Свен Гедин. От полюса к полюсу. Голубая река

ГЛАВА 56. ГОЛУБАЯ РЕКА
**********************

Голубая река, или Янцзы, а также реки Меконг и Салуин берут начало в Восточном Тибете и текут параллельно друг другу по глубоко изрезанным долинам, тянущимся на юг. В то время как Меконг и Салуин продолжают течь на юг, к морю, Голубая река в западном Китае делает резкий поворот на восток, разделяя Поднебесную на две части.

Лишь европейцы называют крупнейшую реку Китая «Голубой». Сами китайцы называют её Великой, или Длинной, рекой, или, на крайнем западе, Рекой Золотых Песков. Только три реки в мире длиннее: Нил, Миссисипи и Амазонка. Обь и Енисей имеют такую же длину, как и «Голубая», а именно 5.200 километров. А Янцзы в среднем переносит в 244 раза больше воды, чем Темза, на которой стоит Лондон!

Но в одном отношении Голубая река превосходит все остальные реки мира. В её бассейне проживает более 180 миллионов человек, а это одна восьмая часть всего населения мира! Наместник двух провинций, расположенных вдоль реки, Хубэй и Хунань, имеет больше подданных, чем любая страна в Европе, за исключением России. Одна только западная провинция Сычуань, через которую протекает Голубая река, по площади и населению сопоставим с Францией. Если сравнивать, Европа кажется значительно меньше!

Вдоль Голубой реки расположен целый ряд древних и знаменитых городов. Чунцин – столица провинции Сычуань. Европейские речные пароходы доходят как раз до него. Ханькоу — крупнейший торговый город Внутреннего Китая /1/. Нанкин, расположенный недалеко от устья Янцзы, был когда-то столицей Китайской империи. К юго-западу от города Ханькоу, на южном берегу Голубой реки, лежит большое озеро. «Озеро» по-китайски звучит как «ху», «кинг» означает императорский город, «пе» — север, а «нан» — юг. Таким образом, Пекин означает «северный императорский город», а Нанкин — «южный императорский город». Хубэй означает «на севере озера», а Хунань — «на юге озера».

Провинция Хунань, расположенная к югу от озера, – одна из самых примечательных во всём Китае. Её жители – сильные, независимые люди и лучшие воины во всей Поднебесной, но они гораздо более нетерпимы к иностранцам, чем другие китайцы. Столица Хунани, Чанша, издавна является рассадником ксенофобии и выступлений против иностранцев.

Самые большие океанские лайнеры доходят до Ханькоу, а небольшие пароходы – до столицы Сычуани. Они – серьёзные конкуренты джонкам, десятки тысяч которых с незапамятных времён обеспечивали перевозку грузов и пассажиров по великой реке.

Существует множество типов джонок: они бывают большие и маленькие, одни предназначены для нижнего, более спокойного течения реки, другие – для порогов провинций Хубэй и Сычуань. И всё же они красивы и функциональны, всегда служат украшением великолепного, постоянно меняющегося ландшафта, по которому река проложила своё русло. Художник мог бы провести здесь всю жизнь, не прерываясь ни на день из-за отсутствия вдохновения.

В некоторых районах для строительства джонок берется кипарис, иногда — тонкие дубовые доски. Эти породы дерева используются для того, чтобы лодка была эластичной и верткой, а также для уменьшения риска протечек на порогах. В опасных местах на борт берут лоцманов. Тем не менее, подсчитано, что каждая десятая джонка садится на мель, а каждая двадцатая тонет. Путешествие из Ханькоу в Чунцин занимает 35 дней, а обратный путь — всего девять дней, так как джонку несет само течение. Спуск по реке — весьма опасен, и именно тут происходит большинство кораблекрушений.

У каждой большой джонки есть на приколе компактная шлюпка, всегда готовая принять пассажиров и грузы. Длина большой джонки составляет 12 метров; она имеет высокие борта на корме и подобие каюты, крытой плетеными соломенными или травяными циновками. Джонка, идущая вверх по течению, может перевозить две с половиной тонны, а идущая вниз по течению, – все шесть. Судно управляется при помощи весел, некоторые из которых настолько велики, что для них требуется восемь человек. Веслами пользуются в основном при спуске по реке, при этом большой руль, служащий штурвалом, позволяет управлять судном. У джонки также есть мачта и парус, который используется только при движении вверх по течению и при попутном ветре. Когда джонка идет вниз по реке, парус сворачивают. Часто судно разгораживается, то есть внутри делается водонепроницаемая переборка, которая не даёт ему немедленно затонуть в случае течи. Поэтому в экстренных случаях судно часто сажают на мель у берега, чтобы оно не заполнилось водой и не затонуло.

