Вьетнам метаморфозы Алмазных Защитников Дхармы
В восточных храмах - пагодах - рядом с величественными статуями Будды, символизирующими его благородство и сострадание, традиционно находятся две статуи Защитников - ассоциируемых с тибетским Ваджрадхарой (см.), но раздвоившемся - почтительно стоящие по обеим сторонам входа. Эти образы не только эстетичны, но и наполнены глубоким духовным смыслом.
Во Вьетнам эта сладкая парочка пришла из Китая, претерпев забавные метаморфозы. Изначально звали их Хэн и Ха. Почему - сейчас узнаете.
Китайские Защитники Дхармы по имени Хэн и Ха — это древние мифологические фигуры, которые почитаются как боги-защитники буддийского учения и храмов.
Кто же такие Хэн и Ха? Они — часть широкой группы дхармапал (защитников Дхармы, гневных божеств, призванных охранять Дхарму, практиков и сам храм от злых духов и препятствий), которую первоначально заимствовали из индийских религиозных традиций и адаптировали к местной культуре Китая. Они символизируют мощь, бесстрашие и непоколебимую защиту Пути просветления.
Хэн :
Его имя означает "постоянство" или "неизменность". Он символизирует силу, стойкость и непоколебимость. Его часто изображают с закрытым ртом, что подчеркивает его внутреннюю сосредоточенность и непоколебимость. Имя «Хэн» связано с мощным выдохом через нос, создающим звук «хэн», что символизирует устрашение врагов и защиту.
Ха :
Его имя означает "открытость" или "расширение". Он символизирует энергию, динамику и активность. Его часто изображают с открытым ртом, готовым к произнесению мантры или возгласа. «Ха» — это магический звук через рот, который очищает и отгоняет злые силы.
Вместе, китайские Хэн и Ха олицетворяют единство противоположностей, необходимое для достижения просветления. Они показывают, что для достижения гармонии и баланса необходимо как внутреннее спокойствие, так и внешняя активность.
Эти два Защитника обладают мистическими характеристиками, связанными с дыханием и звуками - и воплощают идею очищающей и охранной силы дыхания, которая в даосизме и буддизме ассоциируется с жизненной энергией (ци). Они как бы «дышат» силой, которая защищает учение и практиков.
Изначально они возникли из народных верований и позднее были ассимилированы в буддийскую мифологию, где их воспринимают как могущественных духовных воинов.
Их символика и роль заключается в защите Дхармы: Хэн и Ха символизируют силу и мощь, которая охраняет буддийское учение от искажений и разрушения. Они — хранители духовного порядка и покоя. Эти божества устрашают злых духов, демонов и любые негативные энергии, которые могут навредить последователям или нарушить гармонию. Как упоминалось, их образы связаны с магическим дыханием, что в даосизме и буддизме считается источником жизненной энергии (ци), очищения и силы. Их статуи в храмах часто массивны и грозны, что внушает страх врагам и уверенность верующим.
По легендам, они даже могли принимать обличье и функции различных богов и духов для выполнения своих задач, влияя как на духовный, так и на земной порядок.
Таким образом, Хэн и Ха — это не просто статуи или боги, а символы внутренней и внешней силы, которые вовремя предупреждают о внутреннем и внешнем опасностях, помогают сохранять чистоту Учения и поддерживают верующих на пути духовного развития. Их изображения — напоминание о том, что духовная практика требует стойкости, защиты и постоянного очищения от негативных воздействий.
Так же как из Индии Защитники перекочевали в Тибет, претерпев метаморфозы - а затем в Китай, ещё больше мутировав - они добрались и до Вьетнама.
В связи с тем, что китайский литературный язык "вэньянь" был доступен лишь аристократии, простонародье, слышав слова Хэн и Ха, переиначили имена на понятное "Ким Канм", что означает "Алмаз". Один - но сперва - в двух (основных), а затем - и в восьмерых лицах! К тому же добавили после этого - для понимания контекста - "Хо Фап", Защитник Будды.
В китайском буддизме нет восьми Дхармапал, подобных тибетской традиции. А у вьетнамцев - есть! Это такой вьетнамский "фигвам" китайцам.
Так Ваджрадхара сначала из одного стал в Тибете восемью, затем - двумя, а затем... снова восемью с одним именем - которое уже никакое дыхание и "ци" не отображало. И - мистически вернул себе Имя - Держатель Алмаза стал Алмазным Защитником. Всё возвращается на круги своя - но на ином уровне...
Вьетнамцы, известно - по сравнению даже с китайцами - неповзрослевшие выросшие дети. Это видно по сакральным статуэткам, если брать типично вьетнамские. И как же трактуют Ким Канм во Вьетнаме? Что теперь символизируют их рты и позы? Забавно ознакомиться с вьетнамской версией, по которой
Ким Канм олицетворяет чистоту души и стойкость на пути духовной практики, а также исполняет роль защитника Буддийского учения — поэтому его именуют Хранителем Дхармы. Обычно на них надеты "одежды великого терпения" (или "трансформирующиеся одежды"), символизирующие мужество в борьбе с тремя ядовитыми стрелами — жадностью, гневом и неведением. Присутствие этих двух хранителей не только охраняет храм, но и напоминает верующим о необходимости сохранять чистоту сознания и устойчивость на пути к пробуждению. Стоя перед входом, Ким Канм создают священное пространство для молитвы, медитации и духовного роста.
