Дзэн Десять тайн Нам Тонг

Нам Тонг - Южная Школа дзэн. (Северная Школа - Шаолинь.)
Автор волею Неба стал смиренным учеником великого Мастера дзэн, живущего на вьетнамской горе вместе с общиной преданных. Подробно об этом - можно прочесть здесь https://proza.ru/2024/01/10/171
Ныне он переводит духовную поэзию Мастера, которую тот, являясь тулку и тертоном, получает в виде древних китайских иероглифов эпохи поздней Тан, появляющихся у него в голове и которые он записывает на современном вьетнамском (с китаизмами). Пока не напишет верно - иероглифы так и висят в голове. Ниже приведён перевод молитвы, называющейся

Десять тайн Южной Школы

Спасают страдающих жизней множества
В шести мирах, песчинками бесчисленных:
Курирует Небо наставленьями чистыми,
Светит пятерыми вратами небесными.

Как зарево белых молний сверкает
Воля Небес, где войско небесное
Хранит сияние - мудрость священную,
 Как Лотос опору хранит и устои.

Приветствие вам, небеса и моря,
Поклон Асценденту, страны защитнику,
Владыке чудесного Света великого,
Поклон хранилищу покоя Лотоса.

Земля — сад сотни цветов цветущих,
Небесный отклик тысяч древних,
Десять учеников раскрывают Путь,
Познавая Имя Славы и Света.

Девять звёзд связаны в цепь священную.
Девять южных гор Истины - в братском союзе
Хранит Лотос. Потом - познает,
К Учению своему умом возвращаясь.

Осознают люди белое эхо,
Снижаясь к истинам имён и понятий,
Излагая Учение истины сердца,
Хранят обеты, мольбы возносят.

Тринадцать миров призваны к собранью -
По уставу Света следовать свято,
Хранители Лотосов - букет Сострадания -
Излагают Учение  Пути Истины.



Давайте сделаем глубокий построчный анализ смысла каждой строки поэтического перевода молитвы с древневьетнамского «Thаp huyеn nhаn tоng» с учётом духовного, символического и культурного контекста, а также с точки зрения буддийской философии, опираясь на ключевые буддийские понятия — пустоту (шуньята), взаимозависимость, карму, сострадание, Путь просветления и принципы Махаяны, отражённые во вьетнамском дзэн-буддизме Южной Школы.



1. "Спасают страдающих жизней множества
В шести мирах, песчинками бесчисленных..."

    В буддизме шесть миров или шесть сфер сансары — символ циклов перерождения: мир богов, асур, людей, животных, голодных духов и ада. Это разные уровни существования. Их сравнение с бесчисленными песчинками говорит о безмерном многообразии форм жизни и постоянном цикле перерождений, о бесчисленности живых существ, связанных кармическими узами.

    Спасение страдающих — проявление читающего как бодхисаттвы следующего Учению, выражение сострадания и миссии освобождения всех чувствующих существ от страданий и круговорота рождений и смертей.


2. "Небо повелевает чистым указом,
Светит пятерым небесным вратам."

    «Чистый указ» — символ божественной воли или космического закона, управляющего миром. Символ Дхармы, учения Будды, передающегося последовательно.


    Пять небесных врат символизируют пять элементов, чувств, аспектов сознания или уровней духовного восхождения. Это пять обличий бодхисаттвы, пять агентов просветления или пять путей трансформации ума.



3. "Где зарево белых молний сверкает,
Воля Небесная, войско небесное"

    Воля Небесная — абсолютная мудрость, которая исходит от высшей реальности. «Войско» — образ силы и действия божественного начала. Абсолютное просветленное сознание - как «войско»: действует мощно, освобождая заблудших.
Белые молнии — метафора внезапного озарения (санскр. "праджня", отсюда - праздник), прорывного понимания природы реальности, разрушающего авидью - неведение.

 


4. "Хранит сияние мудрости священной,
Хранит лотос — опору и устои."

    Лотос в духовных традициях символизирует чистоту, пробуждение, истину. Это — символ чистоты, возрождения и просветления, растущий из грязного ила иллюзий, но остающийся непорочным. Лотос здесь обозначает читающего молитву члена "десятки" преданных Мастеру.
   Свет мудрости простирается как внутренняя "природа Будды" внутри каждого существа.
   Опора и устои — поддержка Пути просветления и духовной истины.



5. "Приветствия небесам и морям,
Поклоненье Асценденту неба, защитнику страны"

    Универсальный знак поклонения силам природы: небу и морям как стихиям мира, их почитание как проявлений буддийской взаимозависимости природы и человека.

    Асцендент — восходящее светило, символ начала духовного пути и защиты на этом пути.  Это — символ просветления, исходящего из внутреннего света ума, ведущего к пробуждению и защите от негативных влияний. Асцендент (Asc, Asc или As) ; астрологический знак, поднимающийся на восточном горизонте в момент рождения человека. Майтрейя - Будда грядущей эпохи - придёт с Востока.

