Зеркало Necessitas Спиноза и алхимия взгляда
В стихотворении «Спиноза» Иды Лабен его глаза названы «древними». Не от возраста — от вечности. Так смотрят звёзды: без осуждения, без надежды. Спиноза-астроном, приникший к окуляру Necessitas, видит, как любовь цепляется за рёбра реальности «ветками» — живыми, дрожащими, абсурдными на фоне бесстрастного хода метафизических часов. «Сосуды, кровью полные когда-то» — это мы. Те, кто пытается влить вино аффектов в кристальные колбы этики.
Но amor dei intellectualis — не холод расчёта. Это — алхимия взгляда, где любовь становится не противовесом разуму, а его завершением. Представьте: вы шлифуете линзу, и в какой-то момент стекло начинает отражать не только свет, но и ваше лицо. Не лицо аскета с чахоточным румянцем — лицо самой субстанции. Deus sive Natura смотрит на себя через ваши зрачки. В этом зеркале Necessitas больше не «мёрзнет на престоле» — она пульсирует, как кровь в сосудах, которые когда-то казались пустыми.
Спиноза знал: страдание от одиночества — это боль не от отсутствия других, а от иллюзии отделённости. «Космос механический угрюм» лишь до тех пор, пока ты цепляешься за ветку своего «я». Но стоит отпустить — и Necessitas становится танцем. Да, танец предопределён, как орбиты планет. Но разве это мешает пламенеющему шару солнца любить свой путь?
В конце концов, шлифовщик линз и шлифовщик мысли — это алхимик, который понял, что философский камень не меняет свинец на золото. Он меняет взгляд. Когда amor dei становится зрением, даже чахоточный румянец на щеках мудреца — не признак болезни, а отблеск вечности. Ведь звёзды тоже «болеют» термоядерным огнём — и это их способ любить.
Свидетельство о публикации №125052108293
Виктор Нечипуренко 22.05.2025 20:33 Заявить о нарушении