Ушниша на голове Будды

Ушниша (санскр.) — выпуклость в виде трёхмерного овала на макушке головы Будды. В палийских писаниях считается короной Будды, символом его Просветления и восхождения на трон.


Голова Будды, увенчанная ушнишей, III век, Хадда, Афганистан

Пламенеющая ушниша, XIV—XV века, Сукхотаи, Таиланд
Ушниша — тридцать второй из 32 основных знаков Будды, согласно которому у Будды есть мясистый или черепной выступ на макушке. В более поздних описаниях уточняется, что он покрыт волосами, которые вьются по солнцу (по часовой стрелке).

Позже было добавлено второе определение ушниши — пламя, поднимающееся из середины этого выступа.




Первые изображения Будды в I веке н. э. в греко-буддийском искусстве Гандхары изображают его с пучком на макушке, а не просто с черепной шишкой. Считается, что интерпретация ушниши как сверхъестественного выступа на черепе произошла позднее, когда изображение пучка стало более символичным, а его первоначальное значение было утрачено.

В раннем буддизме ушниша представлялась по-другому. Махавасту (1.259) и Дивьявадана, а также «Вопросы Милинды» описывают признаки чакравартина, идеализированного правителя мира: ушниша или патка (тюрбан), чхатра (зонтик), «роговой драгоценный камень» или ваджра, венчик и сандалии. Это были признаки кшатриев. Пластическое искусство раннего буддизма Махаяны в Матхуре представляет бодхисаттв в форме, называемой u;;;;in «носящий тюрбан / повязку для волос», владеющий мудрами для «ненасильственного правления чакравартина»


Буддисты древней Индии в течение долгого времени отрицательно относились к возможности изображения Будды. Первоначально присутствие на барельефах со сценами из жизни Будды обозначалось символически — каменным алтарём или скамейкой, отпечатками ног, ступами, лошадью без всадника, колесом закона, деревом, обозначающие какое-либо событие в его жизни. Первые скульптурные изображения Будды в облике человека появились в начале I тыс. н. э. в Гандхаре или Матхуре. Эти изображения продолжали сочетаться с прежними символами. С этого времени Будда стал изображается только в виде человека, отмеченного печатью высшего предназначения.

............

В седьмой главе «Сутры о мудрости и глупости» упоминаются телесные признаки Будды: «Победоносный, зная чистоту и уважительность помыслов
        царской дочери,
 явился к ней в дом и воочию явил ей один из своих телесных признаков — хохолок на макушке, отливающий лазурью».

Тридцать два великих признака тела Будды называются также тридцатью двумя признаками великого человека. Под Великим человеком имеется в виду тот, кто в этой жизни становится Победителем в Истине, Татхагатой или Королём, поворачивающим Колесо, то есть чакравартином, возвращающим мир из хаоса беззакония на высшую ступень порядка.
............
Король,царь,владыка... Великий,большой человек...
...........

В Тибете и Таиланде ушниша на голове Будды имеет вид наконечника копья или языка пламени. Это, предположительно, является модификацией изображения драгоценного камня, прикрепленного к верхушке ушниши. Этот камень известен буддистам как «чинтамани» — камень, исполняющий все желания.

Ушниша является особым «органом», позволяющим Будде общаться с окружающими в особой сущности. По писаниям, некоторые учения Будда передавал окружающим не словами, а с помощью света, исходящего из ушниши.

Восемьдесят вторичных признаков:

Ногти цвета меди.
Цвет ногтей масляный.
Ногти выпуклые.
Пальцы округлые.
Пальцы широкие.
Пальцы симметричные.
Вены тела незаметные.
Вены без узлов.
Лодыжки скрытые.
Ноги ровные.
Идущий походкой льва.
Идущий походкой гуся.
Идущий походкой слона.
Идущий походкой вожака стада — быка.
Поворачивающий только вправо.
Идущий красивой походкой.
Идущий прямо (не качаясь).
Тело круглое.
Тело очищенное.
Тело пропорциональное.
Тело чистое.
Тело нежное.
Тело исключительно святое.
Тело, полностью достигшее признаков Будды.
Осанка прекраснейшая.
Идущий ровным шагом.
С чистыми глазами.
Тело, как у молодого.
Тело, не знающее печали.
Тело грузное.
Тело плотного сложения.
Члены тела чётко выделены.
Голос при наставлении чистый.
С округлённой поясницей (полная талия).
С боками ровными.
С боками не искривлёнными.
Живот подтянутый.
С глубоким пупком.
Фигура чуть повёрнута направо.
Приятное поведение.
Все поступки благородные.
Не имеющий тёмных родимых пятен.
Руки нежные, как хлопчатник.
Линии рук ясные.
Линии рук глубокие.
Линии рук длинные.
Лицо не очень продолговатое.
Губы красные, как персик.
Язык мягкий (эластичный).
Язык тонкий.
Язык красный.
Голос подобен голосу дракона.
Голос нежный и мягкий.
Зубы круглые.
Зубы острые.
Зубы белые.
Зубы ровные.
Зубы симметричные.
Нос горбатый.
Нос чистый.
Глаза большие.
Густые ресницы.
Глаза, подобные лепесткам лотоса.
Брови длинные и тонкие.
Брови мягкие.
Брови лоснящиеся.
Волосы ресниц ровные.
Руки длинные и широкие.
Уши ровные.
Органы чувств без расстройств.
Лоб красиво поставленный.
Лоб весьма широкий.
Голова широкая.
Волосы на голове чёрные, как камень «бунба».
Волосы густые.
Волосы мягкие.
Волосы не растрёпаны.
Волосы гладкие.
Приятным запахом завоевавший любовь рождённых — людей.
Руки и ноги украшены благородными узорами любви и знаками счастья.


Рецензии