Восемь состояний ума
Фото: автор текста, СуФу Nam Tong - великий тулку, тертон, Мастер и наставник группы дзэн-преданных. Фотографировал переводчик, автор данной страницы стихи.ру.
Перевод внизу.
1. Ta Tam
• La tam sai lac, me lam, khong huong ve dao.
• Nguoi chap vao ta kien, tin theo ;ieu khong dung, theo duoi danh loi, me tin hoac tham – san – si dan duong.
• Day la tang thap nhat, can phai lia bo.
2. Nguy Tam
• La tam gia doi, khong that.
• Nguoi co nguy tam ben ngoai th; hien thien nhung ben trong van con chap nga, con phan biet, con vi danh loi.
• Nguy tam nguy hiem vi de che lap, khien hanh gia lam tuong minh da tien xa.
3. Tieu Tam
• La tam nho hep, chi lo giai thoat cho rieng minh, chua mo rong den tha nhan.
• Day la can co tieu thua, thien ve tu tu, chua co dai nguyen cuu do.
• Tuy khong sai, nhung han hep, chua tron ven con duong Bo Tat.
4. Thien Tam
• “Thien” co nghia la nghieng lech (khong quan binh) hoac cung duoc hieu la thien kien.
• Nguoi co thien tam chi thay mot phan chan ly, chua vien dung toan dien.
• Vi du: chap mot phap la cuu canh, bo quen phap khac, nen tam con lech.
----------------------
5. Chanh Tam
• La tam ngay thang, dung dan, khoi huong ve dieu thien, dieu lanh.
• Nguoi co chanh tam biet quy huong Tam Bao, giu gioi, hanh thien, tu theo Chanh phap.
• Day la nen tang ban dau da buoc vao dao.
6. Chan Tam
• La tam chan that, khong hu v;ng.
• Nguoi dat chan tam song voi tu tanh thanh t;nh, thay ro cac phap la duyen sinh, khong chap truoc.
• Day la coi nguon tri tue, duoc cac kinh g;i la Phat tanh, ban tam.
7. Dai Tam
• La tam rong lon, bao la, huong ve loi ich chung sinh, phat Bo Tat Tam.
• Nguoi co dai tam khong tu chi cho rieng minh, ma phat nguyen do tan chung sinh.
• Day la hanh nguyen “dai thua” dua toi giac ngo vien man.
8. Vien Tam
• La tam vien man, toan dien, tron day.
• Nguoi dat vien tam thi thay van phap binh dang, khong thien lech, khong chap truoc.
• Day la canh gioi cua cac bac Dai Bo Tat, cua Phat, dung thong tat ca phap mon.
---------------------
Tom lai:
• Bon tam sau (Ta, Nguy, Tieu, Thien) la lech lac, han hep.
• Bon tam sau (Chanh, Chan, Dai, Vien) la chanh huong, vien man.
• Nguoi tu can nhan ra minh dang o dau de dan dan chuyen tu Ta; Chanh; Chan; Dai; Vien.…
Вот перевод текста на русский язык с пояснениями по каждому виду ума:
1. Злой ум (Ta Tam)
Это искажённый, омрачённый ум, не направленный к пути. Человек с таким умом придерживается ложных воззрений, верит в неправильное, гонится за славой, богатством, следует суевериям или подвержен жадности, гневу, неведению. Это самый низкий уровень, который необходимо оставить вместе с заблуждением и омрачённостью.
Проявления: погоня за славой, деньгами, ложные воззрения, жадность – гнев – неведение. Задача: осознать ошибки, вернуться к Истинному Учению.
2. Лживый ум (Nguy Tam)
Это лживый, неискренний ум. Такой человек внешне может казаться добродетельным, но внутри всё ещё привязан к себе, различает, стремится к славе и выгоде.
Лживый ум опасен тем, что его трудно распознать, и практикующий может ошибочно думать, что уже достиг прогресса. Лживый (Nguy)- фальшив, неискренен. Внешне добрый, но внутри — эгоизм, стремление к славе. Практиковать необходимо искренне, отбросить ложь.
---
3. Малый ум (Tieu Tam )
Это ограниченное сознание, сосредоточенное только на собственном освобождении, без стремления помочь другим. Это уровень Хинаяны — узконаправленной личной практики без великого обета. Хотя такой путь не является ошибочным, он ограничен и не завершает путь бодхисаттвы. Малый (Tieu)- это узость, эгоизм. Стремится только к собственному освобождению. Надо расширить сердце, направить усилия на благо других.
4. Уклончивый / Склоняющийся ум (Thien Tam) - "лучший из худших".
«Thien» может означать односторонний, либо — предвзятый.
Человек с таким умом видит истину лишь частично, не воспринимая её в полноте.
Пример: кто-то считает одну практику абсолютной, отвергая другие — отсюда возникает искажение. Уклончивый - одностороннее отклонение, неполнота. Требуется не быть привязанным к одной практике, оставить одностороннее восприятие. Учиться целостно, быть открытым.
5. Праведный ум (Chanh Tam)
Это прямой, правильный ум, устремлённый к добру и благости.
Обладатель праведного ума обращается к Трём Драгоценностям (Будда, Дхарма, Сангха), соблюдает обеты, творит добро, практикует в соответствии с Истинным Учением. Праведный - прям, правилен. Делает добро, соблюдает обеты, верит в Три Драгоценности. Становится начальной основой для вступления на духовный путь, развивая добрый ум.
6. Истинный ум (Chan Tam)
Это подлинный, искренний ум, свободный от иллюзий. Тот, кто достиг истинного ума, живёт в чистом собственном Природном уме, видит, что все явления обусловлены, не привязывается ни к чему. Это источник мудрости, в сутрах именуемый Природой Будды, изначальный ум. Видит взаимозависимость явлений.
7. Великий ум (Dai Tam)
Это великое, безграничное сердце, устремлённое к благу всех существ — это ум бодхисаттвы. Обладатель великого ума практикует не ради себя, а даёт великий обет спасти всех живых существ. Великий (Dai) - широта, безграничность. Ум бодхисаттвы, живёт ради других, спасает всех живых существ, практикует сострадание. Это великая практика Махаяны, ведущая к полному пробуждению.
8. Совершенный ум (Vien Tam)
Это целостный, завершённый ум, без остатка.
Достигший такого ума видит равенство всех явлений, свободен от предвзятости и привязанностей. Совершенный (Vien)- Целостный, полный, равностный ум, постигающий все учения, достигает состояния Будды: полной мудрости и вселенского сострадания. Это уровень великих бодхисаттв и Будд, вмещающий и применяющий все пути Учения.
Итог:
Первые четыре ума (Злой, Лживый, Малый, Односторонний) — это ограниченные и искажённые состояния.
Последние четыре (Праведный, Истинный, Великий, Совершенный) — это направленные к пробуждению, глубокие и всесторонние.
Практикующему важно осознать, на каком уровне он находится, и постепенно продвигаться:
от Злого - к Праведному, затем - к Истинному, потом к Великому и - к Совершенному уму.
Заслугу от перевода автор посвящает благу всех существ и избавлению их от страданий.
Свидетельство о публикации №125082804194