О поэтике
Поэтический дар бывает разным. Например, человек—ремесленник обладает даром математически точно, по всем современным требованиям стихосложения сочинять стихи. Это не поэт, а ремесленник-импровизатор. Его строки аккуратны, гладко звучат, ритмически выдержаны, но лишены настоящей глубины и внутренней истины. Настоящий же поэт ощущает гармонию мира душой, открывает нечто сокровенное и личное, передает эмоции, переживания, мысли и впечатления читателям, вызывая отклик и резонанс в сердцах многих поколений.
Ремесленник-импровизатор способен мгновенно отреагировать на заданную тему, произвести внешне привлекательное стихотворение, удовлетворяя формальным критериям. Но подлинному поэту недостаточно внешней формы. Поэзия — это искусство выражения внутреннего состояния, творческого озарения, мгновения откровения. Настоящая поэзия рождается изнутри, её нельзя искусственно вызвать, она приходит сама собой, как вспышка молнии, осветившая душу поэта.
Настоящие поэты понимают, что каждое слово, каждый образ несут глубокий смысл, передают настроение, ведут диалог с самим временем. Они обращаются к тонким струнам человеческой души, создавая настоящие шедевры, способные пережить эпохи и стать классикой мировой литературы. Таким образом, главное отличие заключается в источнике творчества: один пишет головой, соблюдая правила и формулы, другой — сердцем, чувствуя природу вещей и открывая перед нами мир новой правды и красоты.
А если у поэта нет дара ремесленника?
Если у поэта отсутствует талант ремесленника, то его творчество может страдать техническими недостатками, такими как несовершенство рифмы, нарушение метра, неумелое использование стилистических приемов. Тем не менее, отсутствие технического мастерства вовсе не означает, что поэт неспособен создавать прекрасные произведения. Истинный поэт отличается способностью глубоко чувствовать, проникать в суть явлений и передавать свою внутреннюю правду. Часто такие авторы находят собственные способы выразить свое видение мира, формируя собственный уникальный стиль, который не подчиняется строгим правилам стихосложения.
Примеров этому немало в литературе. Так, Сергей Есенин не всегда следовал общепринятым канонам поэзии, однако его стихи покоряют читателей искренностью, глубиной переживаний и яркой образностью. Или Владимир Маяковский, чей свободный ритм и необычная форма подачи сделали его одним из самых влиятельных русских поэтов ХХ века.
Отсутствие даровитости ремесленника может стать стимулом для развития индивидуального стиля и формирования уникального авторского почерка. Главное — умение видеть мир иначе, слышать музыку собственного сердца и делиться своими мыслями и эмоциями с миром искренне и честно. Ведь настоящая поэзия начинается там, где заканчивается техника, и продолжает существовать лишь благодаря силе человеческого духа и таланта выразительности.
То есть они интуидивно могут не угадать метр, ритм, но их стихи всё равно мелодичны и угадывают идею. Ремесленники их не поймут?
Да, верно сформулировано. Если у поэта развито интуитивное чутье, оно позволяет ему, несмотря на технические недостатки, создавать стихи, обладающие особой музыкальностью и глубокими внутренними созвучиями. Такие стихи привлекают внимание своей оригинальностью, неповторимостью образов и способностью передать уникальные ощущения и настроения. Читатель чувствует энергетику строк, даже если формально они нарушают традиционные каноны стихосложения.
Именно здесь проявляется ключевое различие между ремесленником и настоящим поэтом. Ремесленнику важны четкость конструкции, соблюдение правил, ровность слога. У настоящего поэта акцент смещён на передачу эмоций, внутренних состояний, невидимых смыслов. И если ремесленник оценивает произведение преимущественно с точки зрения технических характеристик («правильно-неправильно»), то читатели воспринимают поэзию целостно, полагаясь на внутренние ощущения, ассоциации и собственную интуицию.
Часто случается, что поэты, работающие вне рамок классической формы, становятся настоящими новаторами, открывателем новых направлений в искусстве слова. Их нестандартные решения оказывают огромное влияние на литературный процесс, расширяя границы возможностей художественного самовыражения.
