Обзор летнего тура от Аллы Арцис
Всегда есть соблазн загнать конкурсную работу в некие оценочные рамки – плюс за оригинальность, минус за неудачную рифму… Но произведение – это не сумма! В первую очередь мне хотелось остановиться на том ценном, что есть, а не выискивать зазевавшихся блох. И конечно – я не критик, не теоретик литературы, я просто пишу стихи. Потому и рецензии мои – это отклик «восторженного дилетанта». Многие из представленных работ привлекли моё внимание, но увы, конкурс есть конкурс – пришлось выбирать. Никаких истин в последней инстанции – только глубоко заинтересованный взгляд и желание своё вИдение пояснить.
Стихи идут в том порядке, как они были опубликованы в лонге.
02 Елена Бородина 13 Про чижика http://stihi.ru/2024/04/30/2006
Мой чижик, мой пыжик, мой верный дружок,
чего ты нахохлился, птенчик?
Вот семечек горсточка, вот пирожок,
вот сладкий вишневый леденчик –
смелей налетай, только лапки помой!
Ты нежен, и важен, и нужен.
А помнишь, вдвоем добирались домой:
за пазухой ты, я снаружи
по крайнему снегу и первой воде –
пешком, до мозолей, но все же
друг другу клялись не оставить в беде,
в болезни и в здравии тоже.
Твое – на Фонтанке простое жилье,
сложнее мое – целый город.
Мы дождь по стаканам давай разольем –
по возрасту, капель по сорок,
и вспомним, и вздрогнем единой душой
в едином порыве, дружище.
Нашли, что искали – уже хорошо,
а нет – значит, завтра отыщем.
А жизнь, распоясавшись, видно, в конец,
нагрянет, обманет, закружит.
Мой чижик, мой пыжик, мой умный птенец,
ты нежен,
ты важен,
ты нужен.
______________________________
«Мой чижик…»
Стихотворение тронуло мягкой доверительной интонацией. Я искала какой-то единственно правильный эпитет, но «нет – значит, завтра отыщем»! В самом стихотворении ни броских эпитетов, ни сложной драматической завязки нет, но есть та самая нужность и важность. И нежность.
05 Александр Андреев. Голландец и Нос http://stihi.ru/2024/01/21/1845
Отработав семь лет у старухи,
Навострившись тачать пироги,
Карлик Нос в понедельник со скуки
Двинул вверх по теченью реки,
Волоча непомернейший ранец,
Отбиваясь от клювов и крыл:
Говорили, Летучий Голландец
Там мятежный свой дух испустил.
Шелестела в ногах позолота,
Леденел огнедышащий свет,
Приближались лихие болота,
Где пропал легендарный корвет,
Карлик Нос продвигался налево
По примятой колючей траве,
И рецепт пирога королевы
Всё крутился в его голове…
…Не сыскать корабельного братства,
Не повесить на рее врага.
Тот, кто звался Летучим Голландцем,
Стал теперь Костяная Нога,
Он живёт в неприметной избушке
К лесу передом, задом к воде,
И гнездятся стрижи да кукушки
В необъятной его бороде.
Время неба застыло осокой,
Шалый ветер сорвал вымпела,
Пришвартованный и одинокий
Лишь посмотрит, как рыба-пила
Прогрызёт океанское сердце,
Опрокинет зловещий фальшборт
И отправится на зиму греться
В оплетённый лишайником порт…
На заросшей бурьяном дорожке
Разминуться вдвоём мудрено.
До утра светит лампа в окошке,
Не кончается в рюмках вино,
Растекается горькая память
И надежды прозрачная ткань,
И молчанье ложится ломтями
На тарелки в рассветную рань.
От бессмысленных слов «кукареку»
Беспощадно легко на душе.
Два усталых мужских человека —
Стержень с грифелем в карандаше.
Завершается поиск покоем,
И плевать на отсутствие звёзд:
Что осталось, мы молча обмоем
В Чорном Баре «Голландец и Нос».
---------------------------------------------------------
Рассматривала это стихотворение как картину. Думала – что в нём, чем цепляет? Но перечитываешь, и это странная история про Голландца и Носа, в конце которой «два усталых мужских человека» находят друг друга и покой, тоже приносит подобие покоя и беспощадную легкость душе… а в голове начинает крутиться «рецепт пирога королевы».
