Элиас 1, 2

          1. Старик и море

    Языками волн шепчет ласковый песок древние тайны. Море хранит их. Им старик внемлет, сидя на лазурном берегу. Отполированная трость в его руке чертит на песке знаки, выводит круги. Иногда губы его шелестят в ответ, и вспыхивают искорки в глазах.
Вблизи... волейбольный мяч летает от рук юношей и девушек в пределах круга. Солнце, выглянув из-за облака, слепит и мешает играть. После подачи мяч, упав на землю от руки девушки, остановился прямо в центре рисунка, словно интересуясь его кругами. Бежит юноша, наклонился за мячом с любопытством и удивлением. Солнце надвигает тень краем облака. Освещение меркнет на мгновение. Игроки замирают в различных позах.
— Извините нас, — сказал юноша тихо. — Мы не хотели, так получилось. Что, испортили мячом важный рисунок? Старик приподнял веки:
— Не испортили. Мяч, наоборот, помог познать мне его.
— Как же так, Мастер? Там было столько кругов и разных линий. Простите, а что это за изображение? — Выпрямившись, он кинул мяч партнёрше, а сам остался.
— Юноша, благодарю вас. Вы назвали меня «Мастер». Это действительно так. Я рисую Разум.
  Время вдруг побежало быстрее. Солнце совсем спряталось, и пошёл дождь. Молодёжь сбежала с пляжа, а юноша и Мастер остались на берегу. Туча не дошла до них. Видны были струи дождя, но их освещали лучи солнца.
— Слепой дождь, — сказал молодой человек, поражённый всем произошедшим.
  Эту странную ситуацию исправил Мастер, задав вопрос юноше:
— А вы, позвольте узнать, интересуетесь работой мозга? Вы не студент университета?
— Я аспирант нейробиологии. Как вы угадали?
— Ну, вы же не убежали со всеми. Хорошо, давайте побеседуем. Мне как раз нужно проверить одну мысль. Я расскажу вам о Разуме, который является основой всего. Как вас мне называть?
— Я Элиас. Говорите мне "ты", а я буду называть вас Мастер. Понимаете, я давно изучаю мозг, и его анатомия, физиология и когнитивные способности мне известны. Но что вы имеете в виду под словами – "Разум – основа всего"?
— Хорошо, можешь называть меня так. Разум - это то, что всё создаёт и разрушает, а не только то, что мыслит, — ответил старик, продолжая свои узоры. — Люди склонны думать, что они изобретают вещи: орудия труда, предметы быта, транспорт, компьютеры, гаджеты. Но, представь, что всё это существовало всегда. Материя – это не конструктор. Там, в том, что ты называешь вещью или объектом, уже всё находится и всегда было. Нужно просто убрать всё ненужное, как считают художники, ваяющие свои произведения из камня. Оно просто скрыто от нашего прямого восприятия. И открывается нам тогда, когда мы готовы его принять. Когда пришло время. Открывается в виде идеи во время озарения, в результате каких-то действий, уже подошедших к этой грани открытия.
   Элиас задумался. Он считал, что его знания нейрофизиологии достаточны, чтобы объяснить старику, что и как устроено в мозге. Его научный склад ума сопротивлялся этой метафоричности, но что-то внутри него откликалось на слова старика. Он почувствовал, что перед ним не просто эксцентричный чудак, а человек, обладающий необычным знанием.
— Но как… как это связано с нами? С человеческим сознанием? — спросил Элиас. Старик, которого он теперь называл Мастером, улыбнулся.
— Думаю ты ещё слишком молод, чтобы понять это до конца. Я тоже не сразу всё понял. Живая прирота точно так же подчинена Разуму, как и не живая. Законы термодинамики, энтропия, теория вероятности и другие, так называемые законы природы, действуют и внутри нас. Это тот Разум, который я пытаюсь нарисовать в виде схемы. Представь таблицу Менделеева - она состаит из элементов, которые имеют определённый удельный вес, качества, валентные связи, ядерную силу, энергию электронов. Всё это содержится в нас в определённых системах и соглосованности.Представь простое сгибание руки в локтевом суставе. Это сокращение одной мышцы - бицепса и растяжение её антогониста - трицепса. В неживой природе такое не возможно? Да. Но, если создать систему с использованием рычагов и сокращаюих и удлиняющих механизмов, то это возможно. Даже можно подключить схему целеваго действия. И такая "рука" будет сама собирать автомобиль. В нас тоже есть подобная схема, только самообучающаяся. Но принцыпы те же самые. Главное, чтобы действие запомнилось (отпечатолось) и воиспроизвелось снова.

