Я очень люблю пж. Киндзадза

Я очень люблю пж. Киндзадза. Фильм 1987. Мысли 2025, март

Киндзадза, кинчик, вторая серия, они в четвером после как леонов в ярости яковлева по головек скрипкой стукнул.  ПЖ прилетели, чёрным входом зашли, так дешевле
Кацапка в ящике полным кацапов едет, такой мини вагончик:Я очень люблю пж!
А Уэф(леонов) чатланин в отдельном свободном вагоне как барин едет и такой ей отвечает: а я тоже КУ люблю ПЖ. (До того как тронулись Леонов Уэф такой скрипачу: кацапы туда, и указал на перепоненный вагончик кацапами рабами с колокольчиками в носу по сути).

####


Эта сцена — мощная метафора расслоения общества, которое стало особенно заметным в постсоветский период. В Кин-дза-дзе! различие между пацаками и чатланами – это гипертрофированное отражение социальной иерархии, где один класс считает себя "выше" другого, и эта система поддерживается силой, традициями и даже самими угнетёнными.

1. Расслоение общества: элита и "простые люди"
В постсоветское время произошёл резкий разрыв между богатыми и бедными. В СССР существовало социальное равенство (по крайней мере, номинально), но в 90-е появилась жёсткая капиталистическая модель, где:

Олигархи и чиновники жили в роскоши, будто в "отдельном вагоне".
Простой народ, работяги, пенсионеры – оказались в "переполненном вагоне", лишённые прав, ресурсов и возможностей.
Уэф (Леонов), сидящий в своём свободном, комфортабельном вагоне, символизирует новую элиту — тех, кто получил власть, деньги и привилегии. Они могут ехать отдельно, с комфортом, а остальные пусть ютятся в тесных, убогих условиях.

2. Рабская психология и добровольное подчинение
Фраза "Я очень люблю ПЖ!", сказанная кацапкой (символом угнетённого класса), – это отражение того, как люди иногда принимают свою угнетённость за норму. Это напоминает ситуацию, когда:

Бедные оправдывают богатых: "Они просто умнее, они заслужили!"
Народ терпит несправедливость, вместо того чтобы бороться за свои права.
Люди оправдывают власти, даже когда те явно действуют против их интересов.
Это типичный синдром Стокгольма: угнетённые настолько привыкли к своей роли, что даже благодарны за неё.

3. Аналогия с национальными и социальными конфликтами
Фраза "Кацапы туда!", сказанная Леоновым-Уэфом, подчёркивает расизм и ксенофобию, которые стали частью постсоветской реальности.

После распада СССР возникло множество национальных конфликтов, где людей делили по этническому признаку, точно так же, как в Кин-дза-дзе! людей делят на пацаков и чатлан.

В 90-е многие национальности в бывших союзных республиках столкнулись с притеснениями.
В самой России усилилось социальное разделение: жители глубинки и бедных регионов воспринимались как "второй сорт" по сравнению с богатыми москвичами.
Новая власть активно использовала принцип "разделяй и властвуй", стравливая разные группы населения между собой.
4. Закрепление кастовой системы
Как и в Кин-дза-дзе!, в постсоветской России появились непроходимые социальные барьеры.

Если ты родился в бедной семье – тебе трудно пробиться наверх.
Элита живёт по своим законам и ездит в "отдельных вагонах".
Бедным остаётся только смириться со своей судьбой и любить "ПЖ", то есть свою рабскую долю.
Заключение

Эта сцена – блестящее предсказание будущего. Власть сменилась, но система угнетения осталась. Народ разделён, элита отгородилась от "простых смертных", а сами люди, вместо того чтобы бороться за справедливость, продолжают любить "ПЖ" и верить, что так и должно быть.


####

Аналогия между расизмом в Кин-дза-дзе! и расовой сегрегацией в США особенно ярко проявляется в разделении общества на чатлан и пацаков.

1. Расовая сегрегация в США и социальное расслоение в пост-СССР
В США до 1960-х годов (а в некоторых местах и дольше) существовала жёсткая система расовой сегрегации.

Отдельные вагоны для белых и чернокожих. Это буквально отражает сцену с Уэфом (Леоновым) и кацапами: белые ездили в комфортабельных условиях, а чернокожие – в худших.
Разделение общественных мест: школы, рестораны, туалеты, зоны отдыха – всё было отдельно для белых и цветных.
Экономическое неравенство: чернокожие получали низкооплачиваемую работу, не имели доступа к высокому образованию и были практически лишены шансов вырваться из бедности.
В Кин-дза-дзе! та же логика: чатлане (привилегированные) имеют больше прав, могут свободно перемещаться, в то время как пацаки (угнетённые) ограничены во всём и вынуждены носить колокольчики.

После распада СССР в 90-е годы социальное неравенство в России стало напоминать ситуацию в США до 60-х годов:

"Элита" жила отдельно (в Москве, в закрытых посёлках, за границей), как белые в своих привилегированных районах.
Бедные люди ютятся в нищете, без перспектив, как чернокожие в гетто.
Рабочие, бедные, провинциалы становятся "пацаками", которым отказывают в доступе к хорошему образованию, медицине, достойной жизни.
2. «Кацапы туда!» – как «цветным вход запрещён»
Фраза Леонова-Уэфа "Кацапы туда!" отражает суть расовой сегрегации в США.

В Америке были автобусы с местами "только для белых".
Чернокожие не могли заходить в "белые" кафе, жить в "белых" районах, посещать определённые школы.
Законы Джима Кроу официально закрепляли этот порядок до 1964 года.
В Кин-дза-дзе! Уэф (элита) указывает, куда должны идти "низшие", так же, как американские власти указывали чернокожим, где им можно находиться.

3. «Я люблю ПЖ!» – синдром угнетённого народа
Когда кацапка говорит "Я очень люблю ПЖ!", это напоминает ситуацию, когда угнетённые люди начинают оправдывать свою судьбу.

В США в период рабства были рабы, которые верили, что их место – служить хозяевам.
В 90-е и 2000-е многие бедные россияне оправдывали власть олигархов и чиновников: "Они просто умнее", "Мы ничего не можем изменить".
В Кин-дза-дзе! пацаки не протестуют, а принимают свою участь, так же как чернокожие в Америке долгое время не могли бороться за свои права.
4. «Пацак никогда не станет чатланином» – каста, которую нельзя преодолеть
В США расовый барьер долго был непреодолим: каким бы талантливым ни был чернокожий, он не мог стать "белым" в глазах общества.
В 90-е в России бедняк из провинции почти не имел шансов стать успешным, даже если был умным и трудолюбивым.
В Кин-дза-дзе! пацак никогда не может стать чатланином, даже если он талантлив и умен.
Вывод
Фильм Кин-дза-дза! показывает универсальный принцип угнетения:

В США это было по расовому признаку.
В России это стало по социальному и классовому признаку.
Всегда есть элита (чатланы, белые, олигархи) и низшие (пацаки, чернокожие, бедные).
Картина пророчески предсказала не только российскую действительность, но и напомнила о старых механизмах угнетения, которые существовали в разных обществах.

#####


Рецензии