А20. Надя Делаланд. Шорт-лист эксперта

Дорогие друзья, резиденты и гости «Сетевого Клуба Поэтов»!

С вами редактор Клуба Елена Чалиева.

Представляю вам шорт-лист с комментариями эксперта конкурса «Рифма с чередованием» Нади Делаланд. Надя выбрала семь стихотворений, каждое из которых получит в свою копилку 10 баллов. Лонг-лист был отправлен эксперту в анонимном виде - имена авторов и ссылки на стихи написаны мной после получения шорта.

От души поздравляю авторов, вошедших в шорт эксперта! После подсчёта всех голосов опубликую итоги конкурса.


Итак,
ШОРТ С КОММЕНТАРИЯМИ ОТ НАДИ ДЕЛАЛАНД



2. Ида Лабен «Шагом печальным и величавым...» http://stihi.ru/2025/06/23/2924
 
Шагом печальным и величавым
Гендель ведет сквозь сорные травы,
колокол бьет голосом медным -
Гендель ведет поступью мерной.
У сарабанды привкус фатальный,
медь переплавлена в серую сталь, но,
сталь обвивая музыкой гибкой,
плачем вступает тихая скрипка.
Скрипка заката, скрипка печали,
выше зовет она, словно в начале
жизни и света, смысл обещая,
и тянется дальше нота – до края.
Или, вступая в сценарии бала,
скрипка, ты всё-таки опоздала,
и нам остается только оплакать
этот проём опустелого знака,
этот сквозняк на исходе эпохи:
медные капли, скрипичные вздохи,
огненным папоротником агоний -
сердце на обожженной ладони,
над лабиринтом оплавленных вен, где
болью смычковой властвует Гендель,
прежде чем в складках скомканной ткани
засеребрится иней молчанья.

Звучание стихотворения, его музыкальность – это то, на что поэт может опереться. Если текст точно звучит, то ему легче довериться – и тому, кто его пишет, и тому, кто потом читает. Недаром многие поэты проверяют свои стихи, читая их вслух. И в стихотворении «Шагом печальным и величавым...» инерция и энергия звучания захватывают, берут в оборот, не дают нам особенно остановиться и разобраться, мы пускаем побоку смысл, очарованные, так сказать, пением. А это значит, что стихотворение суггестивно. Не буду писать про звуковую инструментовку текста, всякие аллитерации и ассонансы, но все это тоже, разумеется, включено)
Меня этот текст отсылает к знаменитому восьмистишию Мандельштама – тому, в котором «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,/И Гёте, свищущий на вьющейся тропе». Гендель здесь как будто не только сам композитор, психопомп, ведущий нас по некой местности, «сквозь сорные травы» – пространству музыки, но и синекдоха – музыка Генделя. Музыка таким образом становится проводником через некое состояние и в некое состояние. Мне очень нравится финал – он непредсказуем и немного иррационален, с одной стороны. А с другой – это такой очень финальный финал, я бы даже сказала, оргазмический. Давно замечено, что музыкальные и поэтические произведения строятся по законам, схожим с последовательностью фаз полового акта, отсюда возникновение параллели между катарсисом и оргазмом [Речевые ландшафты. ОРГАЗМ И КАТАРСИС: ]. 



4. Ольга Неунылова «Иди по лесу» http://stihi.ru/2025/05/19/6244

Иди по лесу, иди сквозь сосны, по мху, по корням иди.
Куда ты хочешь, никто не спросит, ты только лишь архетип.
Зуд комариный, еловый лапник, железные башмаки.
Иди по лесу, не надо плакать, и куколку накорми.
Тропинка тянется длинной ниткой, суровой, как волчий взор,
И капли крови и костяники рисуют в траве узор.

Захочешь сдаться, врасти, остаться хвоинкой в сырой земле,
Но ткань натягивается в пяльцах, иглы принимает след,
Но сказка сказывается долго, работы не миновать,
Плети дорогу паучьим шёлком, шагами её сшивай.

