Желание - жжёт

    Возьмём три утверждения из сокровищницы мудрейших и рассмотрим.

1. Йога Васиштха: "Те, кого ты видишь как красавиц, украшенных драгоценностями, - это создания твоего собственного непонимания, волны на поверхности океана собственной похоти."

2. "И нахожу я, что горше смерти женщина, потому что она – западня, и сердце ее – тенета, руки ее – оковы; угодный Б-гу от нее убежит, а грешник – ей попадется."
   (Коэлет, в греческом исковерканом переводе - "Экклезиаст", Шломо hа-Мелех)

3. "Ницху ли банай": "И победят Меня построения (банай) мои". (Трактат Бава Мециа, 59:2)

 Слова "женщина", "желание" и "жечь" - однокоренные, что означает: выйти из мира сансары (мира форм и желаний) способен лишь тот, кто все свои желания направит на то, чтобы выйти. При этом необходимо обнулить все мешающие желания, о чём и говорил Будда. Потому что на самом деле любое другое желание - это погоня за иллюзией, ибо объекты не имеют самости. Победить Демиурга - "творца этого мира" можно лишь умо-построениями, опираясь на логику Нагарджуны и в результате отказавшись от этой погони. Это и означает "победят Меня построения Мои", ибо "творец этого мира" - собственный ум индивида.


    Прокомментируем и разберём данные выводы.

   Основная мысль.

   В мире сансары — мира форм, желаний и иллюзий — любое наслаждение и желание является иллюзорным отражением невежества и привязанности. Те «красавицы, украшенные драгоценностями», которых мы воспринимаем, — всего лишь продукт собственного непонимания, внутренней похоти, подобно волнам на поверхности океана.

Связь слов «женщина», «желание» и «жечь».

    В классической буддийской символике женщина часто ассоциируется с желанием (кама) — одной из главных причин попадания в круговорот сансары. Это не буквальное осуждение пола, а метафора страстей, которые «жгут» ум. Слово «жечь» символизирует внутреннее горение страстей — страстное влечение, которое поджигает ум, не давая достигнуть спокойствия, освобождения.
   Из сказанного видно, что все желания имеют одну «корневую» природу — это жажда и привязанность, обманывающие ум своим «красочным» обликом.

  Победа над миром желаний через внутренние «построения».

    Цитата «И победят Меня построения (банай) мои» указывает на то, что мы сами создаём и поддерживаем помещение своей души в мир сансары — через ментальные конструкции (построения, субъективные представления, кармические образы). По беспрецедентно запредельной логике Нагарджуны (главного философа Мадхьямики), все явления лишены собственной сути (пустота или шуньята), и мир — это конструкция ума.

    Чтобы выйти из сансары, необходимо направить все свои желания на освобождение от желания, то есть обнулить и преобразовать мешающие устремления и привязанности, что и было сутью Учения Будды. Второй Будда - Нагарджуна - учил, что подлинное освобождение возможно только через постижение пустоты и отказ от цепляния к иллюзиям.

   Победа над Демиургом или "творцом мира".

    «Демиург» — метафора ума индивида, через который создаётся и поддерживается мир, воспринимаемый как реальный. Победить Демиурга можно через тотальный нагарджуновский анализ его «построений» — то есть разрушение ложных представлений и привязанностей, приводя ум к состоянию пустоты и покоя. Это и есть «победят Меня построения Мои» — истинная власть над иллюзиями достигается осознанием их условности и пустотности.

   Итак, три приведённые цитаты вместе отражают глубокую идею. Видимые миры и желания — иллюзии, создаваемые умом, облачённые в виду красок страсти и привязанности. Женщина в метафорическом смысле — образ желаний, опасных для освобождения, жгущих ум своей силой. Освобождение возможно лишь через интеллектуальный и духовный труд, трансформацию желаний, направленных к постижению пустоты и нирваны. Победа над миром — это победа над собственными ментальными конструкциями и обусловленностями, что совпадает с учениями Нагарджуны о пустоте и природе сансары.

