Тайна Чонтвари

     В 1949 г. Пабло Пикассо впервые увидел картины Тивадара Костки Чонтвари на выставке в венгерском посольстве в Париже. Он попросил закрыть его в зале на час и не беспокоить. Выйдя оттуда, ошеломлённый Пикассо сказал: «Я не знал, что существовал ещё один великий художник!».

     Ко дню рождения (5 июля 1853 г.) неоценённого при жизни художника.


Один сказал, другой примкнул к сужденью,
А третий подтвердил - и зашептал народ...
Так зародиться может заблужденье,
Устойчиво внедрившись в обиход.

Его признали дружно сумасшедшим,
Изгоем сделав, странность* не простя,
А он персоной стал, в историю вошедшей,
И пусть не сразу - сотню лет спустя.

Кармический двойник Винсент Ван Гога**,
Судьбу голландца чудом повторив
В деталях даже, вплоть до эпилога,
Чем мир искусства крайне удивив.

Носил он имя Тивадар - "дар Божий",
А псевдоним Чонтвари дал себе.
На родине ни с кем он был не схожий -
Один, как перст, скитался по судьбе.

Аптекарь знатный, он трудился справно,
Но голос свыше как-то услыхал:
"Чтоб жизнь свою не завершить бесславно,
Велю, чтобы художником ты стал!"

И Тивадар отправился в дорогу
Учиться у известных мастеров,
Премудрости усвоил понемногу,
Солидно оторвавшись от азов.

Портреты получались всем на диво,
Учителей превосходя порой.
Писал он вдохновенно, кропотливо -
Нет средь работ, пожалуй, проходной!

Но вскоре страсть к портретам подостыла,
Пейзажей красота - его конёк!
Душа Чонтвари этого просила -
С природою он был не одинок...

При жизни не познал, увы, успеха,
К себе не вызвал некий интерес,
Однако живопись его сегодня - веха,
В искусстве, представляющая вес.

У каждого художника есть тайна,
Она у венгра в "Старом рыбаке"***.
Её нашли, как водится, случайно,
ХитрО сокрытую в печальном старике.

Без зеркала ту тайну не заметить,
Но обомлеешь, ключ к ней подберя.
Загадку получилось рассекретить!
Существенный нюанс - сто лет спустя...

Нет, сумасшедший так творить не может!
Он - гений, это нужно всем признать.
Да, за художника меня обида гложет,
И руку ему хочется пожать!



*) Чонтвари жил странно: он был аскетом, выступал против табакокурения, за веганство, за полный отказ от алкоголя, что в те времена в Венгрии было нетипичным, а сегодня отнюдь не считается отклонением от нормы. Он писал по этим темам книги и статьи. Художник был тяжелым в общении, часто говорил людям неприятные вещи, которые позднее мистическим образом сбывались. С ним боялись общаться. Всё это сделало его изгоем в своей стране.

**) Судьбы венгерского художника Т.К. Чонтвари и голландского живописца В. Ван Гога зеркалят друг друга. Оба: родились в 1853 г., почти одновременно оставили службу во имя живописи; были фактически самоучками, потратив на обучение в академической манере около года, но по своей воле его бросили; отказались от классических канонов и писали по велению сердца; умерли непризнанными, в одиночестве и нищете. Картины обоих художников в наше время уходят с молотка за миллионы евро. Оба доказали, что известность – совсем не то же, что и бессмертие! Разница лишь в том, что о жизни Ван Гога мы знаем многое, о жизни Чонтвари почти ничего.

***) Своей картиной "Старый рыбак" (1902 г.) художник показал, что в каждом человеке живет и бог, и дьявол. Если поставить зеркало перпендикулярно картине по центру, то левая сторона и её отражение дадут спокойное умиротворяющее изображение старика на фоне спокойного моря и светлого неба, который символизирует бога. Правая же сторона картины и его отражение дадут картину сурового недоброго человека с бурлящей пенящейся бездной и тучами за спиной, что символизирует дьявола. Этот оптический феномен и пугает, и восхищает одновременно.


26-27.06.2025

P.S.  Репродукция картины Тивадара Костки Чонтвари "Старый рыбак" (1902 г.) взята из интернета.


Рецензии