13. Защита, чистота, объединенье
BAO - CHUNG - THANH - DIEN HIEU PHAP NIEN TRI
KINH LUU NHAN CHUNG PHAP IN TAU THIEN
BАT HIEU CHANH TON
TUY QUANG PHОNG XU
NHON LUOC BAO NHIEM
PHAP VI THIEN TUE
GIAO HUU THIEN BAN
CHI DIEU THIEN TUE
BAO HONG NIEN AN
KIET QUY DAO DE
HA SANH NHAN CHUNG
THIEN GIAC GIAC THIEN
CUU CHI MINH TON
HA LAM BAT NHI
THAP HIEU TON HA
CHAN DA SANH CON BAO DIEU HUYEN VI..."
Защита, чистота, объединенье —
То истины дорога без конца,
Причин и следствий страшное теченье
И зрячих охраняет, и слепца.
Закон исполнится согласно Неба року,
И истинного посвященья явит знак.
Восходит Свет с небесного покрова как маяк,
Даётся Дхарма по веленью срока.
В завете силу можешь ты найти:
Обмен и связь небесной группы, мудрость
Приходит совершенная с небес.
Завет благодеяния - вот сущность
И возвращенье к Истины пути,
Благоухающему всеми существами,
Великий древний мудрый дух, и Лес
И восемьдесят два - и будет с вами
Навеки милосердие небес.
И ясных десять знаков почитанья,
Пробудят власть в многообразьи состраданья
В сакральном месте таинств и чудес ...
Давайте подробно разберём каждый элемент из на первый взгляд странных выражений:
1. "Причин и следствий страшное теченье
И зрячих охраняет, и слепца".
В оригинале - "Ужасное течение охраняет живых"
Контекст:
В буддизме мир воспринимается как место проходящих изменений, где существа испытывают страдания, рождение и смерть — цикл сансары. «Течение» — метафора непрерывного движения жизни и кармы.
"Ужасное течение" — это символ естественного закона причин и следствий (кармы), проявляющегося через испытания, страдания, кризисы, которые кажутся страшными и неумолимыми. Этот поток очищает сознание и подталкивает к поиску духовного выхода. Способность протекать через подобные испытания и несгибаемо продолжать развитие — выражение «охраны живых»: судьба не уничтожает, а оберегает через трансформацию.
Течение жизни постоянно и неуклонно (анитья), и вместе с ним идет процесс страдания (духкха). Контроль над умом позволяет «сохраниться» в этом потоке и постепенно выйти за пределы сансары.
Это страшное течение — условие пробуждения, потому что пробуждение возможно только через осознание несовершенства и пришествие к мудрости.
"Закон исполнится согласно Неба року,
И истинного посвященья явит знак."
В оригинале: "Опережающий знак истинного посвящения, Закон дан по велению небесного года".
В контексте дзэн и буддизма «Опережающий знак истинного посвящения» — это символ внутреннего пробуждения и подтверждения духовных сил, с которыми приходит реальное ритуальное посвящение. Это знак, что духовный путь начинает работать и истинное освобождение близко.
2. Лес
Символика и философия:
Лес — традиционно символ множества форм жизни, природной экосистемы, где всё связано и взаимозависимо. В буддизме лес — и место уединения, и метафора множество различных путей и опытов. Будда часто проповедовал в лесах, где собирались ученики для медитации и учения. Лес отражает идею множественности живых существ и разнообразия сознаний, нуждающихся в просветлении. Подчеркивает идею взаимосвязанности (пратитьясамутпада), важной в буддизме.
3. Восемьдесят два (82)
Значение числа:
В буддийской традиции «восьмидесять две тысячи» — метафорическое число, обозначающее огромное количество учений и способов передачи Дхармы для разных типов умов и условий жизни. Указывает на адаптивность буддийского учения, которое не является догмой, а подстраивается под уровень и предрасположенность каждого. Отражает понимание, что существует множество путей к просветлению (многообразие методов и техник). Число символизирует динамизм и глубину Буддийской мудрости.
4. "И ясных десять знаков почитанья,
Пробудят власть в многообразьи состраданья
В сакральном месте таинств и чудес"
В оригинале:
"Десять знаков почтения,
Пробуждают власть многообразия,
Сокровенное место чудес и таинств..."
а) Десять знаков почтения.
«Знаки почтения» — это десять этических добродетелей или проявлений уважения, которые практикующий должен развивать — такие как искренность, смирение, терпение, сострадание. Они являются «браслетами» или «маркерами» духовного пути.
Без уважения к учению, учителям и другим существам невозможно продвижение в Дхарме. В буддизме этические добродетели (шила) — фундамент для развития медитации и мудрости.
б) "Пробуждают власть многообразия"
Через признание и уважение многообразия путей, практик и существ проявляется сила Дхармы — способность вести к освобождению самых разных людей, не ограничивая их методом или формой. Многообразие не приводит к распылению силы, а к её усилению за счёт гибкости и широты охвата. Это соответствует буддийскому принципу универсальности и сострадания, когда каждый путь, ведущий к пробуждению, важен и ценен. Здесь власть — не доминирование, а результат объединённой энергии и согласия различных учений и практик.
Общий философский вывод.
Этот фрагмент учит, что:
Жизнь — процесс полон испытаний и перемен (ужасное течение), который одновременно служит защитой и мотиватором к духовному развитию.
В мире существует огромное множество форм и путей (лес и 82 учения), и каждый человек должен с уважением и этикой идти своим путем (десять знаков почтения).
Признание и принятие этого многообразия создаёт мощную духовную силу, способную привести к истинному пробуждению.
на фото: объединение чистых под защитой Мастера (тулку и тертона, изложившего данные тексты на вьетнамской горе в лесу), слева направо: Москва, Харьков, Тель-Авив, Санкт-Петербург, Тверь.
Свидетельство о публикации №125081704612