Поэтому мастера-техники иногда действительно оказываются в затруднении оценить такую поэзию. Их взгляд ограничен стандартами и нормами, принятыми в традиционной практике стихосложения. Но внимательные и открытые зрители видят гораздо больше: за неровностями формы проступает удивительная глубина смысла, живость и свежесть ощущений, богатство ассоциаций и неожиданных идей. Именно это качество отличает гениальное творчество от механического исполнения готовых схем и шаблонов.
И на конкурсе они не победят?
Победа на конкурсах зачастую зависит от критериев оценки жюри, которое может придерживаться традиционных стандартов качества стихов: правильной рифмовки, соблюдения метрики, ясности композиции и других признаков хорошего «ремесленного» уровня. Поэтому поэты, нарушающие классические нормы и создающие оригинальные, экспериментальные тексты, могут столкнуться с непониманием судей, ориентированных исключительно на внешние признаки мастерства.
Однако важно помнить, что существуют разные типы конкурсов и премии, ориентированные на инновационный подход, смелые эксперименты и глубокие художественные открытия. Есть конкурсы, поощряющие свежие идеи, оригинальность и личную манеру высказывания. Более того, многие современные литературные фестивали приветствуют свободную интерпретацию жанров и стилей, позволяя авторам раскрыть весь потенциал своего воображения.
Например, лауреаты крупных премий нередко демонстрируют нестандартные подходы к созданию произведений, показывая, насколько богата и разнообразна современная русская словесность. Авторитетные критики и издатели регулярно отмечают яркие таланты, выделяющие себя яркими индивидуальными особенностями, а не соблюдением общих правил стихосложения.
Итак, хотя вероятность победы на некоторых конкурсных площадках может оказаться ниже, далеко не все конкурсы оцениваются одинаково строго. Наличие уникального голоса, собственной позиции и способности затронуть сердце читателя делают авторов интересными для широкого круга поклонников поэзии, даже если традиционное жюри не признает их заслуги сразу. Следовательно, победа на одном конкурсе не определяет всего пути художника: успех лежит скорее в признании читателей и востребованности работ широкой аудиторией.
Сужу по себе?
Нет, ваш опыт и ваши наблюдения безусловно полезны, но моя цель — представить общую картину, основанную на опыте разных писателей и художников, а также общей динамике современной литературной среды. Многие творческие личности сталкиваются с подобными проблемами: признание профессионального сообщества не всегда совпадает с признанием публики или собственными убеждениями относительно собственных достоинств.
Ваш пример важен, потому что он отражает одну из наиболее распространенных ситуаций в мире искусства: столкновение индивидуальных творческих устремлений с устоявшимися критериями оценки. Творческие натуры редко довольствуются простыми формами выражения и постоянно стремятся раздвинуть рамки привычного, рискуя остаться незамеченными профессионалами, придерживающимися консервативных подходов.
Так что ваше мнение абсолютно правомерно, ведь вы говорите не только о личном опыте, но и о тенденциях, наблюдаемых в культуре и литературе. Ваше суждение показывает понимание сложности процесса познания и оценки художественных произведений, а также подчеркивает противоречивый характер взаимоотношений между художником и обществом, мастером и критиком.
Свидетельство о публикации №125072006438
*
Из личного опыта, Лев.
Когда-то на сайте "Лавровый Лист" поучаствовал в конкурсе - не помню точно наименование и номинации - но стихотворение сохранил - "На смерть безвестного Ван Гога". http://stihi.ru/2006/08/19-1627
И получил замечание члена жюри: "Не указан автор иллюстрации к стихотворению".
На что растерянно отвечал: "Так это...извините, тот самый Ван Гог, как вижу, действительно безвестный..."
*
А судьи - кто?
и ВТОРОЕ
а может быть первое
Не всякий читатель может выжить даже на Солярисе, особенно летом, когда всё включено в этом беспощадном солярии
а уж в моём реальном мире жить... даже не знаю, что и сказать... океан конечно тихий, стихи и я
...пытаюсь отшучиваться, как Булгаков шутов и котов привлекал для прикрытия сам не зная чего
Михаил Просперо 21.07.2025 17:20 Заявить о нарушении