11 Владимир Осадчий Лукерья и Лука http://stihi.ru/2019/02/15/1526
Под ноги не стреляй
свобода в высоте,
вон там большой Алтай
у неба в животе,
вон там и мы с тобой
такие же как здесь
и там живёт любовь
навеки, аз есмь.
Смотри, какой сморчок,
хоть хлипок, но рукаст,
он крутит наш волчок
и не даёт упасть,
а рядом чей-то гном
замшелый Папа Лу
услышал метроном
и уронил юлу.
Гляди, как спеет лук
на луковых лугах,
а это чей каблук?
Сам Отче в сапогах!
Наверное устал
мирить своих стрельцов
от Южного Креста
до Альфа Близнецов.
А там...
а здесь, а тут...
постой, не торопись,
пока, что не зовут,
держись за эту жизнь.
Идут в руке рука,
глядят сквозь облака
два милых чудака-
Лукерья и Лука.
--------------------------------------
«Два милых чудака…»
Чудить нынче модно, и современный чудак – это практически профессия такая. Тем сложнее написать о чудаках так, чтобы читатель вспомнил: чудак – это от слова «чудо»! А что Большой Алтай в животе у неба, а сам Отче в сапогах – это Владимир Осадчий выдумал. Очень хорошо выдумал!
26 Танита Раш Вера http://stihi.ru/2024/07/01/5617
Медленно падает из окна
(Человек или птица?..) -
Глупое время,
Думает, что
Переродится...
Птичья вера - надтреснувший колокольчик, -
Колет ветер, выклёвывая глаза.
Дуй на звук, что ещё клокочет...
Отче!..
Отче...го же... не видят очи
Верность сломленного птенца?
Не удержат ни путь, ни путы.
Вертит небо. Не бойся, бо...
Больно только, когда проходит
Птица крыльями сквозь стекло.
------------------------------
Очень сложно это – крыльями сквозь стекло.
Требуется необычайная концентрация образа и плотность материала, доведенная до звона алмазного резца. Что, собственно, и удалось.
28 Игорь Турунтай ты какого цвета пламени http://stihi.ru/2016/11/16/9927
ты какого рода-племени
ты какого цвета пламени
ты какого черта лысого
из себя тут строишь лузера
проходи садись рассказывай
наливай давай закусывай
да лежи себе помалкивай
да мотай на ус наматывай
все дубы стоят по осени
в полушубках цвета лисьего
покорежены коррозией
с перевернутыми лицами
и глядят глазами кроткими
на тебя такого краткого
на твое веселье робкое
и печаль твою украдкою
ты какого рода-племени
ты какого цвета пламени
то ли чурка здоровенная
то ли кукла деревянная
проходи садись рассказывай
наливай давай закусывай
ты лети-лети посвистывай
ты гори-сияй потрескивай
-----------------------------------
Первый вопрос, которым задаёшься – о чём это? А это всё о том же, о предназначении – поэта ли, человека ли… Мало ответить на него правдиво – надо ещё, чтобы тебе поверили. «Ты – мир», «ты – природа», «ты – ты» – все эти сложные отношения автор осветил в шести катренах так, что в «ты лети…ты гори-сияй» веришь безоговорочно. И надо ли разбирать поэтические приёмы?
32 Александр Крупинин по садам невидимых камней http://stihi.ru/2021/10/02/527
по садам невидимых камней
по невоплотившейся дороге
по холодной брошенной стране
донелайтис бродит тонконогий
пара поросят в его саду
четверо шмелей в саду закрытом
медленный молчащий какаду
женщина со сломанным копытом
пара поросят в саду любви
четверо шмелей в саду страданий
тысячи с бокалами шабли
странных непроявленных созданий
день придёт и рыбы воспоют
камни на дороге рассмеются
проплывёт полынный парашют
ласточки прольют небесный уксус
сад не спит он ждёт восьмого дня
четверо шмелей застыли в танце
по опавшей кровле семеня
исчезают в небе францисканцы
облаков высокие гряды
время на потёртом старом слайде
тихие остывшие сады
нямунас швенчёнис донелайтис
-----------------------------------------------
Каждый раз, когда я соприкасаюсь с поэзией Александра Крупинина, возникает один и тот же вопрос: как он это делает? Сдержанность до недоговоренности, образы почти бессловесно, детали – тонкими штрихами, а всё вместе – удивительно стройная и прочная конструкция стиха, способная нести большие глубокие смыслы, историю, ностальгию. Браво!