Согласно астрологии, небесные явления влияют на человеческую деятельность по принципу «как вверху, так и внизу». Асцендент означает физический облик человека и пробуждающееся сознание. Поскольку асцендент специфичен для определённого времени и места, он означает индивидуальное окружение и обусловленность, которые человек получает во время своего воспитания.
   "Страна" в данном контексте - тело и ум читающего молитву.



6. "Владыке чудесного света великого,
Поклонение хранилищу покоя Лотоса."

    Обращение к Высшему Учителю, дающему свет знания и чудеса духовного преобразования. «Чудесный свет» — энергия божества (Будды безграничного Света - Амитабха).


    «Хранилище покоя Лотоса» — место или состояние, где сохраняется и распространяется священное устойчивое учение Дхармы, от которого черпает мудрость читающий это Преданный.



7. "Земля — сад ста цветов цветущих,
Небесный отклик тысяч древних"

  «Небесный отклик тысяч древних» говорит о поддержке ученика предками и мудрецами.
 Земля как матрица жизни и кармы, где расцветают разнообразные благоприятные качества (цветы) — метафора духовных плодов практики.  Земля — символ изобилия и красоты, сотни цветов на ней выступают как аллегория разнообразия духовных состояний.

    Отклик древних — уважение к наследию учителей и просветлённых.

8. "Десять учеников раскрывают путь,
Познают Имя славы и света."

    Десять учеников — образ ученической группы, символ передачи учения. Десять — число, символизирующее полноту традиции (например, десять заповедей, десять сфирот, десять просветлённых качеств).  Ученичество подразумевает прямую передачу учения и постепенное восхождение по пути бодхисаттвы.

   «Имя славы и света» — осознание высшей Истины и Просветления.
 

   

9. "Девять звёзд связаны в цепь священную,
Истинных девять южных гор в союзе"

    Девять звёзд и южных гор - традиционные символы устойчивости, гармонии и космической структуры в восточной философии. Это аллегория оккультных принципов, священных мест или энергетических центров. Их объединение — знак гармонии и комплексного знания.
 Также это обозначение девяти учеников (гор Истины) вьетнамского дзэн Нам Тонг ("Южная Школа") и читающего молитву - как Лотоса.
   Связь и союз означают согласованное взаимодействие учеников как разных аспектов пути и мудрости.


10. "Хранит Лотос — потом познает,
Возвращаясь к Учению своему."

    Лотос как символ Преданного и вечного Знания, за сохранением которого следует осознание. 
   Сохранение учения требует усердия и верности Мастеру и традиции. Осознание буддистом сангхи (общины) как мандалы означает восприятие десятки преданных как символического представления вселенной, где каждый член играет свою роль, а вместе они образуют целостную, гармоничную структуру. Это представление часто используется и в тибетском буддизме, где мандалы из цветного песка создаются для визуализации этой идеи, а затем разрушаются, напоминая о непостоянстве всего сущего.
   Возвращение к Учению — путь циклического духовного роста, циклический характер практики, самосовершенствования и подтверждения истинной природы ума.

11. "Люди осознают белое эхо,
Снижаясь к истинам имен"

        «Белое эхо» — состояние чистого осознания, неподвластного двойственности, истины, которая резонирует во внутреннем мире. В буддизме чистый ум — белый, сияющий.

    «Истина имён» — переход от слов и концепций к непосредственному опыту; осознание того, что имена и формы — условные, неустойчивые. «Снижаясь к истинам имен» — постижение сути вещей за пределами обозначений.


12. "Излагают Учение истинного сердца,
Хранят обеты и возносят мольбы."

    Передача искреннего и глубинного учения, основанного на внутреннем просветлении.  «Истинное сердце» — сердце мудрости и сострадания, Путь бодхисаттвы.

    Обеты (пратьяхара) — практика этики, преданность и духовная дисциплина, необходимая для продвижения на пути.

   

13. "Тринадцать миров призывают к собранию,
По уставу свету следуют свято"

    Число 13 здесь символизирует полное число уровней бытия или чакр в энергетической структуре.  Тринадцать миров расширяют традиционные шесть миров, включают более тонкие уровни существования (например, миры бодхисаттв, чистых земель).

    Собрание — символ единства духовной общины (сангхи), совместной практики в согласии с учением (уставом).  Собрание и святое следование учению — коллективная практика.


14. "Излагая учение истинного пути,
Хранители лотоса в союзе милости."

    Истинный путь — путь просветления и освобождения.  Учение истинного пути — путь Срединной Дхармы, свободный от крайностей.

    Союз милости — сообщество практикующих, движущихся с состраданием, поддерживающих друг друга в пути просветления. «Хранители лотоса» — духовное братство, "орден" - союз милосердия и поддержки вокруг читающего молитву Преданного члена "десятки".


     Итоговое понимание с точки зрения буддийской философии

Молитва отражает ключевые буддийские темы:

    Взаимозависимость всех вещей (шесть, девять и тринадцать миров — разные уровни бытия).

