8. Три имени определяют судьбу

продолжение. Начало - папка "Вьетнамский дзэн" на странице автора, по порядку номеров публикаций.

Комментарии и объяснения - внизу текста.



                глава 18:
 


    Три имени определяют судьбу

Шесть лунных знаков решают судьбу,
Сердца хранитель Учение проповедует,
В духе небесном возвышая семью,
Откликается и сохраняет, Дхарме следуя.

Завета Хранитель, блага небесное начало,
Сохраняет высшую цель, указывает путь истинным людям,
Освобождает дух, чтоб сознание пробуждалось,
Почитает милосердие, что нисходить на землю будет.

Преданным шестой месяц даёт чистоту,
Священный огонь учения проявляется удивительно.
Учитель небесный чтит справедливость и доброту,
Наставления истинны и снисходительны.

Изначальное Учение всё объясняет веков испокон:
Чистый свет ясно место освещает -
Точку покоя и чистоты, Храм закона
Свет взаимосвязи духовный союз озаряет.

Совершенство добродетели в трёх проявлениях,
Небесное слово - истинное пробуждение.
Гора ясного света, место просветления,
Небесный зал для благости пробуждения.

Три пути освобождают сознание. Достойно
Свет их превосходит все затыки.
Корни глубоки, морская ширь спокойна,
Защита света солнца — прославление небесному владыке.



--------------------------------------------------------
           Подстрочник и комментарии.

1.  Три имени определяют судьбу

Шесть лунных знаков решают судьбу,
Сердца хранитель Учение проповедует,
В духе небесном возвышая семью,
Откликается и сохраняет, Дхарме следуя.
            

 TAM - HIEU - CHI - MINH  (Три имени — определение судьбы) — число три традиционно считается священным, объединяющим разные аспекты пути и судьбы.
 
В контексте китайского буддизма и даосизма, термин "Три Имени"чаще всего относится к трем аспектам или именам Будды, или же к трем аспектам (именам) даосского Учителя. Также, в китайской культуре существует практика использования трех имен: фамилии, отчества и личного имени человека.

   В Буддизме:

    Три Драгоценности (Три Сокровища):
    Будда, Дхарма (учение) и Сангха (община).

    Три Тела Будды (Трикая):
    Нирманакая (тело проявления), Самбхогакая (тело блаженства) и Дхармакая (тело реальности).

    Три Небесных Чина (Небесные Три Чина):
    Три чина (небесных чиновников), представляющих различные аспекты божественной власти, также символизируют троичность: Будда, Дхарма и Сангха).

    Три формы Гуань Инь: это бодхисаттва милосердия, имеющие разные имена и функции в разных традициях. Три аспекта, часто изображаемые в виде статуй: Гуаньинь, держащая сутру и жестом мудры, Гуаньинь с чётками и в позе лотоса, а также трёхликая Гуаньинь.

   В Даосизме:

    Три Сокровища (Тройственное Дао):
    Три фундаментальных принципа, лежащие в основе всего сущего: Ци (энергия), Цзин (сущность) и Шэнь (дух).

    Три Высших Чинов:
    Три высших чина, управляющие различными аспектами вселенной, часто имеющие три имени, например, Тянь-цзунь (Небесный Владыка), Ди-цзунь (Владыка Земли) и Жэнь-цзунь (Владыка Человечества).

    "Три Чистых", олицетворяющих различные аспекты даосской космологии и философии - Сань цин, также известные как "Три небесных достопочтенных". Представляют собой триаду высших божеств, которые формируются из Дао на одном из этапов его проявления. Эти божества считаются источниками всего сущего и почитаются как создатели Вселенной

  Таким образом, "Три Имени" в китайском буддизме и даосизме относятся к различным концепциям, связанным с "телами Будды", даосскими принципами и небесными чинами, а также к традиционным именам.


    LUC THIEN CAI CHI (Шесть лунных знаков решают судьбу) — указание на циклы и этапы, определённые космосом, которые коррелируют с процессами внутреннего очищения, духовной практики и исполнения закона (Дхармы), сочетая древнюю китайскую астрономию, нумерологию и буддийские идеи совершенства.


2. Завета Хранитель, блага небесное начало,
Сохраняет высшую цель, указывает путь истинным людям,
Освобождает дух, чтоб сознание пробуждалось,
Почитает милосердие, что нисходить на землю будет.

Здесь речь об Учителе - тулку-тертоне (см.), являющимся наставником для монахов и преданных, получившем данный текст свыше в виде древних китайских иероглифов, проявляющихся в его уме, которые он записывал на древневьетнамском (фото). Это примерно как монах-чернец в современной России начал бы видеть в голове текст на танахическом иврите и записывать его смысл на церковнославянском.