  В это время по песку со стороны пляжа ветерок гнал небольшой воздушный шар с ниткой на конце. Шар сопротивлялся, нитка болталась из стороны в сторону, как хохолок на голове. И вдруг, шарик остановился у ног старика.
— Ну вот тебе и загадка, — ласково произнёс он.
  Он взял шарик и подбросил вверх, но шарик сам вернулся к нему в руки. Старик осторожно обхватил его обеими руками и сжал, казалось, слегка. Но шар с шумом лопнул и раздул песчинки под собой. Старик улыбнулся, когда Элиас от неожиданности вздрогнул.
— Теперь возьми его двумя руками и растяни над песком.
  Юноша проделал то, что велел старик. А тот натянул образовавшуюся резиновую ленту вверх и отпустил. От такого действия на песке образовалась бороздка – отпечаток.
— Смотри, — произнёс он, — что стало с ним?
  Элиас растерялся.   
— Ну… он лопнул. Воздух вышел. Он… изменился.
— Именно, — кивнул Мастер. — Но он показал те изменения, которые объясняют некоторые механизмы работы Разума. Когда шар был раздутым он летал себе легко и беззаботно. Но стоило ему столкнуться с опастностью, эта беззаботность исчезла. Растянутая радость полёта превратилась в жёсткое сжатие страха. Если его растянуть в этом виде, то получается жёсткая растянутая лента, которая если её   отпустить даёт более глубокий и цельный отпечаток на песке, чем раздувание песчинок. Растяжение, сжатие, отпечаток... СРазумом происходит что-то подобное.
  Элиас ощутил лёгкое головокружение. Он не понял ничего, но почувствовал, что прикоснулся к чему-то очень важному, к чему-то, что выходило за рамки привычных ему научных парадигм. В его сознании начало зарождаться это предвкушение. Предвкушение знания, которое могло изменить его взгляд на мир.

   Так началась их дружба. Каждая встреча, о которой они договаривались созваниваясь, становилась для Элиаса уроком. Старик, которого он теперь называл Мастером, не давал готовых ответов, а лишь направлял, объясняя одну за другой детали системы, состоящей из "элементов".

   Первым Мастер выбрал элемент "Силе духа и Страх". Он объяснил, что истинная Сила духа — это не отсутствие страха, а способность действовать, несмотря на него, используя его как осторожность, и не позволяя ему перерасти в трусость. Элиас, который раньше избегал сложных ситуаций, боясь неудачи, начал осознанно принимать вызовы.Это было не простоэ В   лаборатории он стал брать на себя задачи,которые раньше считал преждевременными. Он понял, что его стремление к  победе без усилий не вызывало никакого страха, и он искал ситуаций, чтобы испытать его. Он брал для обследования более сложных пациентов и почувствовал как его внутренний страх исчезает. Мастер учил его тому, что настоящая радость приходит от преодоления сопротивления, а не от его избегания.
   Затем пришла очередь "Синергии и Злости". Мастер показал, как согласованность действий (синергия) рождается из общей идеи, движимой Волей, а злость, если её не обуздать, может разрушить эту гармонию. Если же её трансформировать в азарт, во внутреннее горение, вызванное идеей, то внешнее сопротивление преодолеть легче.

"Страх казался молодым,
бегал вниз и вверх по леснице.
Он давно боялся зим,
ещё больше неизвестности.

Гнев вскипал как чайник но -
страх свистком - ему преградою.
В их компании одно
продолжало душу радовать:

Им вдвоём камфортно жить.
И сознанью с ними - весело,
и они не любят лжи,
равнодушие же бесит их".

 Элиас, который раньше часто вступал в споры и конфликты, начал искать точки соприкосновения, учиться слушать и сотрудничать. Он замечал, как его собственная раздражительность, могла помешать ему мыслить. Он научился направлять энергию злости в упорство и стремление к мастерству, а не в разрушение.
   Следующий элемент в цикле – "Целеустремлённость и Радость". Старик подчеркнул, что цель должна быть не просто достигнута, но и осознана, а радость — это не только результат, но и движущая сила.Но Радость может помешать достижению цели, если она преждевременна и рождена не согласованной творческой деятельностью, а просто желанием, волевым действием. Такая победа без сопротивления бывает опасна.

