14. Слово восхваления Учения. Тхиен и Дао

 Начало здесь http://stihi.ru/2025/08/05/2133 

 Продолжение перевода "Книги Будды Майтрейя" тайной школы "лесной традиции" вьетнамского Тхиен направления Нам Тонг (Южная Школа, кит. Нань-цзун).
  Нам Тонг  - это школа медитативной практики и буддийского учения во Вьетнаме, являющаяся частью общей традиции тхиен (вьетнамский дзэн), которая произошла от южнокитайского чань-буддизма.
 
 (Существует также направление Чан Нян Тонг - не "лесные отшельники" - которое также связано с медитацией, учит гармонии внутреннего и внешнего, доброте и альтруизму для достижения здоровья и умиротворения. Министерство Здравоохранения Вьетнама проводит онлайн-обучение в рамках этого направления.)
   Сам термин "тхиен", как и "дзэн", происходит от санскритского слова "дхьяна", означающего "сосредоточение" или "созерцание".



          Учение возвышенного Слова

1.
   Предоставление и охрана ветра, защита тела и сознания,
   Призыв души к возрождению благословенному.
   Бесчисленные благости, моральные предписания,
   Во множестве мест помочь Стремление,
   Поддержка жизней и Благословение.

2.
   Сеть Дао укрепляет поднебесье,
   Перемены следуют за дорогой Дао,
   Небесная благодать принимается и возвращается -
   Чтобы собственный свет чисто сиял.

   Покровительство небес создает основу,
   Небесные врата с нежностью открыты,
   Благословение и счастье небесных хранилищ,
   Яркий свет спасает и направляет,
   Печать силы множественные жизни  защищает
   Восстановление "трех установлений" и духовную добродетель.
   Духовное восстановление помогает,
   Все сферы и пространства покрывая,
   Обращение к сердцу Небес и благословению."

3.
   Поклонение Девяти Скрытых Ламп,
Почитание Семи Прародителей, призывая их защиту.
Передача Учения — троекратное восстановление позиции,
Небесное спокойствие, порядок на Пути,
Сотрясение троекратных, девятеричных и семеричных уровней,
Повторение слов на трёх алтарях
Окутывает белый свет благодати великого сострадания.

4.
   Проявление жизни во множестве живых существ, шесть призывов, передача Печати, создание Небесных Врат, в лесу Истины - приближение к чистой сангхе, троекратное призывание, добродетель внутри. Свет Срединного Пути, высшая Дхарма, пребывание в медитации, призыв приказа, защита Юга, сто тысяч святых. Светлая речь, три мира, восстановление моральных обетов, взращивание духовного сердца.



   Комментарии переводчика (по номеру строфы).



1.
Эта строфа представляет собой краткое молитвенное и философское изложение основных понятий буддизма и дзэн. Он подчёркивает важность учения, подъема сознания и силы мантр в духовной практике. Далее говорится о необходимости защиты физического и ментального тела, оберегания души через ритуальные действия (ветер, дыхание как жизненная сила). "Предоставление ветра" - сила духа, получаемая адептом на Пути.

Призывается к возрождению (перерождению) с благословением, подчеркивается важность многих благ и моральных законов, которые направляют человека на духовный путь. Стремление к спасению и помощи проявляется в поддержке жизни на всех её уровнях. В целом, этот фрагмент — концентрированное выражение буддистской идеи просветления через защиту, очищение и духовный рост, что является фундаментом дзэнской практики.


2.
Этот отрывок выражает суть духовного пути в дхьяне ("тхИен", медитации) дзэн-буддизма, где акцент делается на поиске истинного рождения в духовном мире (перерождении), спасении, единстве учений и защитных силах "светового излучения". Открытие "небесных врат" и благословение Учителя указывают на путь к высшему состоянию ума и гармонии.  В дзэн нет прямого понятия "Небесные Врата" - этот термин является отсылкой к буддийскому символизму и китайской горе Тяньмэньшань, чье название переводится как "Небесные Врата". С давних времен китайцы придают этой местности мистическое значение. Ведут наверх 999 ступеней, легенды гласят, что если пройти этот путь до Небесных врат, то достигнешь просветления.

 Термин "три установления" (или "три характеристики бытия", "три признака существования") относится к трилакшане  — фундаментальным принципам, описывающим природу всего сущего. Это: непостоянство (аничча), неудовлетворенность/страдание (дуккха) и отсутствие неизменного Я (анатта).


3.
Это ритуальное и почтительное обращение к духовному наследию, к предкам и духовным учителям, символизирующее связь с корнями и укрепление духовного пути. Числа 3, 7 и 9 имеют сакральное значение в восточной духовной традиции, выражая идею целостности, совершенства и цикличности.


