Трагедия семьи - трагедия страны Рецензия

 Спектакль «Мама, папа, я и Сталин» на сцене театра «У Никитских ворот»
 
Спектакль  «Папа, мама, я и Сталин» поставлен по оригинальной пьесе Марка Розовского, созданной на автобиографическом материале. Автор рассказывает в ней о тяжелых, драматических событиях, которые ему пришлось пережить в детстве и отрочестве. Хотя  с тех пор минуло немало лет, сменился строй, эпоха и вожди, чувствуется: эти воспоминания по- прежнему остаются мучительными, пьеса написана буквально кровью сердца. Премьера спектакля состоялась восемь лет назад, однако и сегодня зрители выходят из театра, потрясенные.
Но ведь тема разоблачения сталинских репрессий и тоталитарного строя, основанного на рабском труде миллионов заключенных ГУЛАГа, далеко не новая в нашем искусстве .У  истоков этой традиции стояли писатели, сами отбывавшие сроки в застенках и лагерях, такие, как Александр Солженицын и Варлам Шаламов .Кроме того, стали доступны широкому читателю документальные источники и воспоминания людей, побывавших в местах заключения и чудом выбравшихся оттуда живыми. Чем же так поражают пьеса Розовского и поставленный по ней одноименный спектакль?
Прежде всего, камерностью подачи темы, которая разрабатывается в рамках одной-единственной семьи. Кроме того, ее глубокой выстраданностью, ведь речь идет об очень личном  для автора. Достаточно напомнить, что один из главных героев пьесы называется коротко,  просто и емко: «Я». И, несомненно, хотя события осмысливаются весьма взрослым драматургом, они остаются пропущенными сквозь призму  детского опыта, обостренного восприятия ребенка.
Итак, перед нами спектакль о крушении одной-единственной семьи, в котором, однако, как в капле воды, отразилась трагедия миллионов. Спектакль о гибели личности, о переломанных судьбах, об убийстве любви и надежды. И, конечно, об участи ребенка, который растет сиротой при живых родителях и вынужден скрывать собственное происхождение, ощущая свою второсортность, социальную неполноценность.
Разумеется, драма предлагает богатейший материал актерам, и они действительно выкладываются полностью. На мой взгляд, ослепителен, без преувеличений, в роли Отца Народный артист России, лауреат Государственной премии Валерий Шейман. Он не просто достоверен и убедителен, но и невероятно интеллектуален, тонко чувствует авторский текст и значимость каждого слова внутри той или иной сцены. Примечательно, что в спектакле «Миха» он блестяще исполняет роль Сталина, а здесь ему пришлось «примерить на себя шкуру» жертвы тирана. Это еще раз доказывает, что возможности перевоплощения у него поистине безграничны.  Наталья Баронина, выступающая в роли  Матери, удачно оттеняет  женственность и высокий романтический настрой своей героини, а наряду с этим - ее максимализм  и бескомпромиссность, граничащие с эгоцентризмом. Максим Якимов, перед которым стояла непростая задача воплощения alter ego автора и постановщика, обозначенного коротким словом «Я», также очень органичен. Его астеническое телосложение, хрупкость и легкость сообщают ему  сходство с подростком, что и требуется, по замыслу постановщика. Заставляет поверить в подлинность своего персонажа и Владимир Давиденко, который играет здесь следователя с «говорящей» фамилией Дуболазов. И, в рамках этого же спектакля, он с блеском справляется и с ролью 2-ого ухажера, который бросает в зал запоминающуюся реплику: «Немного пошлости нам не помешает».
А где же Сталин? – спросите вы, не  отыскав  вождя народов в списке действующих лиц. На сцене он отсутствует, но его зловещая тень губителя человеческих жизней и разрушителя судеб словно нависает над действием.
Совершенно новое звучание приобретают в контексте спектакля стихи Блока, Ахматовой и, в особенности, Мандельштама. Строка «мы живем, под собою не чуя страны» приобретает выстраданную, глубоко личную окраску.
Удачно используется контраст между гламурно-бравурной официальной  «стороной медали», воссоздаваемой с помощью популярных советских гимнов, и подлинной, страшной реальностью, в которую погружены герои спектакля.
Представление буквально обжигает сердца зрителей, не оставляя  равнодушными никого из них.
                Елена Печерская


Рецензии
Спасибо. Хорошо написано, профессионально. Спектакль еще не смотрела. Думаю, сил не хватит. Живу в Таганском районе, но еще не видела это нашумевшее панно. Надо было руку расположить пониже. Чтобы алчущие лобызали.

Елена Ивановна Мартынюк   29.05.2025 12:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.