Единобожие Аменхотепа 4-го

Алексей Меньшов
«Без Солнца жизнь замирает. При Его восходе оживает. Когда Ты исчезаешь, земля объята кромешной тьмой. Очи не видят очей, и в усыпальнице спят, с головой закутавшись, смертные. Из-под изголовья их укради драгоценную вещь — не заметят».
Аменхотеп IV (позднее Эхнатон)

Единобожие Аменхотепа 4-го

Диск солнечный Аменхотеп вознёс на пьедестал.
Провёл реформы и Атон единым богом стал.
Он запретил других богов, их культы разогнал.
Себя назвал сам Эхнатон. Египет изменял.

Мечты рождают истины, и мимолётно всё.
Творцы творцами мыслимы. Время жрецов прошло.
Но прошлого учения из праха восстают.
Простые люди истины повсюду узнают.

Единая религия - дорога в никуда.
Не может одно мнение затмить до некуда.
Не станет одна истина всюду существовать.
Мыслимый бог не завещал нас выбора лишать.

Немыслимое прошлое построено на лжи.
Нет бога представителей. Все дети мы судьбы.
И сколько не меняй имён, новый Аменхотеп
Не сможет всех затмить богов, их бесконечность свет.

Не вечно даже Солнышко в бескрайности светил.
Какому богу не молись, но хаотичен мир.
По замыслу всё божьему. Но бог каждому свой.
Он совестная благодать в гармонии с душой.

ALEX ZIRK

P.S.:

* Сборник стихов "Нити Бога". Религиозная лирика
* http://stihi.ru/2018/01/02/8159

* Единобожие Аменхотепа 4-го
* http://stihi.ru/2025/06/29/6273

Аменхотеп IV (позднее Эхнатон) — фараон Древнего Египта, который провёл реформу, направленную на установление единобожия.
 
Суть реформы: Аменхотеп IV провозгласил бога Атона, олицетворявшегося солнечным диском, единственным божеством Египта, а себя — его представителем на земле.
 
Некоторые шаги реформы:
Культ всех других богов был запрещён, их храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны.
 
Эхнатон приказал повсеместно уничтожать имена и в некоторых случаях изображения других богов. Особенно тщательно стиралось и соскабливалось имя Амона, а также имена Мут и Хонсу — составляющие вместе с Амоном так называемую фиванскую триаду.
 
Фараон сменил имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону».
 
Была построена новая столица — Ахетатон («Горизонт Атона»).
 
Принято считать, что, вводя единобожие, Эхнатон стремился укрепить своё единовластие, освободиться от опеки влиятельных жрецов Амона-Ра, а также хотел «объединить нацию и стабилизировать обстановку».
 
Однако идеи Эхнатона не укоренились в египетском обществе.