Элиас 3

Анатолий Корниенко
          3. Стереотип и его извращение

    Однажды, во время очередного посещения Старика и моря, Элиас сидел рядом с Мастером, наблюдая за игрой света на воде.
— Мастер, — начал Элиас, его голос звучал бодро, согласно с лёгким ветерком и рябью на поверхности моря,— почему мы следуем традициям, правилам, не находя цели?
   Мастер кивнул, его взгляд был устремлен на горизонт.
— Ты задаёшь вопрос, который мучил и меня долгое время.
   Мастер взял трость и начал выводить на песке новый, более сложный узор.
— Каждый элемент — это огромное количество качеств, имеющих единые корни или принципы. Вспомни "Силу Духа". Это и воля, и честь, и милосердие, любовь к ближнему. Но когда система искажается, понятия воли и силы духа заменяются стремлением к власти, насилию. Истинная забота о ближнем замещается ложной толерантностью. Это не милосердие, а безразличие, прикрытое правилами. Мы "терпим" друг друга, но не любим, не сопереживаем. Мы боимся осуждения, а не причинения вреда. Он провёл тростью по кругу, обозначающему "Синергию". — Согласованная содружественная деятельность, которая должна рождать творчество, ограничивается правилами. Правами человека, правами меньшинств, правом извращённого понятия пола. И это не всегда плохо само по себе, Элиас. Стереотипное действие не может существовать вечно, оно извращается… и даже любовь и дружба. Это как музыка, которая в руках исполнителя не звучит всегда одинаково. Импровизация! Вот что движет искусством: музыкой, поэзией чувств. Эта импровизация и есть жизнь, не застывшая, изменяющаяся и… извращающаяся. Свобода Воли даёт человеку возможность отступить от того согласованного, одобренного и всеми принятого искусства. Хорошо, когда это случается тогда, когда художник освоил свой профессиональный навык и может действовать как автомат. У него отключён мыслительный контроль и он подчиняется своему чувственному движению души. В этом экспериментировании он может зайти так далеко, что его уже не понимают обычные люди, а только такие же профессионалы — художники или музыканты.Радость творения не переходит в радостное раздумье, а минуя элемент "Раздумье", осознание - переходит в "Созерцание" творения. Со временем к этому приучаются и другие, особенно интеллектуалы, делая такое искусство модным. Изменение, уход от стереотипа может касаться какого-то одного элемента системы: Элементы "Воли" и "Синергии", к примеру, могут давать стили барокко и готический стиль в архитектуре, сильно отличающиеся друг от друга. А если взять музыку: И. Баха и такие жанры, как "рок", "джаз", "хип-хоп", то мы чувствуем, как в них "Согласованность" испытывает разные диссонирующие ньюансы и импровизации. А у сюрреалистов и в абстрактной живописи мы видим извращение цели на грани абсурда, гротеска, перфоманса.И это, опять же, не плохо. Но перескачив через элемент, мы попадаем совсем в другой цикл развития. Не зная творческого смысла творения художника, мы постоянно перескакиваем через элементы познания. Замещая разумное созерцание истины чувством кратковременной радости от созерцания. Что ведёт вместо рождения энергии силы воли к гордыне и праздности для поиска новой радости созерцания. Уйдя от одного стериотипа, мы впадаем в другой. Не достижение цели ведёт к унынию, раздражению и невежеству. Это потребительский развлекательный вариант жизни.


"Мы так сегодня и живём,
Искусством обозначив абрис.
И одиночество вдвоем
Нам общий замещает адрес.

Когда пройдешь наискосок,
Столкнувшись, вспоминаешь лето...
Любви уже не спелый сок,
Кивок - заменою привета.

А из законов бытия
Сближение не манит к цели.
Мир "толерантностью" объят -
От Лондона и до Брюсселя.

Какой комический исход
В автобус забежать мальчишкой
И видеть, как она встаёт,
Закладку вкладывая в книжку.

И не умело поступить.
Спросив, руки не тронув: "как ты?"
Прощения не сметь купить,
В ее глаза взглянув украдкой".

 - А мы хотим найти истину, которая заключена в Разуме,- продолжил Мастер. -  Поэзия — это тоже своего рода импровизация речи, мысли, чувства. Как многообразен сам элемент системы, так и бесконечно много может быть импровизаций и деструктивных тоже. Так сложилось, что искусство передаётся из поколения в поколение, и без него современный человек не может существовать. Но когда идеи навязываются силой, когда права меньшинств становятся самоцелью, когда они используются для подавления других мнений, отчуждения неугодных, для разделения, а не для объединения — тогда система искажается. Вместо совместного созидания мы получаем хаос, который парализует Волю и Разум или зацикленность на каких-то "ценностях", к которым допускается только элитарный круг, — Мастер указал на центр схемы.
— Обвинение же волевого организованного процесса в авторитаризме — это лишь предлог для создания насильственной ложной демократии. Итог такой "демократии" — не свобода, а создание из согласованности хаоса, чтобы не виделась цель. Хаос — это пропуск элемента Цели. Нам навязывают бездумное следование правилам, которые не ведут ни к чему, кроме порабощения унынием, бессилием. Люди теряют ориентиры, их энергия рассеивается, и они впадают в апатию, потому что не видят смысла в своих действиях. Но им предлагают "хлеба и зрелищь".  — Мастер провёл линию, соединяющую элементы власти и праздности.


"Хорошо проводим время
но ему туда не надо:
время движется по стрелке
поворачивая вправо.

Значит бить надо добрее…
отбивая дни-секунды.
Котик в лодке с дом размером,
уворачиваться трудно

от его когтей.  Верёвки
тянет кот — в полоску рыжий.
На одной вертится рыбка,
на другой мужик - он ловкий.

Лодка полная народу -
отдыхают на природе,
Котик рыбку не достанет -
Бабка хвост кошачий тянет.

За столом монах с монашкой
ловят хлеб - как круглый мячик
Кто укусит при движенье -
тот поддастся искушенью.

Ловят воду голых двое,
вплавь - и этому так рады.
А бутыль с вином за бортом
кто-то спрятал и монашка
увидала, бьёт бедняжку
кувшином по рыжей морде.

Дерево - там как корона
над котом, привязан плоской
лентой он за шею. В кроне,
как изюминка на торте,
чья-то голова - ни Босх ли?

Босх сюжет картины вертит:
Кот исчез и хвост стал лютней.
Все поют и все довольны -
время хорошо проводят.
Сумасшедшие как люди"

 — И тогда вступает в игру сила власти денег. Она ведёт к быстрому достижению богатства и власти для одних, и к безвольному, тяжкому, организованному насилием труду для других. Это стереотип, Элиас, самый губительный. Он формировался тысячелетиями. Он глубоко укоренился в сознании, потому что мозг склонен к рекурсии, к повторению успешных (с точки зрения выживания) циклов, даже если они деструктивны для души и воли.
   Элиас слушал, его лицо отражало глубокомыслие на грани отрешённости.
- Это как море, — подумал он вслух.


Рис. Пародия на картину Босха (из сети)

Продолжение http://stihi.ru/2025/06/18/3475