36 Сандра Ово Хоть обзвонитесь в колокол http://stihi.ru/2023/06/06/4869
Вот так живёшь, не зная даже, что такое море,
да что там море, ни букв, ни колеса не зная!
Живёшь не тужишь, пока негаданно-незванно
со своим уставом не явится чужак на ужин.
Всему научит, и пахать и строить,
и походя научит брани...
Философ доморощенный Рикардо,
без возраста, в толстовке рваной
с логотипом Prado,
хозяин курами загаженного резвого рыдвана,
обрадован попутчикам ("спасибо, что не гринго!").
Мешая с лёгкостью испанский с гуарани,
разносит в пух и прах и без него в руины превращённый
храм Тринидад-де-ПаранА, от названия реки —
ПаранапАно ("река несчастий").
Упрямая, хоть обзвонитесь в колокол, не потечёт обратно!
Насильно сердце не полюбит, как ни бейся.
Рикардо что-то говорит о "белокурой бестии"
(la bestia rubia), сбежавшей куда-то там из Парагвая...
Не суть, куда сбежала, — в пути намаявшись,
почти мгновенно засыпаем под пристальными
взглядами нахохленных пеструшек.
И снится: вырываясь из гортани
серебряной огромной хищной птицы,
почти невидимой в тени недрёманного солнца,
река и небо беззаботно, без иезуитских
наставлений твердят о счастье и любви на гуарани.
Магия неизвестного языка… кажется, смыслы его, вылетающие «из гортани… серебряной птицы» недосягаемы, исполнены волшебства и тайн. Но старый рыдван, пеструшки, доморощенный философ – да кто вам сказал, что это Парагвай? Это ж у нас тут, буквально пару километров от границ Московской области отъехать! Да простит мне Сандра Ово такую вольность прочтения, но в моём понимании – это огромный плюс автору, который так точно и смачно нарисовал «не нашу» деревню, что поклонился всем забытым деревням и древним языкам на свете. Про счастье и любовь понятно на любом языке!
39 Елена Наильевна я знал что всё кончается но ты http://stihi.ru/2024/05/12/5512
сова сова я иволга приём
бретельки кеды пуговицы слимы
под вишней за развешенным бельём
в то лето ночи как гусей пасли мы
река полнела точно попадья
по облакам рассеялись цукаты
трещали очумелые цикады
и месяц плыл блестящая ладья
в пылу в пыли июльской маяты
с утра минуты к полночи толкая
я знал что всё кончается но ты
ты не такая впрочем а какая
не истончишься не устанешь быть
сквозь завиток свет божий проходимый
мы проросли бы лесом упади мы
в любую первосозданную сыть
не растворись наш замок из песка
не поломайся детскою стопою
полоска неба раннего узка
как наутилус я хочу с тобою
я знал всё испарится наконец
исчезнет словно золушка с пирушки
растает сон тягучий леденец
но не любовь твоя но не веснушки
но не ключица ключница звеня
в саду осенних ос и винограда
я всё забыл скажи что ты меня
а впрочем ладно поздно и не надо
листвой ложится время на поветь
да сколько можно ни пыльцы ни пальца
под вечер на песчинки
рас
сы
пать
ся
я звал тебя не звал ты где ответь
бретельки кеды гуси га га га
бельё не трепыхается на воле
ты месяц забрала в заколку что ли
слепые звёзды капают в стога
и словно зажигалку к фитилю
сова сова я иволга как слышно
стекает снова жар с июльских крыш но
не слышно
не отвечено
не лю
----------------------
«сова сова…»
Этот позывной точно мне адресован – ну как было не откликнуться? Тут и ещё птицы – и иволга, и «в то лето ночи как гусей пасли мы», – и осы, и река, всё наполнено звуками, из которых как большой прозрачный шар вырастает стихотворение и повисает в июльском зное. Очень осязаемо и объемно. В шорт!
