майтрейя упоминается в палийских текстах как будущий Будда, который придет после Будды Шакьямуни, чтобы возродить дхарму и направлять живых существ к просветлению. Однако культ и почитание Майтрейи в Тхераваде гораздо менее выражены и менее ритуализированы по сравнению с Махаяной и Ваджраяной. В  Лаосе, Камбодже и Тайланде культ Майтрейи существует как часть буддийской традиции и верований, но не играет доминирующей роли, сохраняя философское и символическое значение будущего просветления и спасения всего живого.

    Весьма значительное почитание Майтрейи сохраняется в таких странах Юго-Восточной Азии, таких как Мьянма и Вьетнам - ибо ведущая там традиция это Махаяна. Во Вьетнаме он и изображается как "Хотэй" - только руки у него не подняты вверх.

   Майтрейя — бодхисаттва будущего Будды*, который (будущий Будда) по преданию сейчас пребывает на небесах Тушита и придёт в мир (в мир адепта, исповедующего Махаяну - персонально!) в будущем для восстановления и возрождения дхармы, когда она окончательно деградирует. Его появление предвещает новую эпоху мира, справедливости и духовного процветания. Опять же - не "во всех странах глобуса", а в персональном мире сознания адепта.

 Культ Майтрейи в этих странах связан с ожиданием грядущего Будды, который принесёт в мир новое учение и спасение. В истории были случаи, когда монахов и лидеров провозглашали воплощениями Майтрейи*, что приводило к социальным и религиозным движениям.

   * Что такое "бодхисаттва будущего Будды"? Это тулку-тертон (см.), перерождающийся снова ради блага живущих, чтобы принести в мир Свет и Благую Весть. Такого лидера, осознанного перерожденца, в которого периодически входит дух его прошлого воплощения бодхисаттвы 10-го века, автор знает лично, являясь его смиренным учеником и наблюдая многочисленные необъяснимые чудеса и исцеления. Главной фигурой на алтаре его горного дзэн-монастыря является именно Майтрейя - но здесь, во Вьетнаме, его зовут Зи Лак. Это толстый улыбающийся лысый человек с огромным животом, держащий в правой руке лодочку, а в левой - связку монет. На иллюстрации - автор вместе с супругой и Мастером под сенью Зи Лака.

Будда Майтрейя может держать в руке множество различных предметов, символизирующих различные значения фэн-шуй. Распространенными предметами являются денежные мешочки или связки золотых монет, символизирующие богатство и процветание; скипетр символизирует власть, славу и всё, что идёт по плану; персик символизирует здоровье и долголетие; а нефрит символизирует удачу и везение.

1. Связка золотых монет или денежных мешочков: символ денег, богатства, удачи и изобилия, очень подходит для семей, занимающихся бизнесом и торговлей.
2. Скипетр: Этот жезл символизирует власть, статус, славу, авторитет и желание, чтобы всё всегда было успешно и по плану.
3. Персик: символизирует здоровье, долголетие и процветание.
4. Нефрит: символизирует удачу и везение.
5. Нитка чёток: обычно идёт в тканевом мешочке, символизирующем просветление и благость.
6. Лодочка - "парамита", "переправа" через океан страданий сансары.
   
   Нежная улыбка Майтрейи излучает радость, рассеивая печаль и стресс .

Таким образом, Майтрейя особенно почитается в махаянском буддизме Восточной Азии, где он играет важную роль как символ грядущего спасения и обновления буддийской традиции.

   На благо всех живых существ.


Рецензии