В глазницах черепа вспыхнут звёзды, сквозь мох прорастут цветы,
Болотный смрад сменит горный воздух, и краше, чем прежде, ты
Вернёшься к дому под солнцем алым, где пиршество на весь мир.
Всё это будет, но для начала – иди через лес. Иди.

Это стихотворение – путь героя к себе, исполненный трудностей и преодолений, притча, инициация и трансформация. Движение осуществляется и синхронизируется на нескольких уровнях – он движется по лесу, по жизни, метафорой которой традиционно является лес, по сказке, по вышивке. Множественность измерений, которая возникает от этого, одновременно расслаивает реальность и объединяет разные пласты психики. И здесь возникает эффект, близкий к гипнотическому. Мне кажется, что этот текст предельно психологический и терапевтичный. Еще мне здесь чудится намек на магию, чуть ли не вуду – куколка, иголки, кровь. Ритуальность искусства и жизни? Мифологическая повторяемость?



7. Зинаида Палайя «Синий ирис» http://stihi.ru/2018/03/10/351
 
Безотказная – всего лишь писарь –
на бумаге закрепляю звук.
Расцветает неба синий ирис,
исцеляющий недуг.

Нижутся бессмысленные буквы,
оживляя умные слова.
Прикасается к тычинкам слуха
еле слышно синева.

– Даждь мне днесь изысканную пищу, –
я молюсь, и верная рука
синевой небес на белом пишет
возрождение цветка.



Это медитативное размышление о силе искусства, его способности исцелять человеческую душу и преображать реальность, привлекает меня прежде всего интонационно. Мне кажется, здесь много смирения и кротости, автор как бы отступает, давая происходить чему-то большему, чем он сам. «Всего лишь писарь» отсылает нас к выражению «зубрила Господень», которое использует Сергей Гандлевский в эссе «Метафизика поэтической кухни» и к цветаевскому вслушиванию и нахождению того самого слова, которое уже где-то существует – правильное, единственное. Мне вообще, как можно догадаться, довольно близка идея преображающей и исцеляющей силы искусства, я ниже – не в рецензиях, а отдельно, напишу про наш центр арт-терапии и приглашу на наши курсы всех желающих. Отдельно хочу порадоваться «тычинкам слуха», они какие-то получаются синестетические – и слышащие, и звучащие, и чувствующие, и пахнущие. И выпуклые – выступающие из плоскости листа.




8. Михаил Табакмахер «Сон» http://stihi.ru/2019/02/14/3384
 
Порыбалить на заре хотел и с вечера
перемёты перебрал, проверил вентери.

Ночью снилось, будто дядька и отец
пьют первач под малосольный огурец.
И грохочут до заречья песнями.
И хохочут: скоро, мол, на пенсию...

Сна лохмотья, что похмелье, в голове;
ноги сами повернули под навес.

Мастью масло, звуком звон – сосновый тёс.
Инструмент – хоть дедов – ладен да остёр.
Про рыбалку даже и не вспомнилось.

Дух покоса, танец пчёл... Работа спорилась.
Не спешил. Но только солнце за зенит –
к тени стенки домовину прислонил.
И – спокойствие. Как важный сдал наряд.

Сам и лёг. Спустя неделю в аккурат.

Всё шептались: вот умелец – справный гроб.
Отнесли. Зарыли. Вспомнили добром.
Царство божье. Землю пухом. Память вечную.

Говорят, что сны бывают вещие...

Стихотворение начинает так, что не сразу понимаешь – от первого оно лица написано или о ком-то другом. И это отлично включает нас во внутренний мир героя стихотворения, соединяет с ним. Соединение усиливается от впускания читателя не только в интенции на завтра, но и в сон – внутренний мир, бессознательное. Мы как будто уже оказываемся им. А потом автор нас бережно отстраивает от умершего – все-таки это происходит с ним, а не с нами. Но пережитый им опыт уже навсегда принадлежит нам. Лаконичность формы максимально органично отражает простоту и естественность смерти, ее природность. Здесь нет фальшивой патетики, есть жизнь. И смерть как ее проявление.



