Конкурс на досуге - 258. Задание
Говорят "от любви до ненависти один шаг". Почему так может происходить? Разве любовь близка ненависти? Но не всё так просто, давайте остановимся, чтобы разобраться и задуматься над важным, ведь поэзия - это накал эмоций, а они могут вести не туда, куда хотелось бы...
Объявляется тема 258-го конкурса на досуге:
Homines non odi, sed ejus vitia —
НЕ ЧЕЛОВЕКА НЕНАВИЖУ, А ЕГО ПОРОКИ
_________________________________________
Автор высказывания не найден, несмотря на то, что оно весьма известное и в последнее время очень популярно. Нет безгрешных людей, но бывает, что пороки настолько овладевают человеком, что от него приходится спасаться близкому человеку, особенно, если сам человек не считает необходимым бороться с собственными пагубными привычками и пристрастиями.
Здесь самое время вспомнить Притчи Соломона (23 глава), в которых весьма образно описано подобное состояние:
29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33 глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твоё заговорит развратное,
34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35 И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
Пороки могут касаться не только пристрастия к выпивке. В современном мире много соблазнов и многие не решаются обговаривать их, многие живут с этим годами, делая вид, что в семье всё хорошо, как у всех...
Работа над собой, самоконтроль, осознание собственных слабостей - это, конечно, всё вызывает уважение и требует поддержки. И всё же, как относится к таким людям, которые годами не могут расстаться со своими пороками? Если это любимый человек? Муж? Сын? Дочь?
Обратимся к классикам:
- Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум. /Толстой Лев Николаевич (1828 — 1910)/
- Рядом с нуждой всегда живет порок… /Островский Александр Николаевич (1823 — 1886) — русский драматург/
- Большой порок — это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце — будущий обыватель. /Сухомлинский Василий Александрович (1918 — 1970)/
I. Черновой отрывок,не вошедший в окончательную редакцию поэмы "Цыгане" А.С.Пушкин:
Неоцененный дар свободы!..
Останься посреди степей;
Безмолвны здесь предрассужденья,
И нет их раннего гоненья
Над дикой люлькою твоей;
Расти на воле без уроков;
Не знай стеснительных палат
И не меняй простых пороков
На образованный разврат;
Под сенью мирного забвенья
Пускай цыгана бедный внук
Лишен и неги просвещенья
И пышной суеты наук —
Зато беспечен, здрав и волен,
Тщеславных угрызений чужд,
Он будет жизнию доволен,
Не зная вечно новых нужд.
Нет, не преклонит он колен
Пред идолом какой-то чести,
Не будет вымышлять измен,
Трепеща тайно жаждой мести, —
Не испытает мальчик мой,
Сколь жестоки пени,
Сколь черств и горек хлеб чужой —
Сколь тяжко медленной ногой
Всходить на чуждые ступени;
От общества, быть может, я
Отъемлю ныне гражданина, —
Что нужды, — я спасаю сына,
И я б желал, чтоб мать моя
Меня родила в чаще леса,
Или под юртой остяка,
Или в расселине утеса.
О, сколько б едких угрызений,
Тяжелых снов, разуверений
Тогда б я в жизни не узнал…
Порок и смерть
/Владислав Ходасевич/
Порок и смерть! Какой соблазн горит
И сколько нег вздыхает в слове малом!
Порок и смерть язвят единым жалом,
И только тот их язвы убежит,
Кто тайное хранит на сердце слово –
Утешный ключ от бытия иного.
***
А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен — и в романе,
И там уж торжествует он.
/Пушкин Александр Сергеевич/
Судя по последним строкам мы легко сживаемся с пороками в литературе, перелистывая новые сюжеты, а в жизни? Мы любим и в то же самое время ненавидим, не самого человека, а то, что в нём живёт - ПОРОК, НЕНАВИСТНЫЙ И СТРАШНЫЙ, приносящий боль и разочарование. Сложно писать на эту тему? Но материал очень широкий и взятая глубина может раскрыть гораздо больше, чем мы могли бы себе представить... Так не медлите, дерзайте!
Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь. Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________
Итак, стихи принимаются согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894
Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 40 строк!!!
6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.
ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:
1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!
2. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
3. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!
Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!
Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!
Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Времени на голосование будет дано менее 2-х суток! Успевайте, друзья, будьте внимательны!
ВНИМАНИЕ! Приём работ до 11.00 ВОСКРЕСЕНЬЯ!!! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение! И не думайте, что такая похвала будет лицемерием! В стихах каждого найдётся своя изюминка!
И ещё... не стоит ожидать замечаний и советов на свои стихи от того, кому они просто не нравятся - и такое бывает. Помните, мы все разные. Не может всё всем нравится, особенно по замыслу.
______________________
Иллюстрация: В живописи Питера Брейгеля Старшего (1525–1569) много работ, посвящённых порокам человечества, а также изображений, связанных с физическими недостатками и аллегорические сцены.
На иллюстрации "Страна лентяев" Питера Брейгеля Старшего
Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №125082204119
*
Кольцо в оправе филигранной,
Тетрадь для нот, кривой пюпитр
Остались мне открытой раной,
Она незрима, но болит.
Я чищу камень слабым спиртом,
По нотам пробую играть,
На плечи хрупкого пюпитра
Сажаю толстую тетрадь
И помню то, что не поправишь:
Потертый старый Циммерман,
Тупую лень, упорство клавиш
И ненавистный нотный стан…
Она ж все клавиши любила
За черноту и белизну,
Звала широкие – верзилы,
Жалела тонких ужинУ
И шла по ним как по ступеням,
Что уходили из-под рук,
Любви теченья постепенно
Сменяли холод на жару.
Она любила все нажимы:
От белых - смех стоял вокруг,
От черных - серебристым дымом
Затягивало кожу рук.
Сейчас я вижу это зримо:
Вливалась музыка в сердца…
А мне осталась грусть нажимов
И холод тонкого кольца.
Евгения Белто 23.08.2025 06:30 Заявить о нарушении