Единобожие Аменхотепа 4-го

«Без Солнца жизнь замирает. При Его восходе оживает. Когда Ты исчезаешь, земля объята кромешной тьмой. Очи не видят очей, и в усыпальнице спят, с головой закутавшись, смертные. Из-под изголовья их укради драгоценную вещь — не заметят».
Аменхотеп IV (позднее Эхнатон)

Единобожие Аменхотепа 4-го

Диск солнечный Аменхотеп вознёс на пьедестал.
Провёл реформы, и Атон единым богом стал.
Он запретил других богов, их культы разогнал.
Себя назвал сам Эхнатон. Египет изменял.

Мечты рождают истины, и мимолётно всё.
Творцы творцами мыслимы. Время жрецов прошло.
Но прошлого учения из праха восстают.
Простые люди истины повсюду узнают.

Единая религия — дорога в никуда.
Не может одно мнение затмить донекуда.
Не станет одна истина всюду существовать.
Мыслимый бог не завещал нас выбора лишать.

Немыслимое прошлое построено на лжи.
Нет бога представителей. Все дети мы судьбы.
И сколько не меняй имён, новый Аменхотеп
Не сможет всех затмить богов, их бесконечность свет.

Не вечно даже Солнышко в бескрайности светил.
Какому богу не молись, но хаотичен мир.
По замыслу всё божьему. Но бог каждому свой.
Он совестная благодать в гармонии с душой.

ALEX ZIRK

P.S.:

* Сборник стихов "Нити Бога". Религиозная лирика
* http://stihi.ru/2018/01/02/8159

* Единобожие Аменхотепа 4-го
* http://stihi.ru/2025/06/29/6273

Аменхотеп IV (позднее Эхнатон) — фараон Древнего Египта, который провёл реформу, направленную на установление единобожия.
 
Суть реформы: Аменхотеп IV провозгласил бога Атона, олицетворявшегося солнечным диском, единственным божеством Египта, а себя — его представителем на земле.
 
Некоторые шаги реформы:
Культ всех других богов был запрещён, их храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны.
 
Эхнатон приказал повсеместно уничтожать имена и в некоторых случаях изображения других богов. Особенно тщательно стиралось и соскабливалось имя Амона, а также имена Мут и Хонсу — составляющие вместе с Амоном так называемую фиванскую триаду.
 
Фараон сменил имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону».
 
Была построена новая столица — Ахетатон («Горизонт Атона»).
 
Принято считать, что, вводя единобожие, Эхнатон стремился укрепить своё единовластие, освободиться от опеки влиятельных жрецов Амона-Ра, а также хотел «объединить нацию и стабилизировать обстановку».
 
Однако идеи Эхнатона не укоренились в египетском обществе.


Рецензии