    Мир форм и желаний ("сансара") — это иллюзия, порождаемая нашим собственным непониманием, похотью и страстью; то, что мы видим как привлекательное и ценное (например, «красавицы с драгоценностями») — лишь волны на поверхности океана нашей собственной похоти, то есть продукт ума, запутавшегося в желаниях.

    Метафора женщины как «западни» — не буквальное обвинение, а символ опасности желаний. Желания «жгут» ум, подобно пожару, который удерживает нас в круговороте рождений и смертей, не давая обрести настоящую свободу.

    Фраза «И победят Меня построения мои» показывает, что мы сами создаём и поддерживаем этот мир желаний, мир сансары — через свои ментальные построения, страсти, мысли и привязанности. Однако с помощью построений мы способны и победить их, скальпелем анализа рассекая невежество и обнаруживая пустотность этих конструкций — у них нет собственной сути.

Тот, кто хочет освободиться, должен направить все свои желания именно на это — на выход из круга перерождений, прекращение своих ментальных построений-иллюзий. Это означает обнуление мешающих желаний и ложных привязанностей, чтобы освободиться от страдания и прийти к просветлению.

«Победить» мир, или «Демиурга» как творца этого мира, — значит разрушить иллюзорные построения ума, понять их условность и пустотность, что и есть истинное освобождение.

Итак, выйти из Колеса сансары способен лишь тот, кто преобразует (обнулит) все свои желания, направив все их на освобождение, осознав, что весь мир — всего лишь творение ума, демон-страция иллюзии, которую можно победить с помощью мудрости и осознанности.



   Практические аспекты «обнуления» желаний в буддийской традиции — это ключевой приоритет на пути к освобождению от страданий и выходу из сансары. Вот как это понимается и реализуется на практике:

1. Осознавание желаний.

    Первый шаг — наблюдение и осознание собственных желаний без оценки и подавления. Практика осознанности (сатипаттхана) помогает видеть, как желания зарождаются, развиваются и вызывают страдания. Осознавая природу желаний, можно распознать их обусловленность и иллюзорность.

2. Размышление о непостоянстве и пустотности.

    Постоянное размышление о анитья (непостоянстве) и шуньята (пустоте) помогает обрести непривязанность к желаниям. Понимание, что все объекты желаний изменчивы и не имеют сущности, снижает их притягательность. Медитация на непостоянство и пустоту разрушает иллюзии, питающие желания.

3. Практика моральной дисциплины (шила.)

    Соблюдение этических правил помогает ограничить порождение новых страстей и желаний, очищает ум от негативных склонностей. Это включает воздержание от вредных действий и разработку добродетельных привычек.

4. Тренировка концентрации (самадхи).

    Умение сосредотачиваться на объекте медитации уменьшает рассеянность, которая увеличивает желания и страсти. Сосредоточение стабилизирует ум, снижая его зависимость от внешних воздействий и внутренних порывов.

5. Развитие мудрости (праджня, отсюда - "праздник", блаженство, покой).

    Постижение истинной природы реальности, понимание пустоты и причинно-следственных связей ведут к освобождению от цепляния за желания. Мудрость является критически важной для окончательного «обнуления» желаний, поскольку желание основано на непонимании.

6. Применение практик отрешения и отпускания.

    Регулярная практика отпускания (выпускание желаний без сопротивления) ведет к внутренней свободе. Это не означает отрицание жизни, а освобождение от зависимости и рабства перед объектами желания.

7. Помощь наставника и духовной общины.

    Поддержка опытного Учителя и сообщества единомышленников помогает преодолеть препятствия и не запутаться в собственных желаниях.


«Обнуление» желаний — это постепенный, последовательный процесс распознавания, понимания, трансформации и отпускания желаний через этическую дисциплину, медитацию и развитие мудрости. Это не подавление желаний силой, а их осознанное преодоление и освобождение от страстей, создающих страдания и сансарический круг.

   Сравним голову существа на иллюстрации и изображение матки с фаллопиевыми трубами-рогами: они идентичны по очертаниям. Символика рогов весьма древняя, сохраняющая связь с животными, первобытными желаниями и культами силы, плодородия и власти. Да, это отражение Демиурга в зеркале.


Рецензии