12. Игорь Калинин Тверской «Признание чертополоха» http://stihi.ru/2022/06/29/5605
 
Пародия на - "Чертополох". Светлана Кульбеда -Сурра
http://stihi.ru/2020/04/11/10775

Мой старый враг – заботливый садовник –
Уж столько раз косил меня, косил
.......................................
Накаркал: вновь идёт прокруст с лопатой.
Гадаю – уцелею или нет?
__________________________________________


Кому прокруст, по мне - ума палата:
Литовкой ловко красил профнастил,
Заботливо держал в руке лопату,
Точил её и каждый день косил.

Волшебный сад создал без крибле-крабле,
Нашёл меня среди разлапых туй,
Садил в цветник, вгоняя в землю грабли,
Шептал: "Ты нечисть чуешь за версту".

Почти левша, творил не ради денег,
Мог вилами пронзить любую тлю.
Кто нашего садовника заденет,
Гадать не буду - лейкой зарублю.

Мне кажется, это прекрасный выход из неловкой ситуации рамок, которые задает конкурс. На, что называется, серьезных щах писать экзерсисы – изрядное испытание, а вот отшутиться – вполне. Так что респект автору и за этот ракурс и регистр – я посмеялась, и за то, что напомнил мне прекрасные поэтические пародии Александра Иванова – гораздо более, впрочем, беспощадные к поэтам. Так что спасибо не только за остроумие, но и за бережное отношение к чувствам верующих в поэзию)



16. Ольга Флярковская «Оберег» http://stihi.ru/2021/09/16/4148
 
Не жука скарабея, катящего солнце в овражину,
Не заглавную букву в колечке – серебряной прорезью, –
Я беру в обереги дорогу крутую и влажную,
И утиное царство на глади зеркального озера.

Деревянный мосток, и осоку, и мхами заросшую
Грудь скалы, где, сливаясь в единое звонами,
Колоколят ключи, и живёт величавое прошлое,
И легенды кружат над Изборском ветрами калёными.

Здесь в низинах туман вечерами, как леший, лохматится,
А над озером храм, а над храмом – небесное пастбище.
Здесь прильнуло ко мне отсыревшее летнее платьице,
Но коснулась плеча, согревая, кленовая лапища.

Только здесь и тревоги, и страхи ночные излечатся,
Потемневший мосток проведёт от отчаянья к чаянью.
Здесь мгновенье одно, народившись, становится вечностью,
А душе для молитвы даются простор и молчание.

Оберегом оказывается не вещь, а само пространство, даже – пространство и время, хронотоп. Место покоя, в которое можно занырнуть и набраться сил и поддержки. Забавно, что текст иронично начинается с жука скарабея (который, как известно, всего лишь навозный жук) и минимально нагруженной символическими смыслами «буквы в колечке» - все это, разумеется, не идет ни в какое сравнение с распахивающимся видом дорогого сердцу места. В подробном и нежном перечислении всего, что его составляет и наполняет, есть что-то набоковское. 


20. Ирина Полюшко «Ракурс» http://stihi.ru/2022/10/30/5528
 
Полдень. Лето. Время лени.
Непочаток новых дел.
Август женские колени
На картине разглядел.

Не ищи приметы брака
В перспективе под столом.
Там такой чудесный ракурс!
Небо, дальнее село…

Утрамбована дорога
Без начала и конца,
Где «убого» и «у Бога»
Свиты на манер кольца.

А колени чуть прикрыты.
Тело спелое, как плод,
Гладит день, умён и прыток.
Вишня, яблоки, компот,

Огурцы и помидоры,
Банки-склянки, туеса
Отдыхают. Дело споро —
Перерыв на полчаса.

