Умила. Сон. Дерево. Виноградная лоза
Эта информация основана на многими не признаваемой Иоакимовской летописи, согласно Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Перед смертью Гостомысл, все сыновья которого умерли, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.
Легенда рассказывает что в предчувствии смерти Гостомыслу — отцу Умилы, приснился вещий сон: будто из живота его средней дочери — Умилы, вырастает большое дерево, обозначающее большой род который произойдёт от неё. После этого Гостомысл сделал Рюрика и его братьев наследниками.
Изборск это место княгини Умилы. Гостомысл в 844 году воевал с Баварским королем Людвигом II Немецким внуком Карла Великого. Гостомысл, не имевший наследников мужчин, полагаясь на его сон, послал по разным версиям или к пруссам потомкам Августа Кесаря или к варягам для того, чтобы его дочь Умила стала родоначальницей потомства владык от этих мужских линий, которых выбрал Гостомысл. Гостомысл не к безродным князьям послал своих посланников. И поскольку эти варяги по родовитости не ниже августа Кесаря или сами от Августа Кесаря пришли по зову Гостомысла, то родовитость Гостомысла и его дочери Умилы была не ниже. Княгиня Умила! У одного из потомков княгини Умилы была жена Ольга.
«Гостомысл имел четыре сына и три дочери. Сынове его ово на войнах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дочери выданы быша суседним князем в жены. И бысть Гостомыслу и людем о сем печаль тяжка, иде Гостомысл в Колмогард вопросити боги о наследии и, возшед на высокая, принесе жертвы многи и весчуны угобзи. Весчуны же отвесчаша ему, яко боги обесчают дати ему наследие от ложесн его. Но Гостомысл не ят сему веры, зане стар бе и жены его не раждаху, посла паки в Зимеголы к весчунам вопросити, и ти реша, яко имать наследовати от своих ему. Он же ни сему веры не ят, пребываше в печали. Единою спясчу ему о полудни виде сон, яко из чрева средние дочери его Умилы произрасте древо велико плодовито и покры весь град Великий, от плод же его насысчахуся людие всея земли. Востав же от сна, призва весчуны, да изложат ему сон сей. Они же реша: „От сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его“
И вси радовахуся о сем, еже не имать наследити сын большия дочере, зане негож бе. Гостомысл же, видя конец живота свого, созва вся старейшины земли от славян, руси, чуди, веси, мери, кривич и дрягович, яви им сновидение и посла избраннейшия в варяги просити князя. И приидоша по смерти Гостомысла Рюрик со двемя браты и роды ею» (Татищев 1962: 110).
«Словени же, пришедше с Дуная, с;дошя около озера Илмеря, и прозваша ся своим именем, и сд;лашя град, и нарекошя и Новгород, и посадишя стар;ишину Гостомысла» (ПСРЛ 2002: 22). Предполагается, что соединение двух древних летописных традиций было осуществлено новгородским архимандритом Варлаамом во время его пребывания в Москве в 1411–1412 гг. (
. Рассказ о пророческом сне Гостомысла и его дочери .
Такой сюжет имеет две локализации. Первая — рассказ Геродота о деде Кира (Кн. I, гл. 108): «Астиаг опять увидел сон: ему приснилось на этот раз, что из чрева его дочери выросла виноградная лоза, и эта лоза разрослась затем по всей Азии... Снотолкователи-маги объяснили ему сон так: сын его дочери будет царем вместо него». Вторая локализация — западноевропейские сказки, возможно, кельтского происхождения. Так, в бретонских сказках, связанных с чародеем и предсказателем Мерлином, отец Вильгельма Завоевателя останавливается на ночлег на постоялом дворе (или в чьемто замке) и просит у хозяина одну из его дочерей на ночь. «Горожанин не дал герцогу собственную дочь, а предложил гостю провести ночь с другой девушкой, бретонкой, которая... жила в его доме вместе со своими родителями. И вот посередине ночи, когда герцог глубоко спал, девушка громко вскрикнула во сне и разбудила его. Герцог спросил, что так напугало девушку, и та ответила, что увидела во сне, будто огромное дерево выросло из ее чрева и накрыло своей кроной всю Англию».
Связь данного сюжета со сном Рагнхильд, матери Харальда Прекрасноволосого (в гл. VI древнеисландской «Саги о Хальвдане Черном»), — весьма отдаленная: тут женщине приснился сон, в котором дерево вырастает из иглы. Также отдаленная связь прослеживается со сном библейского Ессея, у которого древо вырастает из груди.
Неизвестное славянским языкам имя Умила, возможно, попало в ободритскую легенду из средневековой латиноязычной сказки о рождении короля от незнатной (humilis — !) девушки (ср. с бретонской сказкой).
......
А. Ахматова.
Рахиль
И служил Иаков за Рахиль семь
лет; и они показались ему за несколько
дней, потому что он любил ее.
Книга Бытия
И встретил Иаков в долине Рахиль,
Он ей поклонился, как странник бездомный.
Стада подымали горячую пыль,
Источник был камнем завален огромным.
Он камень своею рукой отвалил
И чистой водой овец напоил.
Но стало в груди его сердце грустить,
Болеть, как открытая рана,
И он согласился за деву служить
Семь лет пастухом у Лавана.
Рахиль! Для того, кто во власти твоей,
Семь лет — словно семь ослепительных дней.
Но много премудр сребролюбец Лаван,
И жалость ему незнакома.
Он думает: каждый простится обман
Во славу Лаванова дома.
И Лию незрячую твердой рукой
Приводит к Иакову в брачный покой.
Течет над пустыней высокая ночь,
Роняет прохладные росы,
И стонет Лаванова младшая дочь,
Терзая пушистые косы,
Сестру проклинает и Бога хулит,
И Ангелу Смерти явиться велит.
И снится Иакову сладостный час:
Прозрачный источник долины,
Веселые взоры Рахилиных глаз
И голос ее голубиный:
Иаков, не ты ли меня целовал
И черной голубкой своей называл?
1921 г.
Уже в древности образ Рахиль, одной из праматерей еврейского народа, воспринимался в иудейском сознании как образ заступницы народа Израиля перед лицом Всевышнего - в первую очередь благодаря знаменитому фагменту в Книге пророка Йирмеяѓу (Иеремей), в котором Господь дает обещание плачущей Рахиль вернуть домой, т. Е. В Землю Обетованную, всех ее погибших и угнанных в плен детей: "Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской".
Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. 16Так говорит ...
Свидетельство о публикации №125073103862