***
Близость мужа и жены рассматривается как таинство, призванное приблизить супругов к Богу и укрепить их духовную связь.
Духовное измерение:
В хасидизме близость не ограничивается физическим аспектом, а имеет глубокое духовное значение, влияющее на душевное состояние и рост обоих супругов.
Каббала и хасидизм учат, что близость должна быть окружена святостью и чистотой, чтобы избежать негативных последствий и укрепить духовную связь.
«Муж и жена, и божественное присутствие между ними». Имеется в виду высший свет, высшее озарение.
Шхина между ними.
Иудаизм рассматривает брак как наиболее желательный статус человека и видит в нем социальную институцию, созданную Богом во времена творения. Согласно Библии, целью брака являются взаимопомощь между мужчиной и женщиной (Быт. 2:18), их плотская близость (Быт. 2:24) и продление и увеличение рода человеческого (Быт. 1:28). Хотя в библейские времена в высших слоях общества и была распространена полигамия (см., например, Суд. 8:30; II Сам. 5:13; I Ц. 11:3; II Хр. 11:21), многочисленные упоминания одной жены позволяют полагать, что моногамия была основной формой брака (см., например, Пс. 128:3; Пр. 12:4, 18:22, 19:14, особенно 31:10–31). Неоднократно встречаемое в книгах пророков метафорическое сравнение отношений Бога и Израиля (или Иерусалима) с отношениями между женихом и невестой (Ис. 61:10, 62:5) или мужем и женой (Иех. 16; Хош. 2) также имело в своей основе моногамный брак, ибо лишь ему могла быть уподоблена связь между Богом и единственным избранным Им народом.
Брак настолько важен, что мужчине разрешается продать свиток Торы (см. Сефер-Тора), чтобы жениться (Мег. 27а), а женщине лучше терпеть несчастливый брак, чем оставаться незамужней (Иев. 11За; Кид. 7а). Брак не должен заключаться ради денег (Кид. 70а).
Мужчина должен искать жену с мягким характером, тактичную, скромную и трудолюбивую (Сота 3б); желательно также, чтобы она была приблизительно того же возраста, что ее будущий муж (Иев. 44а; Санх. 76а, б), имела сходное социальное происхождение (Кид. 49а), была красивой (Бр. 57б; Иома 74б), происходила из уважаемой семьи (Та‘ан. 4:8, ББ. 109б) и чтобы отец ее был сведущ в законоучении (Псах. 49б). Мужчина должен обязательно видеть свою будущую жену до обручения с ней (Кид. 41а). Оптимальным возрастом мужчины для вступления в брак считалось 18 лет (Авот 5:21). Оптимальный возраст девушки для вступления в брак не указывается, но когда ей исполняется 12 лет, отец должен начать думать о подыскании ей жениха (Санх. 76а).
В браке муж получает право на ишут (супружеские обязанности) своей жены, но не на ее личность, и берет на себя обязанность обеспечивать ее пищей и одеждой и делить с ней ложе. Муж обязан к самоотвержению, дабы обеспечить жену и детей всем необходимым (Хул. 84б). Если муж и жена ведут себя достойно по отношению друг к другу, Бог пребывает с ними; плохие же отношения между супругами уподобляются пожирающему их огню (Сота 17а; ПдрЭ. 12).
Обе стороны должны стремиться возвысить свой брак путем взаимного внимания и уважения.
Послеталмудическая литература продолжала относиться к браку так, как это сформулировано авторитетами Талмуда. Аскетизм и безбрачие по-прежнему считались отклонениями от нормы
В талмудический период сформировался канон церемонии бракосочетания, в основном сохранившийся до настоящего времени. Согласно этому канону, бракосочетание состоит из двух актов: киддушин (или эрусин) и ниссуин. Акт киддушин, в результате которого стороны перестают пребывать в холостом состоянии, сам по себе не дает правовых последствий изменения личного положения сторон. Для достижения этого требуется акт ниссуин. Талмудическое законодательство устанавливает три способа осуществления акта киддушин, а именно: кесеф (буквально `деньги`), штар (`контракт`) и биа (`сожительство`).
Первый способ состоит в том, что жених в присутствии двух правомочных свидетелей дает невесте деньги или их эквивалент (в наше время это обычно гладкое кольцо) и произносит при этом (в случае обручения кольцом) обручальную формулу: Харей ат мекуддешет ли бе-таба‘ат зо ке-дат Моше ве-Исраэль — «Этим кольцом ты посвящаешься мне по закону Моисея и Израиля». Акт передачи денег или надевания кольца означает, что жених выражает желание сделать невесту своей женой, а невеста принятием того или другого выражает согласие стать его женой.
По второму способу, жених в присутствии двух правомочных свидетелей вручает невесте письменный контракт, содержащий, помимо имен сторон и других данных, слова «Ты посвящаешься мне этим договором по закону Моисея и Израиля». Невеста, принимая этот документ, выражает свое согласие стать женой договаривающейся стороны.
Третий способ осуществления акта киддушин состоит в том, что мужчина обращается в присутствии двух правомочных свидетелей к женщине со словами: «Ты посвящаешься мне этим сожительством по закону Моисея и Израиля» и уводит ее в их присутствии в отдельное помещение. Тем самым их сожительство, факт которого удостоверяется, дает им статус супругов. Хотя, с правовой точки зрения, этот вид также признается законным, законоучители предписали наказывать прибегающих к нему бичеванием (Кид. 12б; Ш. Ар., ЭхЭ. 26:4, 3:1).
В наше время применятся лишь первый способ.
Согласно Галахе, муж имеет десять обязанностей по отношению к жене и детям от брака с нею:
обеспечить жену средствами существования;
давать ей одежду и жилье;
сожительствовать с ней;
обеспечить исполнение денежного обязательства, взятого на себя в брачном контракте;
обеспечить жене медицинское обслуживание и уход в случае болезни;
выкупить ее, если она будет взята в плен;
обеспечить похороны и установку надгробного памятника, если жена умрет до него;
обеспечить ее средствами к существованию после его смерти и правом жить в его доме, пока она остается вдовой;
обеспечить содержание после его смерти дочерей от их брака до их обручения или совершеннолетия;
обеспечить наследование сыновьями, вдобавок к их законной доле состояния отца, суммы, указанной в брачном контракте, если жена умрет до смерти мужа.
Права мужа по отношению к жене включают:
использование труда жены;
право на ее случайные заработки или найденные ею материальные ценности;
право пользования ее имуществом и доходами от него;
право наследовать ее состояние.
Свидетельство о публикации №125062601788