Табурет сколочен дедом —
Помнит многих седоков.
Стол, гордящийся обедом,
Помнит многих едоков.

И дорога помнит много:
Взрыв солёного словца,
Поцелуи недотроги,
Ожиданье письмеца

Только с добрыми вестями
От родных и земляков.

Август лето сгрёб горстями,
Юрк под стол — и был таков.

*Написано по картине Андрея Аверьянова «Воспоминание».



Это стихотворение основано на картине Андрея Аверьянова «Воспоминание» (правда, у Аверьянова две картины с таким названием: одна 2018 года, другая – 2021), но не просто описывает изображение, а создает свою собственную историю, полную деталей и намеков. До того, как я увидела картину, мне казался немного неорганичным окказионализм «непочаток» (не проверяла по диалектным словарям, возможно, это что-то имеющее хождение в определенной местности, но в любом случае меня он субъективно отталкивал). Его смысл легко считывается, но форма как будто немного уводила в сторону. Непочаток – это то, что образовано от початок. А початок скорее ассоциируется с кукурузой. Но потом, когда я рассмотрела картину, решила, что кукуруза там вполне вписывается. Вообще, на мой вкус, стихи по картине редко бывают удачными, в них как бы изначально заложена некоторая вторичность, но здесь автор внес столько своих эмоций и фантазии, что дополнил картину и усилил. А меня просто-напросто к ней подключил, без этого стихотворения я бы никогда в нее не вникла.



Спасибо всем поэтам, чьи стихи попали в сферу моего жюрливого внимания. Мне было интересно их прочесть и удивительно соприкоснуться с огромным миром, который стоит за каждым текстом. Я выбирала ужасно субъективно – не столько по формальным критериям, на которые, вероятно, следовало особенно опираться, сколько по ощущению «живое-неживое». В общем-то, это один из главных критериев для меня. Понимаю, что по заданию написать живое практически невозможно. Это чудо и случайность всегда, а тут уж особенно. И поэтому я не думаю, что у тех поэтов, чьи стихи не вошли в мой личный короткий список, не окажется текстов, которые меня бы пленили. Наоборот, мне кажется, что те, кому тяжело даются такие внешние задания, гораздо интереснее в спонтанном и тотальном творчестве, чем те, для кого упражнения – что-то вполне обычное и регулярное.
Пользуясь случаем и с разрешения организаторов конкурса, приглашаю вас на курсы в Делаландии. В сентябре стартуют курс Дмитрия Веденяпина «Понять непонятное». Это уже третий поток. Курс потрясающий, пользуется огромным успехом, во-первых, потому что Дмитрий Юрьевич умеет создавать совершенно уникальную теплую и поддерживающую атмосферу – никому в здравом уме не захочется с ним расставаться. Во-вторых, он приглашает на занятия невероятных просто людей – действующих поэтов, которые очень интересно говорят о стихах, в-третьих, сама концепция курса сногсшибательна. Но чего я рассказываю? На сайте висит анонс от самого Дмитрия Юрьевича: https://www.delalandia.ru/understand3

И примерно в это же время начнется мой курс «Транс-формация. Синестезия». Вот тут я бы могла сказать слишком много, поэтому приторможу себя и тоже просто дам ссылку: https://www.delalandia.ru/transformation3


Ждем всех на наши курсы осенью, а пока подписывайтесь на наши каналы и странички в соцсетях.

В Телеграм: https://t.me/delalandia
В ВКонтакте: https://vk.com/club210898631


Рецензии
Спасибо за выбор моего стихотворения! Это было неожиданно, но очень приятно. Видимо, это как раз тот случай, когда эксперт и автор совпали) Моё поле образов Надя восприняла очень чутко и точно, наверное, дело в том, что мы коллеги по основной профессии. Спасибо за такое вдумчивое прочтение.

Ольга Неунылова   07.08.2025 18:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.