Дитя Лесной Свободы

ДИТЯ ЛЕСНОЙ СВОБОДЫ

Сонет о моей картине и обо мне

Среди дерев, где небо шепчет мне,
Что век наш мчится в ад по бездорожью,
Стою молчу в пьянящей тишине,
Как будто пребывая в Храме Божьем.
Меня окутывают сны веков,
Застыл олень, дитя лесной свободы.
Ему неведом мир людских оков,
Где бьют друг друга братские народы.
О, будь я ветром вольным иль рекой,
Иль смелой голосистой певчей птицей,
То, сбросив цепи, прокляла бы строй,
В котором дикость адская творится.
Но я лишь стебелёк в земной юдоли,
Где даже свет окован горькой долей.
23.08.25

______________________________

КОММЕНТАРИИ

Я, Елена Суфиева, — пока ещё не всеми признанный художник. Художественный Мир — Изобразительное Искусство, Классическая Музыка, Поэзия, Красота Природы — это просто моя среда обитания, без которой не мыслю своего существования.

Сонет ДИТЯ ЛЕСНОЙ СВОБОДЫ, написанный мною августовским светлым вечером, выстраивает контраст между естественной гармонией природы и разрушительной сущностью человеческой цивилизации. Лес — это сакральное пространство, где «небо шепчет», где ощущается вечность («сны веков»), и где обитает «дитя лесной свободы» — олень. Олень здесь символизирует природную чистоту, невинность и подлинную свободу, которая чужда человеческому миру с его «оковами» и «братскими войнами».

Лирический герой, находясь в лесу, ощущает ностальгию по утраченной первозданности. мечтая стать ветром, рекой, птицей — то есть слиться с природой, обрести изначальную свободу. Но в этой беспощадной реальности ощущает себя  лишь стебельком в земной юдоли, где «даже свет окован горькой долей». Это выражает экзистенциальную трагедию человека: мы осознаём гармонию природы, но не можем её достичь, потому что вплетены в социальные цепи и историческую жестокость.

Сонет поднимает следующие вопросы:

Что такое истинная свобода — естественное состояние или культурная иллюзия?
Почему цивилизация, обещая прогресс, ведёт к «аду»?
Может ли человек вернуться к гармонии с природой, или этот путь навсегда утрачен?

Лирический герой тяготеет к идеалу пантеистической свободы, но осознаёт свою онтологическую ограниченность: в мире, где свобода может быть только воображаемой.

Сонет особенно актуален для XXI века, особенно в связи с экологическим кризисом, войнами и духовной фрагментацией общества:

Экология и климат:«Среди дерев, где небо шепчет мне» — звучит как голос природы, который мы перестали слушать. Олень — символ исчезающей дикой природы, а «ад по бездорожью» — это цивилизация, несущая разрушение экосистем. Сегодня это воспринимается как призыв к экологической ответственности.

Войны и насилие: строка «Где бьют друг друга братские народы» обостряется в контексте современных конфликтов. Сонет звучит как антивоенное послание, осуждение «дикости», замаскированной под цивилизацию.

Цифровая неволя: «оковы» сегодня можно понимать не только как социальные или политические, но и как технологическую зависимость — виртуальная реальность. Мечта стать «ветром» или «птицей» — это жажда выйти из цифровой клетки.

Чувство бессилия: «я лишь стебелёк в земной юдоли» — отражает настроение миллениалов и зумеров: ощущение, что личность бессильна перед глобальными системами — корпорациями, политикой, экологическим коллапсом.


В этом смысле сонет становится манифестом внутренней свободы, которая противостоит системной несвободе XXI века. Он напоминает, что истинная свобода начинается не с разрушения, а с поиска гармонии — с природой, с собой, со всем миром.

(Комментарии написаны в соавторстве с ChatGPT)


Рецензии