Как можно подниматься по реке на такой большой, тяжело нагруженной лодке против сильного, сбивающего течения? Понятно, что даже при самом попутном ветре судно будет подпрыгивать на порогах, как ореховая скорлупка. Чтобы предотвратить это, к передней части джонки крепят стометровый трос, сплетенный из бамбуковых волокон, и с помощью этого троса лодку тянут вверх по течению около шестидесяти человек, идущих цепочкой вдоль берега. Однако берег обычно очень крутой, со скалами, поднимающимися почти вертикально из реки. С обезьяньей ловкостью мужчины скользят по узким каменистым тропам и огибают опасные уступы. При этом они поют, чтобы облегчить себе работу. Следом за ними идут надсмотрщики, управляя тягловыми рабочими криками и ударами; но бьют они не сильно и всегда связкой бамбука, что вызывает больше шума, чем причиняет боль.

Вот таким образом джонку тянут вверх по реке. Часто с скалистой береговой тропы не видно ни лодки, ни реки. Капитан судна общается с рабочими, которые её тянут, при помощи нескольких барабанов на борту. Кроме того, шесть человек постоянно готовы отвязать верёвку, если она зацепится за выступающий край скалы. Несколько других, совершенно голых мужчин, выполняют ту же работу внизу, в воде.

На прибрежных скалах можно увидеть борозды и выбоины, оставленные этими веревками. Такой вид транспорта распространён здесь на протяжении тысяч лет. Около двадцати членов экипажа всегда остаются на борту, чтобы управлять судном, держа его при помощи длинных шестов подальше от берегов, или помогать рабочим при необходимости тянуть джонку против течения.

Эти люди пашут, как рабы на галерах. Их работа опасна для жизни. Они идут по крутым скалам и бурлящей воде. Неделю за неделей они проводят, задыхаясь и сгибаясь под канатом. Всё их тело покрыто болезненными ранами, которые, едва начав заживать, снова натираются веревкой. Следы от нее особенно заметны на плечах. Жизнь у них тяжёлая, но, тем не менее, они жизнерадостны. С ними обращаются как с собаками, а они всё равно поют. И сколько им платят за весь 35-дневный поход вверх по реке? Всего три марки, три раза в день кормят рисом, и три раза за все время – салом! За путь вниз по реке, где работа гораздо легче и занимает всего четверть времени, они получают одну марку. Таким образом, эти рабочие получают тринадцать пфеннигов за десятичасовой рабочий день! И тем не менее они постоянно шутят и смеются.

В феврале уровень воды в реке самый низкий. Тогда вода чистая. Города и деревни возвышаются над рекой со всеми своими стенами, воротами и пагодами примерно на 50-100 метров и обычно расположены в долинах. Каждый дюйм холмов и долин по реке – это скалы, леса или сельскохозяйственные угодья. Весной река начинает подниматься, и летом она представляет собой огромную, шоколадно-коричневую или серо-грязную вздувшуюся массу воды. В некоторых местах, где долина сужается, вода может быть на целых 30 метров выше, чем в феврале. Судоходство по реке в это время опасно, потому что вода покрывает все берега, валуны и скалы, создавая водовороты и бурлящие завихрения. Мусор, увлекаемый течением, несется вниз по течению со скоростью 10 километров в час.

Ниже деревень и городов лежат целые скопления джонок, ожидающих своего часа. У каждой скалы, у каждого изгиба есть своё особое название: «Жёлтая кошка», «Спящая свинья», «Двойной дракон» и тому подобное. Хватает здесь и пиратов. Их разбойничьи логова располагаются в горах, и там, в удобных местах, они и нападают на джонки. Поэтому на береговых скалах иногда можно увидеть большие иероглифы, гласящие, например, что «Водный путь небезопасен» или «Малые джонки должны заблаговременно встать на якорь». Так владельцев лодок предупреждают об опасности.

Заработок владельца судна, похоже, тоже невелик. Он может быть доволен, если после плавания туда и обратно он без проблем прибудет в Ханькоу, чтобы сразу же взять новый груз и снова отправиться в путь. И, конечно же, его конкурентами являются большие русские корабли, груженные чаем в Ханькоу. Это крупнейший чайный порт Китая, а Китай — родина чайного куста. Чай стал известен в Европе лишь 250 лет назад. Теперь он широко употребляется европейцами. Так же, как и во многих других частях света. В Англии и России он даже стал национальным напитком. Когда-то русские перевозили чай по караванным путям через Монголию и Сибирь; теперь экспорт чая из Китая падает, поскольку Индия и Цейлон превзошли по этому показателю Поднебесную.

******************
Перевод с немецкого языка
Татьяны Коливай
******************

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ханькоу - это исторический район, являющийся сейчас частью города Ухань в Китае. Ранее Ханькоу был отдельным городом и важным портом, особенно известным благодаря своей роли в торговле чаем.


Рецензии