 Значение "Cuu Huyen That To"

    "Cuu Huyen" (Девять поколений) включает в себя 9 поколений предков: начиная с высших предков и постепенно спускаясь к более близким родственникам. Это и есть "Девять скрытых ламп" - скрытых тьмой времени.
   Также это связано с чакрами. Концепция "Девяти чакр" не относится к основной буддийской доктрине, а является вариацией концепции чакр, которая происходит из древнеиндийских учений, в первую очередь из индуизма и йоги - традицией "Натхов".

"Семь Прародителей" (вьетнамский термин: Tong That To) —  духовные предки и учителя, которые считаются основателями и носителями передачи учения в традиции дзэн-буддизма. В восточноазиатской буддийской традиции, включая дзэн, очень важна парампара — непрерывная передача учения от Будды через последовательность патриархов и мастеров, которые сыграли ключевую роль в формировании и развитии конкретной школы или линии дзэн. Они олицетворяют духовную преемственность, веру в прямую передачу "от сердца к сердцу" познания природы Будды.
    Это понятие подчеркивает глубокую связь человека с многовековой родовой линией и важность уважения и благодарности к предкам, что является важным элементом в духовности и традициях Вьетнама.

   Строфа представляет собой религиозные призывы и просьбы о защите и благословении от предков и высших сил. Здесь звучит почитание, восхваление и прошения о душевном и физическом покое, а также духовной поддержке, которые обеспечивают гармонию и благополучие потомков.

    Произнесение мантр и ритуальных формул как способ установления связи с предками и космическими силами. Обращение к "небесным вратам" и "чистой семье"  символизирует стремление к духовному возрождению и спасению. Упоминание о "трёх призывах", "сто тысячах святых" и "троекратном восстановлении моральных ограничений и обетов" указывает на комплексную практику, направленную на очищение и покровительство.


4.

Великая печать или Махамудра означает полное пробуждение ума и как бы скрепление печатью его просветленности.
 
Понятие "три мира" относится к Трёх сферам (или Трилока, санскр. Tridhatu): Сфере желаний (кама-дхату), Сфере форм (рупа-дхату) и Сфере не-форм (арупа-дхату). Эти сферы представляют собой не столько физические миры, сколько разные состояния бытия и сознания, через которые проходят существа в процессе перерождения в сансаре.

Лес Истины - лес на горе, где расположен монастырь "Тайной Школы" лесной традиции Тхиен.

"Защита Юга" - семь священных гор на юге Вьетнама. Это комплекс вершин Байнуй в провинции Анзянг, известном регионе с сильным влиянием чампа. Среди них самой известной является гора Тхиенкамшон, также известная как Шелковая гора.  В соседней провинции Тэйнинь установлена величайшая во Вьетнаме статуя Будды Майтрейи ("Зи Лак" - вьет.) - на вершине горы Ба Ден: её вес составляет около 5100 тонн, а создана она из песчаника (иллюстрация).

В целом, данная строфа — это мощный ритуальный призыв, обеспечивающий защиту, просветление и духовное возрождение читателя или молящегося. Он связывает все уровни бытия: от множества живых существ до высших духовных сил, и акцентирует на соблюдении обетов и сосредоточении в медитации.

Это выражение глубокой веры в связь между человеком, космосом и духовной иерархией, которая помогает преодолевать страдания сансары и приближаться к нирване через практику внимательности, призывов и соблюдения заповедей. Такой текст используется в церемониях и медитативных практиках дзэн, чтобы настроить практикующего на духовную защиту и внутреннее просветление.



         Различия между Дао и Чань (Тхиен, Дзэн).

   В тексте "Секрет Золотого Цветка" (Дао) часто упоминаются дзенские случаи, например, как Бодхидхарма успокаивал ум Хуэйкэ. Также есть упоминания даосизма в редких дзенских текстах, один из которых перед вами.

В этой книге есть отрывок, в котором говорится: "Наша школа отличается от изучения чань тем, что у нас есть поэтапные доказательства эффективности", что, как я понимаю, является разницей между даосами, проверяющими конкретные психологические состояния, которых они пытаются достичь на практике, в то время как дзен-буддисты с меньшей вероятностью рассматривают конкретные психологические состояния или практики как существенные и, следовательно, не прилагают усилий для их проверки.
 Даосизм гораздо более предписывающий, чем дзен. Одна из легенд гласит, что он был написан как инструкция о том, как управлять страной - отчасти чтобы соперничать с конфуцианскими идеями того времени.

Хотя есть общее тут и там, но помимо различия очевидны. Дзен почти ничего не говорит об Инь и Ян, ни о преимуществах жизни вокруг "инь". Ничего о "руководстве, оставаясь позади", или о том, что "гравитация является корнем легкости", ничего о том, как "мягкое ездит по самому твердому", или о том, как умирает смелость и живет осторожность, никаких забот о "проживании долгой естественной жизни". Дзен не беспокоится об этом. 


Рецензии