    BAO NHIEM (хранитель завета) — символ стойкости и ответственности за сохранение духовной истины и традиции.

    THIEN KHOI HANH (небесное начало благости) — указывает на изначальную доброту и свет, исходящие от высших сил.

    THIEN MUC (небесная цель, обзор свыше) — символ всевидящего и всезнающего начала, направляющего путников.

    PHONG DOA (освобождение, пробуждение) — момент духовного освобождения, зажигание внутреннего света.

    TON HANH TU (почитание милосердия) — центральный пункт буддийской этики и судьбы.



3. Преданным шестой месяц даёт чистоту,
Священный огонь учения проявляется удивительно.
Учитель небесный чтит справедливость и доброту,
Наставления истинны и снисходительны.

    LUC THI (шестой месяц). Согласно даосской традиции внутренней алхимии, летний период (три летних месяца) связывается с органом сердца и символизируется красной птицей (журавлём или фениксом). Шестой месяц приходится на разгар лета, означает максимум янской энергии, активности, тепла.

Символика лотоса: Сам шестой месяц называется «месяц лотоса», один из важнейших символов чистоты, обновления, духовного роста и совершенства. Вода с лотосом ассоциируется с внутренним очищением, развитием добродетели и духовного совершенства. В летний сезон даосские практики направлены на укрепление сердца, баланс огненной энергии, отслеживание эмоционального состояния, поддержание внутреннего равновесия.

В китайском буддизме Шестой месяц - пик энергии и трансформации: время зрелости, максимума жизненных сил, способствует практике преодоления омрачений через радость, расширение сердца, милосердие и добрые дела.  В этот период могут проводиться праздники, связанные с выражением благодарности, поминовением, укреплением связи с Учением и практикой добродетелей.

 Летний пик используется как метафора готовности к духовному преобразованию, восприятию нового уровня Учения, аналог чистой водной поверхности, отражающей истину. Лотос — важнейший символ буддизма, и его месяц в календаре подчеркивает чистоту, внимательность, пробуждение.

В тексте упоминание «шестого месяца» — это не просто календарный маркер, а указание на момент зрелости, чистоты и гармонии, время духовной активности и созидательной трансформации под покровительством летней энергии, связанной с сердцем, лотосом, внутренней радостью и добром.


4. Завета Хранитель, блага небесное начало,
Сохраняет высшую цель, указывает путь истинным людям,
Освобождает дух, чтоб сознание пробуждалось,
Почитает милосердие, что нисходить на землю будет.

5. Изначальное Учение всё объясняет веков испокон:
Чистый свет ясно место освещает -
Точку покоя и чистоты, Храм закона
Свет взаимосвязи духовный союз озаряет.

    PHAP TOA (храм закона) — символ оплота учения и духовного порядка.

    BAO DUYEN (свет взаимосвязи) — обозначает взаимозависимость явлений и духовную связь между учениками и их практиками.



6. Совершенство добродетели в трёх проявлениях,
Небесное слово - истинное пробуждение.
Гора ясного света, место просветления,
Небесный зал для благости пробуждения.

Совершенство добродетели в трёх проявлениях   KIET HANH TAM LUC  — отсылка к Трём Драгоценностям и Трем аспектам практики.

Истинное пробуждение — небесное слово    CHAN GIAC THIEN VAN  — символ просветления через священное слово Учения.
Гора света — классический образ духовного подъема, вершины понимания и просветления.
 
Защита солнечного света  — прославление небесному владыке BAO NHAT QUANG THIEN TON  — образ высшей защиты, света и благословения, связывающий человека с космическим порядком.Свет солнца, охрана, прославление небесного владыки.
Свет солнца — символ высшего света сознания, источника жизни. Небесный владыка — проявление высшего Учителя а также божества, символ духовного руководства и защиты.



7. Три пути освобождают сознание. Достойно
Свет их превосходит все затыки.
Корни глубоки, морская ширь спокойна,
Защита света солнца — прославление небесному владыке.

    SO DA  THUYET (первое Учение объясняет всё) — фундаментальный текст Трипитаки, раскрывающий основы.

    THUONG CAN HAI HOA (корни глубоки, морская ширь спокойна) — метафора фундаментальной стойкости и безбрежной мудрости.

    Этот отрывок выделяет роль учения как источника просветления и спасения, связанного с моральной чистотой, милосердием и устойчивостью духовной практики в единстве с космосом.


Рецензии