            2. Знание незнания

    Элиас, сидя в лаборатории в перерывах между исследованиями электрических процессов головного мозга, то и дело вспоминал и переосмысливал слова Мастера. Элиас, который раньше метался между увлечениями, начал ставить перед собой чёткие, измеримые цели.
   На экране электроэнцефалографа мелькали изображения нескольких рядов веретенообразных линий, которые то возникали, то «скашивались» как трава газона, при воздействии какого-нибудь сигнала. Так мозг пациента реагировал на сигнал, пытаясь осмыслить его. Но сколько ни старались «нагрузить» его информацией, он возвращался всегда к нормальному функциональному состоянию, и красивые альфа-веретена продолжали «наматывать» струящиеся ниточки мыслей. Компьютер вычленял из общей системы неуловимые мыслительные ответы – вызванные потенциалы, расшифровывая их значения.
   Элиас понимал, что постоянная созерцательность экспериментальных данных без чёткой идеи ведёт к нарушению согласования получаемой информации, а не к достижению цели. Работая уже год, он научился радоваться процессу, а не только результату, находя удовлетворение в каждом шаге. Но этого мало.
   Особое внимание Мастер уделил следукющему элементу: "Раздумью и Невежеству". Он показал, что недостаток ума — это не отсутствие знаний, а "незнание своего незнания", которое полностью блокирует систему. Элиас понимал, что потребность в знании рождается в процессе действия, на всех этапах и фиксируется кратковременной памятью до тех пор, пока не выработается и не закрепится стереотип, который хранится в сети когнитивных нейронов. Элиас, который раньше мог быть самоуверен в своих знаниях, начал глубже анализировать информацию. Он осознал, как насильственное "думание" может превратиться в "зацикленность мыслей" — руминацию, которая лишь усиливает негатив и препятствует процессу познания. Но то, что этому способствует чрезмерная согласованность выполняемых процессов, для него было новым. Как дурная привычка, они отключают наш контроль, когда нет движения к цели. События безостановочно прокручиваются в голове и не могут остановиться. Как иногда навязчиво повторяется одна и та же мелодия. Здесь выход один — другой путь: действие, мотивированное простой, ясной целью. Это как написание текста или стихов. Необходимо, чтобы текст "отлежался", потом взглянуть на него новым "не замыленным" взглядом, и тогда появится идея, как его изменить. Упорством, азартом, а иногда творческой злостью не всегда можно прийти к ясной цели. Но как это сделать? Ему вдруг пришла мысль, что само мышление виновато!
 "Раздумье" мешает самой "Согласованности" на стадии уже сформировавшегося стереотипа действия. Нужно "отпустить"созданное дитя, чтобы переключиться на цель. Элиас понимал - этот тонкий механизм регулируется обратной связью за счёт афферентной системы - системы обратной связи в нейронном цикле. Когда ребёнок научился езде на велосипеде, ему уже не нужно думать, как крутить педали, удерживать равновесие рулём или всем корпусом тела, а мысли устремляются к поиску дороги к цели лдвижения. Однако Элиас продолжал представлять, что мыслительная деятельность сопровождает весь процесс совершения действия. Это анализ, коррекция, абстрагирование и обобщение всех сигналов, поступающих в мозг. Это известно ещё с прошлого века. И, кстати, укладывается в систему, разработанную профессором нейропсихологии Николаем Бернштейном, учеником знаменитого И. П. Павлова, которого он сам и критиковал за "рефлекторную дугу". Бернштейн настаивал на замкнутой цепи рефлекса. Тогда именно руководство СССР поддержало его теорию, а не учитель. Но Сталинская премия, которой его наградили, ещё больше отдалила его от павловской плеяды учёных и сыграла с ним злую шутку - длительного забвения. Теперь, вспоминая эти пять нейронных уровней, управляющих осознанными движениями человека, Элиас пришёл в настоящий восторг. Бернштейн даже по почерку человека мог определить, на каком из уровней у него проблема. Если почерк размашистый, то характер человека волевой, а если буковки выписаны красиво, то человек… какой? … наверно собранный и уважает детали. Надо найти эти исследования. Он должен прочесть все статьи и диссертации этого учёного.
— Ну как я сразу не догадался! Чего-то здесь не хватало. И причём здесь эти тонкие взаимоотношения между элементами системы? - воскликнул он.
    Мастер говорил, что все элементы рождены предыдущими в системе и обладают рекурсией их качеств. Волевая организованность переходит в согласованную творческую устремлённость к цели, что анализируется радостным раздумьем, а задумчивая печаль, созерцая, находит новую идею и энергию вдохновения силе духа и воле. Так вот в чём дело! Созерцание – это и есть абстрагирование и обобщение. Вот почему Мастер не говорит о пятом элементе. Система замыкается в цикл. Вот они, те круги на песке. Идея и Воля рождаются не от "Раздумья", а от "Созерцания". Именно в этом элементе содержится "Разум". Надо спросить у старика - много ещё чего он не поведал мне?


Рецензии