Конкурс на досуге - 217. Задание!
Не у каждого из нас есть слух, хотя он может хорошо слышать. Не у каждого есть вкус, хотя он легко отличит горькое от сладкого, кислое от пряного. А вот глаза... можно ли быть слепцом при достаточно хорошем зрении? Остановимся, пожалуй, на этом и не только на этом...
Объявляется тема 217 конкурса На досуге:
Caecus non judicat de colore
СЛЕПОЙ НЕ СУДИТ О ЦВЕТЕ
/Латинская поговорка/
_____________________
(Каекус нон худикат де колоре)
Иногда эта латинская пословица переводится в повелительном наклонении, например, так: слепец да не судит о цветах. О чём это говорит? Наверное, смысл такой:
НЕ РАССУЖДАЙ О ТОМ, В ЧЁМ НЕ РАЗБИРАЕШЬСЯ.
Но как мы порой увлекаемся, рассуждая на любую тему? Особенно, когда пишем стихи, нам, кажется, всё позволительно. Ведь мы не на научном симпозиуме, когда пишем, затрагивая научные факты. А вопросы религии? Как легко мы рассуждаем, порой ничего не понимая - достаточно веры и всё? Вера тоже может быть слепой. Как есть выражение "он слепо верил". В помощь можно привести цитату из Священного Писания: "...Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму". Здесь заложен глубокий смысл, прелрстережение. А потому иносказание на наглядном примере работает на восприятие. И не случайно поэтому взята иллюстрация картины Питера Брейгеля. Наглядно видно.
Когда кухарка рассуждает о политике, математик философствует, что делает поэт? Поэт признаётся в том, что он видит вокруг себя, потому что призван подмечать, а иногда и фантазировать, завуалировать свои собственные вопросы и чувства. Недавно мы прикоснулись к творчеству Евгения Евтушенко, и некоторые открыли его по-новому. Как вам эти стихи в продолжение развития нашей темы? Приведём весь текст, несмотря на его немаленький объём:
По Печоре
/Евгений Евтушенко/
За ухой, до слёз перчённой,
сочинённой в котелке,
спирт, разбавленный Печорой,
пили мы на катерке.
Катерок плясал по волнам
без гармошки трепака
и о льды на самом полном
обдирал себе бока.
И плясали мысли наши,
как стаканы на столе,
то о Даше, то о Маше,
то о каше на земле.
Я был вроде и не пьяный,
ничего не упускал.
Как олень под снегом ягель,
под словами суть искал.
Но в разброде гомонившем
не добрался я до дна,
ибо суть и говорившим
не совсем была ясна.
Люди все куда-то плыли
по работе, по судьбе.
Люди пили. Люди были
неясны самим себе.
Оглядел я, вздрогнув, кубрик:
понимает ли рыбак,
тот, что мрачно пьет и курит,
отчего он мрачен так?
Понимает ли завскладом,
продовольственный колосс,
что он спрашивает взглядом
из-под слипшихся волос?
Понимает ли, сжимая
локоть мой, товаровед, —
что он выяснить желает?
Понимает или нет?
Кулаком старпом грохочет.
Шерсть дымится на груди.
Ну, а что сказать он хочет —
разбери его поди.
Все кричат: предсельсовета,
из рыбкопа чей-то зам.
Каждый требует ответа,
а на что — не знает сам.
Ах ты, матушка — Россия,
что ты делаешь со мной?
То ли все вокруг смурные?
То ли я один смурной!
Я — из кубрика на волю,
но, судёнышко креня,
вопрошаюшие волны
навалились на меня.
Вопрошали что-то искры
из трубы у катерка,
вопрошали ивы, избы,
птицы, звери, облака.
Я прийти в себя пытался,
и под крики птичьих стай
я по палубе метался,
как по льдине горностай.
А потом увидел ненца.
Он, как будто на холме,
восседал надменно, немо,
словно вечность, на корме.
Тучи шли над ним, нависнув,
ветер бил в лицо, свистя,
ну, а он молчал недвижно —
тундры мудрое дитя.
Я застыл, воображая —
вот кто знает всё про нас.
Но вгляделся — вопрошали
щёлки узенькие глаз.
«Неужели, — как в тумане
крикнул я сквозь рёв и гик, —
все себя не понимают,
и тем более — других?»
Мои щёки повлажнели.
Вихорь брызг меня шатал.
«Неужели? Неужели?
Неужели?» — я шептал.
«Может быть, я мыслю грубо?
Может быть, я слеп и глух?
Может, всё не так уж глупо —
просто сам я мал и глуп?»
Катерок то погружался,
то взлетал, седым-седой.
Грудью к тросам я прижался,
наклонился над водой.
«Ты ответь мне, колдовская,
голубая глубота,
отчего во мне такая
горевая глупота?
Езжу, плаваю, летаю,
всё куда-то тороплюсь,
книжки умные читаю,
а умней не становлюсь.
Может, поиски, метанья —
не причина тосковать?
Может, смысл существованья
в том, чтоб смысл его искать?»
Ждал я, ждал я в криках чаек,
но ревела у борта,
ничего не отвечая,
голубая глубота.
*
Стихотворение ироничное, с привкусом горькой правды, без какого либо просвета. Но у нас может быть совсем иначе! Понимая суть вопроса, мы можем вырулить и найти просвет прозрения. Всё может быть, по крайней мере, в наших стихах. И вы, друзья, не перестаёте удивлять в этом отношении. Теперь представилась возможность заглянуть немного дальше, за границы наших познаний и возможностей и высказать поэтическим языком своё отношение... Посмотрим, что получится. Очень интересно!
Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________
Итак, стихи принимаются согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894
Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.
ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:
1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше! Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
2. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
ВНИМАНИЕ: любителям ЛОГАЭДОВ!!! Помните, что логаэд - строгий метр. Ведущая при не соблюдении заданного ритмического рисунка может не принять стихи на конкурс!!!
Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
3. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!
Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса - вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!
Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!
Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!
Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!
ВНИМАНИЕ! Приём работ до 12.00 ВОСКРЕСЕНЬЯ!!! И по просьбе можем еще продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение! И не думайте, что такая похвала будет лицемерием! В стихах каждого найдётся своя изюминка!
И ещё... не стоит ожидать замечания и советы на свои стихи от того, кому они просто не понравились. Помните, мы все разные. Не может всё всем нравится. А если такое происходит всё-таки, тогда автор побеждает в конкурсе! Не так ли?
______________________
Иллюстрация: картина Питера Брейгеля старшего "Притча о слепцах"
Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №124090600147