Люк Си Ким Канм (Сила бодхисаттвы Ваджрадхары, в переводе Держателя Алмаза) — первый из защитников, он воплощает мощь и защиту. Его изображают мускулистым и грозным, с оружием в руках, готовым охранять Дхарму и преданных последователей. Открытый рот символизирует начало и бесконечное сострадание. Люк Си Ким Канм может принимать различные формы, помогая существам преодолевать трудности. По древним текстам, он воплощался как Дайфан ТхИен (Великий небо-владыка) и Дык Хоа (зверь-страж). Несмотря на грозный вид, он не символизирует зло, а представлял силу вселенского порядка и мудрость Будды, побуждая к благим поступкам.
Мят Тик Ким Канм (Тайный Ваджра-защитник) — если раскрашен по-вьетнамски -представлен в виде мощного розового огненного тела, держащего в правой руке строгое оружие Ваджры, а левую руку обычно плотно прижимает к боку. Его закрытые губы символизируют завершение и силу уничтожения зла. Является одним из божеств, подчиненных Ти Са Мон (Королю Небесных Стражей), и почитается как воплощение бодхисаттвы Ваджрадхары. Согласно легендам, он тайно сопровождал Будду Шакьямуни, защищая его от опасностей и побеждая демонов и кощунников.
Вместе эти два Защитника воплощают всестороннюю мощь охраны Дхармы: внешний грозный облик и внутреннюю стойкость. Их образы напоминают людям о важности духовной практики, личного совершенствования и искоренения жадности, гнева и неведения для достижения чистоты и просветления.
В храмах эти божества обычно изображают в военной одежде или полуобнаженными, с оружием (меч, булава, копье). Статуи часто расположены не у входа, а возле алтаря, в два ряда, отражая их роль духовных стражей учения. Вьетнамские статуи защитников делятся на добрых и злых: добрые побуждают к добродетельным делам, злые наказывают зло и направляют людей на путь добродетели.
Из восьми Защитников Ким Канм трое изображены с белыми лицами — символом добра, а пятеро с красными и злыми лицами — для исполнения функции поощрения добродетели и наказания зла. Статуи выполняются больших размеров - в решительной боевой стойке, выражающей их сверхъестественную силу. На голове у них — шлемы из драгоценных металлов, а тело защищено доспехами, что символизирует охрану и нерушимость чистоты души.
Также статуи часто размещают на спинах львов — символах могущества разума и мудрости. Только ясный ум и чистое сердце могут преодолеть все злые влияния и привести к освобождению и вечному счастью.
Заслуги Ким Канм Хо Фап:
Защита Дхармы: Они без устали поддерживают истинное учение Будды, используя свои силы для защиты монахов — носителей учения. Благодаря им Дхарма лучше распространяется и приносит мир всем живым существам.
Поддержка практики: Имея непреходящую Ваджру ("алмазное тело"), Защитники всегда готовы поддержать истинно практикующих верующих, укрепляя их в духовном развитии.
Содействие добродетелям: заступничество этих Защитников способствует успешной реализации добрых дел, соблюдению обетов и распространению буддийских текстов, что обеспечивает долгосрочное сохранение учения.
Защита от зла: ни демоны, ни злые духи, ни яды не могут навредить тем, кто искренне верит в Три Драгоценности и Защитников.
Рост благословений: уверенность в поддержке защитников приносит радость, здоровье и благополучие, делая жизнь более счастливой и наполненной смыслом.
Преодоление страданий: понимая состояние ума каждого, защитники помогают устранить кармические препятствия и вернуть людей на путь истины.
Укрепление святыни: в храмах две фигуры хранителей ставятся по обе стороны священного пространства, обеспечивая мощную защиту и создавая священную атмосферу для обрядов.
Содействие успеху: благодаря бодхисаттическому состраданию Защитников, все добрые начинания и благие дела осуществляются легко и успешно.
Это объяснение дает комплексное понимание образов и ролей Защитников Дхармы Ким Канм во вьетнамской буддийской практике, их духовной ответственности и значимости для верующих и всего сообщества.
Свидетельство о публикации №125081604077
Её текст несомненно служит Трём Драгоценностям.
Надеюсь, что вы опубликуете её на Триплегеме.
С уважением мой поклон.
Марина Суханова -Тигра 17.08.2025 20:21 Заявить о нарушении
С удовольствием воспользуюсь Вашим предложением.
Да будет благо.
Ал Ор 17.08.2025 23:32 Заявить о нарушении