42 Наталья Малинина Старые мифы о главном. Лаокоон http://stihi.ru/2010/02/02/1448
Timeo Danaos et dona ferentes
(Вергилий)
Лаокоон, ты никого не спас!
Ни городу, ни миру — не спаситель.
Бессилен разум. Гордой Трое пасть
предрешено; круг роковых событий
замкнулся в удушающем венце
колец змеиных.
Ужас на лице,
мольба и стоны старшего ребёнка;
а младшенького – обессилил яд.
Твой обморок. Твой хрип:
— Пусть...буду... я...
...Как блеяние жертвенных ягнят
сквозь морок и пронзительно, и тонко!
И снова явь.
И яд.
Они – сильней!
В змеиной пасти чья-то злоба пышет!
...Лаокоон, и кто ж тебя услышал?
Вот мальчики твои: они не дышат.
Но в каждой Трое ждут своих коней.
-------------------------------------------------------
Неспроста человечество тысячелетиями хранит мифы, легенды и сказания. Обращение к истокам – это мощный инструмент, и он работает в обе стороны:
передача культурного кода через эмоциональный образ в отточенной поэтической форме – использования культурного кода как метафоры для усиления поэтического образа. И можно вообще не знать, кто такой Лаокоон – но за право сказать «люди…будьте бдительны» во все времена плата непомерна.
45 Трунова Вероника На живца http://stihi.ru/2024/03/07/2473
Ловить на зеркальце, на лезвие конька,
На свежевымытые к Пасхе окна,
На прочего блескучего живца,
Вплетать сестре в косички, маме в локоны,
Не замечать, что он поймался сам,
На лето оставляя след веснушками,
Доверить время солнечным часам,
Смеяться над пророчеством кукушки.
Скажи, кукушка, сколько будет до? –
Весны, конца, другой какой-то вешки?
Слоится время равнодушное слюдой,
Капелью утекает вешней.
Наживки все изучены давно,
Что было поймано на них – отпущено.
Так отчего всё чаще свет иной
Приходит сам, незваный и зовущий?
--------------------------------------------------------
Ловить свет на блескучего живца – вот это охота!
И так светло и тонко автор об этом пишет, что свет «незваный и зовущий», приходит сам. И это – несомненная удача.
47 Игорь Гонохов Косточки и тени http://stihi.ru/2024/04/01/7349
Я постоянно спотыкаюсь
о чьи-то тени, снова, снова.
Как тот игрушечный Икарус
о россыпь косточек вишнёвых.
Неясный шёпот или шорох
однажды, помню, слышал в детской.
Так «шаровая» мимо шторы
проходит с еле слышным треском.
Там, в детской, время заикалось
(и с той поры не стало тише)
казалось, раз за разом слышу:
гремит по косточкам Икарус
с бордовой обожженной крышей.
Шуршат секунды, мир непрочен:
кристаллы, ягоды, растенья.
Червь потихоньку вещи точит,
остались косточки и тени.
Но мир не кажется зловещим,
в нём даже заиканье – отклик.
Мерцаем мы, мерцают вещи,
то просто тень, то прежний облик.
Все рецензии уже были написаны, казалось, тема закрыта.
Но прошли дни – и стало понятно, что созданный Игорем Гоноховым образ, это мерцание теней и вещей во времени или вне времени, не отпускает. Нечто из мира звёзд, свет которых прорывается сквозь пелену туманностей вечно.
Иногда слышишь от пишущих читателей: «Какая концовка, последние две строчки – супер!» Но зачастую это «ловкий трюк» автора: всем своим стихотворением он подводит нас к этому финишному заключению. Так и здесь: яркая вспышка врезавшегося в память события порождает мерцающий шлейф. Трагическая кульминация порождает запоминающийся своей точностью и простотой изложения финал. Игорь – спасибо за стихи.
48 Михаил Минаичев 1970 год. Отец и Мальцев http://stihi.ru/2024/07/14/3603
У меня есть мечта, и в нагрузку – надежда на случай.
Я живу поговоркой, что кто-то пропал, кто-то пан,
только с паном – беда, пропадать получается лучше,
вот, такая планида, что скажешь на это, Степан?