    Цикличное движение сансары и путь к освобождению через мудрость и сострадание.

    Неустойчивость и условность (познание пустоты через «истины имён» и «белое эхо»).

    Роль духовного сообщества и передачи учения (ученики, хранители лотоса).

    Признание важности этики (обетов) и милосердия.

    Акцент на союз ума и сердца, мудрости и сострадания — сердца буддийской практики.

Текст визуализирует путь бодхисаттвы во всех его сложностях и аспектах, интегрируя учение и практику на пути к просветлению.


Давайте рассмотрим глубокий разбор ключевых буддийских терминов и концепций из молитвы «Th;p huy;n nh;n t;ng» с опорой на буддийскую философию и символизм, а также с пояснениями их контекста:
Основные буддийские термины и концепции

1. Шесть миров (Лока)

    В буддизме шесть миров обычно означают шесть сфер перерождения в сансаре — богов, асур, людей, животных, голодных духов и ада.

    Это символ циклов рождения и смерти, в которых существа пребывают до достижения просветления — освобождения от этих круговоротов.

    Сравнение с бесчисленными песчинками подчеркивает безмерное множество живых существ, испытывающих страдания.

2. Небо и пять небесных врат

    «Чистый указ» — аналог бодхи-дашмана или дхармы, чистого учения Будды как закона мироздания.

    Пять врат могут символизировать пять чувств, пять элементов или пять аспектов духовного пути (например, в традициях махаяны — пять путей к просветлению).

3. Белые молнии, воля Небесная, войско небесное

    Молнии — метафора прозрения (праджня), резкого прорыва осознания пустоты.

    Воля Небесная — это буддийская истина, проявляющаяся через мудрость и сострадание, приведшая к действию по освобождению.

4. Лотос как символ

    Лотос традиционно символизирует чистоту и просветление — несмотря на рост в грязи (страданиях и иллюзиях), остаётся непорочным.

    Лотос — опора пути и стоянка для духа, напоминает о необходимости держаться мудрости и добродетелей.

5. Асцендент неба, защита страны

    Асцендент — восходящее светило, символ внутреннего духовного пробуждения и поддержки пути.

    Защитник страны в буддийском контексте — хранитель дхармы, который оберегает учение и практику от омрачений.

6. Владыка чудесного света

    Образ бодхисаттвы, чьё просветлённое существование проявляется как свет мудрости и милосердия.

    Священное сияние просветления дарует силы для помощи другим.

7. Земля — сад ста цветов

    Символ множества добродетелей и плодов духовной практики, которые раскрываются у практикующих.

    Отражает идею изобилия духовных возможностей.

8. Десять учеников

    Десять — мощный символ полноты туки (собрания) учителей или духовных учеников, которые распространяют дхарму.

    Путь познания, раскрытие истинного света — результирующий этап обучения.

9. Девять звёзд и южных гор.

    Часто в восточной космологии и буддизме числа 9 и 13 имеют сакральное значение, символизируют целостность, циклы и гармонию энергий.

    Связанные «горные» и «звёздные» образы отражают стабильность и единение всех аспектов пути.

10. Хранение лотоса.

    Передача учения и поддержание чистоты практики — важный аспект буддийской традиции. Возвращение к учению символизирует цикличность постижения и практики.

11. Белое эхо и истины имён.

    Отсылка к постижению пустоты (шуньяты) и отказу от привязанности к словам и концепциям. Истина не выражается просто словами — она на уровне непосредственного опыта, созвучного «безмолвию» или «эху» высшего понимания.

12. Учение истинного сердца, обеты, мольбы.

    Подчеркивается внутреннее, подлинное переживание дхармы — сочетание мудрости и сострадания. Обеты — этические принципы, которые помогают удерживать практику на чистом и сострадательном пути.

13. Тринадцать миров, собрание, устав и свет.

    Расширение известной шестерки миров до более тонких планов бытия и духовных состояний. Сообщество практикующих (сангха), соблюдающих дисциплину (устав) и следующий путь просветления — совместный путь совершенствования.

14. Хранители лотоса, союз милости.

    Символическое описание духовного братства, объединённого милосердием и преданностью спасению всех живых существ. Акцент на взаимной поддержке, едином устремлении к просветлению.

     Дополнительные фундаментальные буддийские концепты для понимания текста:

    Пустота (Шуньята): сущность всего — отсутствие самостоятельной, фиксированной природы вещей. Познание этого ведет к освобождению от страданий.

    Взаимозависимость (Пратитья-самутпада): все явления существуют во взаимосвязи и не имеют самостоятельного существования.

    Карма: закон причинно-следственной связи, влияющий на перерождения и опыт существ в сансаре.

    Нирвана: состояние освобождения от страданий, прекращение циклов рождения и смерти.

    Бодхисаттва: существо, стремящиеся к просветлению ради спасения всех живых существ, воплощающее сострадание и мудрость.


Рецензии