Говоришь – всё путём, ну, давай загибать будешь пальцы:
кошелёк потерялся, Тамарка сказала: "Good bye",
телевизор сгорел, но по радио слышу я – Мальцев
нам привозит четыре, давай, загибай, загибай!
Лета было чуть-чуть, а зима без конца и без края,
да ещё этот Мальцев злым гением вышел на лёд.
Этой ночью не спал – за стеной фестивалила Рая,
загибай ещё палец, с соседями мне не везёт.
К коммунизму идём, не сказать, чтобы быстро, и прямо,
я со всеми шагаю, да, видно, шагаю не так,
даже Мальцев, и тот, для себя выбирает Динамо,
почему мы, придурки, болеем с тобой за Спартак?!
Помнишь наш уговор, гол спартаковцев, разом– по стопке.
Ноль – четыре. Сирена! Всю водку солью в унитаз.
Что-то ты приуныл, загибать больше нечего, Стёпка?
В этой жизни есть Мальцев, и он всё решает за нас.
-----------------------------------------
Удивительная картинка из быта семидесятых, яркая, сочная – представляете, что значил хоккей тогда? Но дело не в результате хоккейного матча – дело в эпическом посыле стихотворения, в том мостике, который автор перебросил от момента к вечности. Поэтическое изложение в форме монолога ЛГ, почти театрального, как нельзя более для этого подходит.
49 Александр Быстров 4 Руки http://stihi.ru/2023/11/28/6745
Под рубашкой не носит крест
и свинины совсем не ест,
пахлава и плов - на столах,
не Христос у него – Аллах,
и не храм у него – мечеть,
и полдня до него лететь,
мы живём, проходя круги,
в разных землях, мирах других.
Мы - различны, различны с ним,
а похожи всего одним -
невзирая на сто причин
наши руки не отличить.
Наши руки, как двойники,
некрасивы, сухи, жестки,
от цемента и от воды
так шершавы и так тверды,
что, бывает, стыдишься их,
неухоженных рук мужских.
Но веками везде вокруг
миллионы таких же рук
кров, тепло, красоту, уют
сотворяют и создают.
И у них не бывает ссор,
свой язык и свой разговор,
свой закон и обычай свой,
не бывает меж ними войн,
и для них во все времена -
бог один и земля одна…
А сегодня товарищ мой
улетит в дальний путь домой.
Мы простимся обычным днём.
Просто руки пожмём.
--------------------------------------
Легко рассуждать о «женской поэзии» – о её прелестях, удачах, находках...
Но на примере творчества Александра Быстрова пора поднять тему мужской поэзии – брутальной, может быть, прямолинейной, но зато очень весомой. Это стихотворение, «Руки», кажется, написано специально для этого. Оно – о мужчине-созидателе, о мужчине-строителе, который способен удержать в своих руках целый мир. Перо поэта – и подавно.
Стихотворение цельное, крепко сбитое, начисто лишенное элементов накладной красивости – в этом и кроется секрет авторской удачи.
«Просто руки пожмём»
50 Татьяна Вебер Влюбленные http://stihi.ru/2019/05/18/2150
Помнить, помнить губы
Со следами простуды.
Пальцев лепет, трепет, истерику...
Душным августом открывали Америку.
Все влюблённые:
Первооткрыватели,
Законодатели,
Кладоискатели,
Воздухоплаватели — Богема!
Два крыла. Одно без другого
Несчастно. Дилемма —
Шептать о любви, кричать это слово
Отчаянно, выцарапывая на сердце античную фреску.
Влюблённых должно охранять ЮНЕСКО!
Иначе вымрут, исчезнут, пойдут по пути До-до-
Додсона в книгу, в наплаканное море,
На флешку, на плёнку кино.
А грядущие тезавраторы станут
вкладывать редчайшие экземпляры в золотые наполеондоры,
И хранить их под запорами,
Под стеклянными саркофагами или в непроницаемых сейфах,
Под свинцовыми шлейфами.
Либо под вулканическими, по пришествии конца света,
Их сохранит история. История нашей Планеты,
Миллионы лет безответно влюблённой в человечество.
-------------------------
Энергетика стихов Татьяны захватывает!
Пока другие авторы складывают катрены и подбирают рифмы, Татьяна строит маленький адронный коллайдер, сшибает в нем частицы, прилетевшие из поэтического космоса – и бац, высвобождается такое количество энергии, что его хватает нашей планете на «миллионы лет безответной влюблённо[сти] в человечество». Правда, прилетело ещё и «богема – дилемма», как показалось мне, случайно. Размышляю, «выцарапывая на сердце античную фреску».
51 Сергей Иванов 126 16 строк http://stihi.ru/2023/06/15/7065
если ветер уснет значит кто-то сегодня и мне
разменяет пятак - две по две и одну на удачу
чтобы смог дозвониться к застрявшей на небе луне
не жалея о том что какую-то точно потрачу
пусть не будет ответа дыхания и тишины
в этой паузе мир в этой догме простая задача -
все гудки над планетой которые ей не нужны
да монетки в руке - две по две и одна на удачу
мне сказали однажды - твой долг это просто писать
и неважно что небо бывает запойно чудачит
посмотри на луну да спроси - ну а вам разменять
все стихи про любовь - два по два и один на удачу
если ветер уснет значит кто-то сегодня и мне
одолжит лишний час тот который ещё не истрачен
а кукушка поймёт промолчав на осенней стене
и не будет ку-ку два по два и один на удачу.
-----------------------------------
Именно это стихотворение оказалось в моём шорте самым первым: как будто это мне выпали те самые «две по две и одна на удачу» – то ли монеты, то ли тотемные знаки, то ли сколы звёзд. И вот уже закрутился в наэлектризованном воздухе магический шар луны – «какую-то точно потрачу», и не одну…
Ритм захватывает, рефрен повторяется как мантра – автор шаманит, и ты оказываешься во власти этого камлания.
«Твой долг – это просто писать» – вечная тема, вечный вопрос, на который любой пишущий автор отвечает всем своим творчеством. Сергей ответил!
Шорт от Аллы Арцис
02 Елена Бородина 13 Про чижика http://stihi.ru/2024/04/30/2006
05 Александр Андреев. Голландец и Нос http://stihi.ru/2024/01/21/1845
11 Владимир Осадчий Лукерья и Лука http://stihi.ru/2019/02/15/1526
26 Танита Раш Вера http://stihi.ru/2024/07/01/5617
28 Игорь Турунтай ты какого цвета пламени http://stihi.ru/2016/11/16/9927
32 Александр Крупинин по садам невидимых камней http://stihi.ru/2021/10/02/527
36 Сандра Ово Хоть обзвонитесь в колокол http://stihi.ru/2023/06/06/4869
39 Елена Наильевна я знал что всё кончается но ты http://stihi.ru/2024/05/12/5512
42 Наталья Малинина Старые мифы о главном. Лаокоон http://stihi.ru/2010/02/02/1448
45 Трунова Вероника На живца http://stihi.ru/2024/03/07/2473
47 Игорь Гонохов Косточки и тени http://stihi.ru/2024/04/01/7349
48 Михаил Минаичев 1970 год. Отец и Мальцев http://stihi.ru/2024/07/14/3603
49 Александр Быстров 4 Руки http://stihi.ru/2023/11/28/6745
50 Татьяна Вебер Влюбленные http://stihi.ru/2019/05/18/2150
51 Сергей Иванов 126 16 строк http://stihi.ru/2023/06/15/7065
Об эксперте
Родилась и живет в Москве, архитектор, поэт.
Участница общепортальных, внутриплощадочных и иных сетевых конкурсов, дипломант, лауреат, призёр.
Изданы книги: «Зимородок», 2017, Ридеро, «Хорошо темперированный Гвадалквивир», 2019, РСП, «Предчувствие лунного», 2022, РСП, Москва.
Лауреат Национальной премии «Поэт года-2020», номинация «Лирика»
Лауреат премии «Наследие-2018», Лауреат премии «Русь моя-2019», 3-е место
Соорганизатор поэтического салона «Шапировские вечера» в Центральном доме архитекторов в Москве,
Председатель правления Московского регионального отделения Российского Союза Писателей.
Свидетельство о публикации №124090203059